SPORTS.KZ
22 июня 2009 (00:10)

Александр Убыкин: «Личности рождаются во дворе»

Александр Убыкин: «Личности рождаются во дворе»

Александр Сергеевич Убыкин стал в свое время достойным преемником в рамке ворот «Кайрата» Куралбека Ордабаева. Как игрок он отдал алма-атинской команде 13 лет, примерно столько же лет как тренер.

Сейчас он продолжает работать тренером, очень любит это дело и в первую очередь растит молодую талантливую молодежь. Не секрет, что в любой стране мира, особенно называющей себя футбольной державой, на первом месте всегда стоит детский футбол. Поэтому работа наставника, который занимается с подрастающим поколением, особенна ценна. Об этом и многом другом мы поговорили с Александром Сергеевичем, встретившись с ним в спортивной школе «Цесна».

— Александр Сергеевич, многие болельщики до сих пор считают вас выходцем из России…
— Нет, я родился в Казахстане, вырос в районе Первой Алматы, там стал заниматься футболом. Как раз недалеко от моего дома находился стадион «Локомотив», где я начинал постигать азы мастерства. Потом попал в спортивную школу, принимал участие в спартакиадах школьников и других турнирах.

— А в голкиперы вас определили тренеры?
— Кстати, очень интересная история. Когда я начинал играть просто с мальчишками, двор на двор, улица на улицу, то всегда подсознательно становился в ворота. Может, потому, что с раннего детства я любил кидать мяч об стенку и ловить обратно. У меня как-то не было такого порыва бегать по полю в нападении или полузащите. Хотя обычно в таком возрасте все хотят играть, забивать голы.

— Вы довольно рано попали в команду мастеров.
— Так получилось, что мой тренер уехал в Псков и забрал с собой несколько игроков, со мной, например, ещё поехали Дмитрий Шеремет, Владимир Лихошерстных, Саша Кулаков. Мне тогда исполнилось 16 лет, но родители меня отпустили, потому что у нас были хорошие условия, мы были сыты, одеты, получали образование. В семнадцать лет я играл за команду «Машиностроитель» из Пскова, где провел три года. Потом меня призвали в армию, я стал служить в Ленинградской области. Начальник гарнизона курировал две футбольные команды, одна выступала в областном первенстве, другая — в городском. Мы стали играть за область и победили всех в своей группе. Это была команда «Звезда» из Выборга. После попал в ростовский СКА. Там тоже провел несколько лет…

Потом обстоятельства сложились так, что я вернулся домой. Но у меня не было предложений от «Кайрата», поэтому с моим другом Виктором Чуркиным написали заявление в ташкентский «Пахтакор», тем более Виктор был из Чимкента и ему было удобно ездить домой, где у него жила мама. Мы приехали, все посмотрели, нам обещали дать квартиры, причем на одной лестничной площадке. Потянулись дни ожидания, как говорится, обещанного три года ждут. Тут в Ташкент приехал Леонид Константинович Остроушко, нашел квартиру, где я тогда проживал, и в разгооре со мной стал давить на то, чтоя рано оторвался от дома и мои родители соскучились по мне. Я дал согласие, но единственная проблема заключалась в том, что тогда за два заявления могли совсем зарубить, но этот вопрос решился, моя мама написала заявление, что семь лет меня не видела, и меня отпустили в «Кайрат». Виктор Чуркин же дождался все-таки своей квартиры, часто говорил потом, что, будь я потерпеливей, играли бы вместе. А в 1979 году он разбился в той страшной авиакатастрофе вместе с командой (11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском из-за ошибки диспетчера столкнулись два самолета, в одном из которых находилась команда «Пахтакор», летевшая на матч высшей лиги в Минск. — Прим. авт.). Такая судьба… В общем, в Алма-Ате я появился в 1975 году, и почти тринадцать лет выступал за «Кайрат».

— И как сложилась ваша жизнь после?..
— Скажем так, я ещё мог поиграть, но в команде готовили нового, молодого вратаря, поэтому я ушел доигрывать в Павлодар. Там пробыл всего год, и, столкнувшись с не очень хорошиими вещами, ушел. Потом работал тренером, в частности, в КИФе работал сначала с Сеильдой Байшаковым, потом уже один. Вскоре обстоятельства сложились так, что я остался где-то на год без работы и, чтобы как-то заработать на жизнь, бегал со свистком, судил матчи городского масштаба. Потом меня снова позвали в родную команду «Кайрат», и на протяжении десяти лет я входил в тренерский штаб этого клуба. Даже удалось поработать в сборной, когда её тренировал Леонид Пахомов. На данный момент уже четвертой год готовлю вратарей в «Цесне». Недавно Сергей Гороховодацкий попросил помочь ему с молодежкой, ездили в Израиль, потом дома сыграли с Болгарией. Вместе готовили сборную и к игре с Черногорией.

— Вы можете назвать свои слабые и сильные стороны как голкипера?
— Наверное, нет, потому что считаю — судить не мне. В первую очередь, мою игру должны оценивать болельщики, ведь мы в свое время всегда выходили на поле с одной только мыслью — доставить радость фанатам, всем тем, кто пришел на стадион. Единственное могу сказать, что у меня не было чувства дискомфорта, когда я играл на выходах. Это всегда было очень важным моментом для вратаря — умение играть в воздухе. Я всегда выбирал наилучшую позицию и четко рассчитывал траекторию полета мяча.

— Можете вспомнить обидные мячи, котрые вы пропустили?
— Наверное, за всю мою карьеру было только два подобных случая. Один раз мы играли на Центральном стадионе против «Пахтакора» и вели в счете 1:0. До конца матча оставалось около 10 минут, и Шаймарданов вдруг закинул мне мяч за спину, в итоге — 1:1. Обидно ещё и потому, что тогда матчи с ташкентцами были очень принципиальными.

Другой случай произошел, когда я был совсем молодым, всего 18 лет. Я только-только начинал играть за основу. В одном из матчей наша команда вела с минимальным счетом, по нашим воротам нанесли несильный удар, я спокойно забираю мяч. И тут на кураже решил немного попижонить, хотел ударить мяч об землю и снова взять в руки. Но только я это сделал, как нападающий команды противника внезапно бьет по мячу и сравнивает счет. Я пришел в раздевалку, сел и обхватил голову руками, а мои партнеры по команде плюнули мне под ноги… Потом повели в ресторан и попросили заказать столик. Я все сделал, как они сказали. Ребята посадили меня, налили коньяк и заставили выпить. Потом спросили, сколько стоит столик, я ответил, что сорок рублей. Они сказали, что на эти деньги могли бы купить своим семьям продукты, но из-за пропущенного мяча лишились премиальных… Потом, правда, они расплатились за столик, но с тех пор я всегда чувствовал ответственность, когда вставал в рамку.

— А сейчас вы следите за нашим чемпионатом?
— Да, за последние 4 года ни одного матча не пропустил, в смысле ни одного матча, который проводился в Алматы.

— И каковы ваши впечатления?

— К сожалению, в нашем футболе есть одна большая проблема — отсутствие ярких личностей, таких футболистов, на которых люди действительно бы пошли. В основном все какие-то невыразительные. Хотя есть, например, Кукеев, но он блистает эпизодично, моментами. Жумаскалиев? Неплохой игрок, но по меркам даже моего времени весьма средний футболист.

— В чем же суть этой проблемы?
— В первую очередь, после распада Союза закрылось очень много хороших школ-интернатов. Турниров тоже не так много, как было раньше. А те школы, что остались, в них нет никаких условий, и даже если мы видим перспективного игрока, то не можем дать ему гарантии, что обеспечим всем необходимым. Это одна причина. Вторая — это то, что поменялся наш менталитет. Почему у нас нет игроков-личностей? Потому что раньше дети днями и ночами играли во дворе в футбол, любой тренер мог зайти на любую такую площадку и найти таланты! А ведь именно в дворовых баталиях куется характер и качества, необходимые для яркой футбольной личности.

А что сейчас? Я недавно был на стадионе «Локомотив», он пустой! В наше время там приходилось занимать очередь на площадку! Сейчас же посмотрите: молодые люди или ходят по улицам в наушниках, или же сидят в Интернете. Когда они приходят к нам, у них не развиты многие мышцы тела, их приходится учить ходить, бегать, прыгать по-новому. Кроме того, если какая-нибудь спортивная школа находит талант, то, что она сейчас делает в первую очередь? Думает, куда бы его подороже продать! В этом и заключается суть, к сожалению, все в мире перешло на денежные отношения….

— Но ведь это общемировая тенденция, не секрет, что в современном футболе деньги играют главную роль…
— Да, но дело не в том, где то, может, это и хорошо. Вы посмотрите на современные клубы, «Арсенал» или «МЮ», у них ведь есть свои академии, где созданы прекрасные условия, и, если они кого-то продают из молодых игроков, у покупателя будет уверенность, что игрок стоящий. Объективно, когда я смотрю матчи нашего чемпионата, то вижу, что игроки не играют в футбол, а делают свою работу. Но ведь играть в футбол надо для удовольствия, и не только для себя, а для зрителей, ведь люди приходят на стадион ради этого. Поэтому, когда смотришь чемпионат Англии, видишь, что в некоторых ситуациях футболисты начинают пижонить, чтобы болельщикам понравилось. Правда, есть негласное правило: если не умеешь пижонить, то лучше этого не делать. В Англии команда занимает последнее место, но на её игру приходит полный стадион, кроме того, клуб проигрывает 0:3, а игроки продолжают до последней минуты бороться за мяч, стелются в подкатах, бьются до конца. У нас при таком раскладе зрители давно бы покинули стадион. А там все иначе, потому что люди понимают, что футболисты стараются для них.

— Какие чувства возникли у вас, когда вы узнали об участи «Кайрата»?

— Так получилось, что в последние несколько лет я потерял связь с кайратовцами, не то что на кого-то обиделся или ещё что-то. Просто в свое время меня попросили уйти из «Кайрата». Я понимал, что пришел новый тренер со своей командой. Если в моих услугах больше не нуждались, то я бы сам ушел. А так обидно за то, что такая команда, как «Кайрат», опустилась до такого уровня. Это бренд, и этим все сказано. Хотя, конечно, главная причина в том, что «Кайрат» потерял преемственность своих традиций. В мое время если тебя не брали в эту команду, то все, считай — карьера твоя пропала. Кроме того, раньше вся страна работала на «Кайрат», в том плане, что всех лучших игроков со всех уголков страны непременно отправляли к нам. А сейчас, спроси кого-нибудь, пойдешь играть в «Кайрат», получишь отрицательный ответ. В этом вина ещё и тех, кто руководил клубом. Они думали, что это игрушка, поиграл и выбросил. Они не сохранили имя команды. А преемственности ещё нет потому, что футболисты стали смотреть на деньги. Сейчас если есть деньги, то собирают хорошую команду и выигрывают чемпионат. А если нет денег, то все уходят в другой клуб. А ведь «Кайрат» в свое время был известен далеко за пределами нашей страны. А знает ли кто-нибудь сейчас про город Актобе? Обидно за то, что «Кайрат» не в состоянии вести борьбу за высокие места, не говоря же о чемпионстве. В итоге мы имеем то, что имеем…

— За четыре года работы в «Цесне» есть вратари, которые уже выступают в премьер-лиге?
— Да, конечно. Это Владимир Плотников, Денис Толебаев, Эльдар Шайхесламов. Все хорошие, перспективные ребята. По мере возможности слежу за ними, когда вижусь с ними, могу по-отечески пожурить за какие-то моменты…

— Тогда, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать хороший голкипер?
— Ну не слишком высоким надо быть, как правило, они не гибкие. Рост, наверное, в пределах 185–190 плюс отменные реакция и гибкость. Тот же Толебаев, несмотря на рост под два метра, очень гибок. Плотников обладает хорошим видением поля, правда, он довольно поздно начал заниматься… Давиду Лория, наоборот, ещё несколько сантиметров роста не помешало бы, поэтому на выходах он играет неуверенно. Когда в рамке, то совсем по-другому себя ведет, там он намного сильнее играет.

— Вы поработали в сборной с тренером-иностранцем, как считаете, это все-таки плохо или хорошо?
— В этом есть свои плюсы и минусы. Свой тренер хорош тем, что он, как ни крути, более патриотичен. Я думаю, у нас есть тренеры, которые смогли бы тренировать национальную команду, но другой вопрос — дадут ли им такую же свободу, как иностранцу. Я, например, не видел, что кто-нибудь из отечественных тренеров сам бы вызвался возглавить сборную, крикнуть: я смогу сделать хорошую команду!
Иностранцы же, во-первых, не всегда понимают наш менталитет, а во-вторых, если мы все-таки ищем зарубежного специалиста, то он должен быть на уровне. Тот же Хиддинк, когда стал тренером сборной России, у него уже была четко разработанная программа, методики и многое другое.

— Тогда не могу не спросить, чего ожидаете от матча со сборной Англии (разговор состоялся накануне матча с англичанами. — Прим. авт.)?
— Хорошей игры, достойной, чтобы не было стыдно. Игроки нашей команды в этот день в первую очередь должны доказать себе, что они футболисты и умеют играть в футбол. Хочу увидеть в их глазах самоотдачу. Пусть мы и проиграем, но сделаем это красиво. Мне на память приходит матч против сборной Украины, при Тимофееве, когда мы уступили 1:2. Обидное поражение было, но в той игре мы действительно играли в футбол. Поэтому такой же игры желаю и с Англией, тем более поддержать ребят полный стадион придет.

— А ведь аншлаг 6 июня будет именно из-за Англии, вас это не задевает?
— Думаю, это абсолютно нормально. Учитывая класс команды. Опять, если вернуться к разговору о личности, придут посмотреть не на сборную Англии, а на Джеррарда, Лэмпарда, Терри… Потому что это личности. А ведь если взять вратарей англичан, причем любого из английской сборной, сомневаюсь, что тот же Робинсон или Джеймс потянет на звание личности. Помните, когда «Кайрат» в Лиге чемпионов играл против «Артмедии»? В Алматы стадион был полным, и он пришел посмотреть на «Кайрат», и, если бы не судьи в ответной игре, где нам не хватило десяти секунд, к нам бы приехал «Рейнджерс». Тогда бы на стадион пришли посмотреть на шотландскую команду. Вот так.

— И последний вопрос: как проводите свободное время?
— Его у меня не так много, потому что чего только стоит на работу добраться! (Смеется.) А так во время отпуска, который обычно бывает, зимой ездим с женой отдыхать в Эмираты. Раньше, а сейчас, учитывая кризис, куда-нибудь поближе хотим…

— Спасибо, Александр Сергеевич, за интересную беседу!

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

    Статистика


    Опрос

    Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

    Наверх