SPORTS.KZ
1 ноября 2009 (00:16)

Вадим Псарев: «Надо всегда помнить, что все в наших руках»

Вадим Псарев: «Надо всегда помнить, что все в наших руках»

Заслуженному тренеру СССР Вадиму Александровичу Псареву 23 октября исполнилось 73 года.

— С днем рождения, Вадим Александрович! На какой год пришелся ваш самый памятный день рождения? — Их несколько. (Улыбается.) На Шымбулаке в 1970-м здорово отметили с ребятами. В Ивано-Франковске, Закарпатье, и в Норвегии со сборной СССР тоже празднование прошло замечательно. Эти дни рождения хорошо мне запомнились. Помню, в 1986 году в гостинице «Интурист» отлично справили мой 50-летний юбилей. Тогда был «сухой закон» Горбачева, а тут на турнир Баймагамбетова как раз приехали тренеры со всего Союза. Потом по всему Союзу разнесли весть, как Псарев весело справил свой праздник!

— Вы родились на Украине, а что послужило причиной переезда в Казахстан? Где увлеклись борьбой?
— 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Я ее встретил пятилетним мальчишкой под Полтавой (это недалеко от Киева). Бабушка с дедушкой спешно покинули базар и вернулись на хутор, где я и увидел в небе летевшие на восток немецкие самолеты. Потом обратно в Харьков, где мы с матерью, работавшей секретарем-машинисткой в обкоме партии, пробыли примерно месяц под постоянными бомбежками. Позже нас эвакуировали в Казахстан. Год жили в Кызылорде, шесть лет в Усть-Каменогорске, затем два года в Семипалатинске. Как раз в Семипалатинске я и стал заниматься греко-римской борьбой у своего первого учителя — дяди Миши Коняева. Это был интересный человек — сержант с военной выправкой и незаконченным средним образованием. Все у него было красиво и четко, даже пальцы не должны были дрожать, когда брал руку под козырек. Этот человек был настоящим балагуром и «своим в доску». А когда я переехал в Алма-Ату, у меня появился новый тренер — Петр Кузьмич Кукушкин. У него я тренировался с 1952 по 1959 гг., после чего уже начал тренировать сам.

— И какие у вас сложились отношения с Петром Кузьмичем?
— Это был человек, которому можно было довериться. В то время было очень много юных борцов-безотцовщин. И Петр Кузьмич в каком-то смысле заменил нам отца, несмотря на то,что в то время не было никаких спортивных школ и мы росли сами по себе. Он и сам был своего рода первопроходцем — в 1948 году первым среди юношей от Казахской ССР участвовал на чемпионате Союза. Это была первая казахстанская команда, и, конечно, они сразу же проиграли. Нельзя сказать, что у Петра Кузьмича были какие-то выдающиеся спортивные качества, ведь даже те технические приемы, которым он нас обучал, уже к тому времени официально не использовались в профессиональной борьбе. Однако в человеческих отношениях он был настоящим профессионалом — всегда мог найти доброе слово, приободрить.

— Четыре схватки, которые вы запомнили на всю жизнь.
— Первая схватка потрясла меня, когда в 1971 году на чемпионате мира в Софии, Болгария, Анатолий Назаренко впервые боролся с Желтой Молнией — талантливым венгерским борцом Чабом Хегедюшем. К тому времени Назаренко уже был чемпионом мира, а за спиной Хегедюши такого внушительного достижения еще не было. В первом периоде Анатолий начал набирать баллы, но судьи стали его «поджимать». Таким образом, только во втором периоде ему сделали два предупреждения. И это при счете 8:0 в его пользу! Парня просто-напросто загнали в угол, вынудили пойти на обострение. Войдя в клинч, он сковывал соперника, но на какой-то момент расслабился, а Хегедюш почувствовал свободу и сделал прием. В итоге Анатолий оказался на лопатках, ведя со счетом 8 баллов. Вторая их ожесточенная схватка произошла в 1975 году на чемпионате мира в Минске. Парадокс, но Анатолий опять вел со счетом 8:0, а судьи вновь начали грозить снять его за пассивность. Начался третий период, и все уже махнули рукой, полагая, что над ним уже нависло третье предупреждение и дисквалификация в схватке. Я попросил Анатолия вновь собраться с силами, и он сбил того в партер (полил 9-й балл), вытащил его «задним поясом» и бросил еще на два балла! И только после этого судьи присудили Назаренко звание чемпиона мира. Третья запомнившаяся схватка произошла с более именитым учеником. В 1976 году на летних Олимпийских играх в Монреале, Канада, для Валерия Резанцева все шло хорошо вплоть до финального поединка. Там ему пришлось биться с болгарином Стояном Николовым. Первый период выиграл в 4 балла, и вдруг что-то с ним неладное произошло. До сих пор не могу понять, что тогда случилось. Он вдруг почему-то стал подчиняться захвату соперника, хотя прекрасно знал, что нельзя входить в крест. При счете 8:7 Резанцеву дали предупреждение, но, собрав все свои силы, он сумел навязать свою борьбу оппоненту. За семь секунд предупреждение получил и Николов. При счете 9:8 победа была присуждена Резанцеву. Кстати, этот поистине памятный поединок судил тогда в качестве арбитра нынешний президент FILA Рафаэль Мартинетти. Четвертая запомнившаяся мне схватка связана с моим учеником Жаксылыком Ушкемпировым. На Олимпиаде в 1980 году Жаксылык, ведя в 11 баллов, расслабился и за считанные секунды проиграл 9 баллов болгарскому атлету Павлу Христову. Но все равно схватка закончилась со счетом 13:11 в пользу Жаке. Даже по счету видно, насколько поединок был напряженным.

— В советские времена спортсмены из Казахской ССР неоднократно брали золото и на «мире», и на Олимпийских играх. Почему сегодня такие достижения для Казахстана большая редкость?
— Я бы не сказал, что это большая редкость. Например, награды суверенному Казахстану принесли Юрий Мельниченко, Мкхитар Манукян, Бахтияр Байсеитов и др. В советское время был очень жесткий отбор, конкуренция высочайшая. Для того чтобы стать чемпионом СССР, нужно было пройти «все круги ада». Поэтому чемпионы Союза по всем компонентам были готовы завоевывать золотые награды на престижных соревнованиях.

— Какое впечатление на вас произвело выступление сборной Казахстана на чемпионате мира в Дании?
— Оптимистичное. Среди этих ребят есть перспективные борцы. Главное, нужно вести их в нужном направлении. Здесь многое зависит не только от самих спортсменов, но и от политики тренерского штаба. Слаженная работа обеих сторон — залог отличных результатов.

— Вы опытный тренер, скажите, может ли при хорошей подготовке и защите борец избежать травмы? Мог ли Дархан Баяхметов избежать вывиха локтевого сустава?

— Так в свое время случилось и с нашим тяжеловесом Георгием Цурцумиа. Ведь от получения травм никто не застрахован, вот и Баяхметов травмировался. Поскольку реакция притупляется от большой нагрузки и перетренировок, спортсмены часто травмируются на фоне усталости и нарушения координации. А чтобы избежать возможности получить травму, нужно правильно планировать свой тренировочный процесс.

— Вадим Александрович, вы были почетным гостем на турнире среди юниоров памяти Шамиля Серикова. Довольны качеством ближайшего резерва?
— Знаете, качество борьбы ребят оставляет желать лучшего. Сложилось даже впечатление, что мальчишки порой боролись на уровне любителей. Очень мало действий, было больше толкучки и стояния на месте. В этом вина лежит и на тренерах, которые либо по неопытности, либо по каким-то иным причинам не дали своим воспитанникам хороших борцовских знаний. Если на то пошло, несколько мальчишек-кадетов на турнире Байсеитова смотрелись намного ярче, нежели юниоры. Когда человек выходит на ковер, он должен быть настроен только на первое место, только на победу. А такого настроя я в глазах ребят не видел.

— Спасибо за беседу. Что пожелаете нашим спортсменам?
— Хочу пожелать сборной Казахстана единства, мира и согласия. Надо всегда помнить, что все в наших руках. Завоевать победу мы сможем лишь через тяжелый и кропотливый труд. Спортсменам желаю крепкого здоровья, профессионального роста, твердой веры в свою победу и целеустремленности!

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей
    Наверх