30 января 2007 (14:43)
Ахметова - самая первая спортсменка-казашка, входившая в сборную Казахстана по спортивной и художественной гимнастике с 1955 по 1962 год. 27 января у этой прекрасной, мудрой, доброй женщины день рождения. Ей исполнилось 75 лет. Несмотря на тяжелое детство и жизненные невзгоды, Азалия Муталлаповна, как солнышко, излучает тепло и ласку, она радуется жизни и оптимистично смотрит в будущее. Спорт считает лекарством, излечившим ее от ран, нанесенных тяжелой судьбой, а работу спортивным психологом - призванием на всю жизнь.
- Что для вас значит быть первой казашкой-гимнасткой, первым спортивным психологом?
- Раньше это ничего не значило. Только в последнее время стали об этом говорить. Я просто занималась спортом, у меня были способности к гимнастике. Хотя я никогда не завоевывала первого места, но всегда была второй или третьей. В сборной по спортивной и художественной гимнастике я была единственная казашка. А тогда с целью увеличения количества участвующих женщин Востока в различных видах спорта к общему счету команды за одну представительницу коренной национальности прибавляли еще 10% от всей суммы баллов. Тогда вот и ощущалось, что я - первая гимнастка-казашка. А трудиться на ниве спортивной психологии женщине в Казахстане было трудно. Я посылала свои статьи, работы на все конференции, симпозиумы спортивных психологов СССР по гимнастическим видам спорта. Но республиканские психологи, в частности, психологи Алма-Аты, не пропускали мои тезисы на Всесоюзные съезды. Некоторые ревностно относятся к моим работам и до сих пор. Я чувствовала себя своей среди чужих и чужой среди своих, когда в институте все студенты, не имеющие прямого отношения к психологии, а только проходившие специализацию по моему предмету, и преподаватели всегда ценили мой труд, уважали и прислушивались к тому, что я хотела донести до них. А психологи даже слышать обо мне не хотели.
- Изменило ли серьезное увлечение спортом вашу жизнь?
- Я вообще считаю, что спорт явился для меня спасением от всех недугов. Когда я приехала в Алматы и серьезно занялась гимнастикой, у меня не осталось и следа от ревматизма, цинги и язвы желудка, которыми я страдала еще со времен детского дома. В дальнейшем, за время учебы и работы, я ни разу не уходила на больничный. Помимо пользы для здоровья, в спорте нашла для себя отдушину. Я тренировалась с большим энтузиазмом и получала от этого удовольствие. Спорт воспитал во мне такие ценные качества, как организованность, дисциплина, стремление к достижению поставленной цели. Любовь к людям, активная жизненная позиция, желание творить добрые дела – все это тоже стало для меня приоритетным благодаря занятиям и общению в спортивном коллективе.
Рассматривая старые фотографии, Азалия Муталлаповна будто переживает все заново. Вспоминает забавные случаи из жизни, сравнивает нынешнюю спортивную подготовку гимнасток с тем, как тренировалась она, называет имя каждого на фотографии, с кем она стоит у дверей любимого КазИФК: «Вот тут рядом со мной стоит Женя Петров, который сейчас является тренером Special Olympics Kazakhstan», или собирается на лыжный кросс.
С огромной любовью Азалия Муталлаповна говорит о своих студентах, смеется, когда вспоминает забавные случаи, происходившие с молодежью, с которой она постоянно тесно была связана.
- Каких принципов вы всегда придерживались при работе со студентами?
- За все годы преподавания я не поставила ни одной «двойки» студенту. Заставляла их учиться, но никогда не ставила «неуд». Если я буду ставить «2», сомневаюсь, что я начну лучше преподавать или студент начнет лучше учиться. Наоборот, он озлобится и не будет ничего усваивать. Нужно суметь заставить студента заниматься, если он сам этого не хочет, объяснить, вовлечь в процесс учебы. Я советовала ребятам ходить на различные соревнования, читать спортивные издания. Потом мы все увиденное или прочитанное разбирали на лабораторно-практических занятиях, обсуждали ошибки спортсменов, судей, сравнивали. Это все помогало вникнуть в процесс психологической подготовки спортсменов к конкретным видам спорта. Мы учились определять, как в той или иной ситуации правильно восстановиться и мобилизовать себя после полученной травмы, если необходимо продолжать выступление. Я старалась, чтобы в каждом виде спорта студенты руководствовались психологической подготовкой, чтобы научились управлять своим состоянием перед выступлением, вовремя оного – находить взаимопонимание с партнерами. Разрабатывала так называемые «деловые игры». Всему этому я уделяла очень много внимания. Ко мне на лекции ходили студенты из других учебных заведений, даже из медицинского института. Я очень любила своих студентов. И любовь, которую я вкладывала в них, теперь возвращается ко мне. Это греет мне душу.
А когда ученики Азалии Ахметовой полетели на Олимпийские игры в Атланту, их верный и наставник и друг отправила телеграммой свое стихотворение, чтобы их поддержать.
Вернувшись на Родину, первым делом спортсмены подошли к Азалии Муталлаповне поблагодарить ее. Для них было неожиданностью увидеть далеко за океаном на стенде напутствие любимой преподавательницы. Студенты Азалии-апай сказали, что эти строки дали почувствовать: за них болеет их Родина, народ. Они вспомнили все, чему их учила Азалия Муталлаповна, и сумели правильно психологически себя настроить.
Нельзя было не спросить о том, что первая казашка-гимнастка думает о нынешнем поколении в гимнастике.
- Да, когда-то я была единственная казашка. А сейчас у выпускницы нашего института Натальи Михайловны Кузнецовой (главного тренера по художественной гимнастике ЦСКА) в младших группах 80% юных спортсменок девочки-казашки. Это очень радует.
- Насколько отличается подготовка к соревнованиям сегодня от того, как тренировались вы?
- Подготовка гимнасток вышла на более организованный, профессиональный уровень, чем в мое время. Сегодня в гимнастику приводят совсем еще маленьких девочек четырех-пяти лет. И уже лет в пятнадцать, а то и раньше они участвуют в международных соревнованиях. Гимнасткам ставятся очень сложные по технике элементы. Однако я заметила, что сейчас почти не обращают внимания на параллельность линий рук и ног, хотя для нас это было очень важным. А в вузах стали больше часов уделять общим наукам, чем специализированным.
- Как же можно это исправить?
- Я считаю, нужно поменять программу обучения. Сейчас укорачиваются часы для спецпредметов, а их место занимают такие общие науки, как, например, валеология, физиология, анатомия, с которыми все студенты знакомы уже давно, ведь все это они изучали в школе. На каком-то выступлении один чиновник сказал, что у нас в Академии туризма и спорта обучаются 180 профессиям и 120 специальностям. Но ведь специальностей больше; чем профессий! Профессия одна учитель, например. А специальностей много – учитель математики, географии, биологии. То есть у нас в Министерстве образования даже не могут дать точное определение, что такое профессия, а что такое специальность. После этого они решают, что важнее изучать общие предметы, а про спортивную психологию можно забыть. Но у спортсменов должна быть психологическая грамотность! В наше время в Казахстане психологическая теоретическая подготовка была на таком высоком уровне, как ни в одной другой республике Советского Союза. Ученые разрабатывали психологию не только по профессиям, но и по специальностям. Мне вот 75 лет, неизвестно, сколько лет еще Бог отмерит. А ведь у меня есть много разной интересной информации, которой можно поделиться. Я очень желаю того, чтобы люди всех возрастных групп и любых специальностей овладели психологической грамотностью для самосовершенствования личности и повышения профессионального мастерства.
Юлия Гусманова
«PROСПОРТ Казахстан»
Гимнастика, как художественная, так и спортивная, - один из самых популярных, зрелищных и красивых видов спорта. А в Казахстане он становится еще и одним из самых популярных. Профессионально гимнастикой хочет заниматься каждая третья казахстанская девчонка. Это сейчас. А раньше для того, чтобы увеличить количество спортсменок среди женщин Востока, велась специальная пропаганда.
Азалия Ахметова: Спорт - спасение от всех недугов
Ахметова - самая первая спортсменка-казашка, входившая в сборную Казахстана по спортивной и художественной гимнастике с 1955 по 1962 год. 27 января у этой прекрасной, мудрой, доброй женщины день рождения. Ей исполнилось 75 лет. Несмотря на тяжелое детство и жизненные невзгоды, Азалия Муталлаповна, как солнышко, излучает тепло и ласку, она радуется жизни и оптимистично смотрит в будущее. Спорт считает лекарством, излечившим ее от ран, нанесенных тяжелой судьбой, а работу спортивным психологом - призванием на всю жизнь.
- Что для вас значит быть первой казашкой-гимнасткой, первым спортивным психологом?
- Раньше это ничего не значило. Только в последнее время стали об этом говорить. Я просто занималась спортом, у меня были способности к гимнастике. Хотя я никогда не завоевывала первого места, но всегда была второй или третьей. В сборной по спортивной и художественной гимнастике я была единственная казашка. А тогда с целью увеличения количества участвующих женщин Востока в различных видах спорта к общему счету команды за одну представительницу коренной национальности прибавляли еще 10% от всей суммы баллов. Тогда вот и ощущалось, что я - первая гимнастка-казашка. А трудиться на ниве спортивной психологии женщине в Казахстане было трудно. Я посылала свои статьи, работы на все конференции, симпозиумы спортивных психологов СССР по гимнастическим видам спорта. Но республиканские психологи, в частности, психологи Алма-Аты, не пропускали мои тезисы на Всесоюзные съезды. Некоторые ревностно относятся к моим работам и до сих пор. Я чувствовала себя своей среди чужих и чужой среди своих, когда в институте все студенты, не имеющие прямого отношения к психологии, а только проходившие специализацию по моему предмету, и преподаватели всегда ценили мой труд, уважали и прислушивались к тому, что я хотела донести до них. А психологи даже слышать обо мне не хотели.
- Изменило ли серьезное увлечение спортом вашу жизнь?
- Я вообще считаю, что спорт явился для меня спасением от всех недугов. Когда я приехала в Алматы и серьезно занялась гимнастикой, у меня не осталось и следа от ревматизма, цинги и язвы желудка, которыми я страдала еще со времен детского дома. В дальнейшем, за время учебы и работы, я ни разу не уходила на больничный. Помимо пользы для здоровья, в спорте нашла для себя отдушину. Я тренировалась с большим энтузиазмом и получала от этого удовольствие. Спорт воспитал во мне такие ценные качества, как организованность, дисциплина, стремление к достижению поставленной цели. Любовь к людям, активная жизненная позиция, желание творить добрые дела – все это тоже стало для меня приоритетным благодаря занятиям и общению в спортивном коллективе.
Рассматривая старые фотографии, Азалия Муталлаповна будто переживает все заново. Вспоминает забавные случаи из жизни, сравнивает нынешнюю спортивную подготовку гимнасток с тем, как тренировалась она, называет имя каждого на фотографии, с кем она стоит у дверей любимого КазИФК: «Вот тут рядом со мной стоит Женя Петров, который сейчас является тренером Special Olympics Kazakhstan», или собирается на лыжный кросс.
С огромной любовью Азалия Муталлаповна говорит о своих студентах, смеется, когда вспоминает забавные случаи, происходившие с молодежью, с которой она постоянно тесно была связана.
- Каких принципов вы всегда придерживались при работе со студентами?
- За все годы преподавания я не поставила ни одной «двойки» студенту. Заставляла их учиться, но никогда не ставила «неуд». Если я буду ставить «2», сомневаюсь, что я начну лучше преподавать или студент начнет лучше учиться. Наоборот, он озлобится и не будет ничего усваивать. Нужно суметь заставить студента заниматься, если он сам этого не хочет, объяснить, вовлечь в процесс учебы. Я советовала ребятам ходить на различные соревнования, читать спортивные издания. Потом мы все увиденное или прочитанное разбирали на лабораторно-практических занятиях, обсуждали ошибки спортсменов, судей, сравнивали. Это все помогало вникнуть в процесс психологической подготовки спортсменов к конкретным видам спорта. Мы учились определять, как в той или иной ситуации правильно восстановиться и мобилизовать себя после полученной травмы, если необходимо продолжать выступление. Я старалась, чтобы в каждом виде спорта студенты руководствовались психологической подготовкой, чтобы научились управлять своим состоянием перед выступлением, вовремя оного – находить взаимопонимание с партнерами. Разрабатывала так называемые «деловые игры». Всему этому я уделяла очень много внимания. Ко мне на лекции ходили студенты из других учебных заведений, даже из медицинского института. Я очень любила своих студентов. И любовь, которую я вкладывала в них, теперь возвращается ко мне. Это греет мне душу.
А когда ученики Азалии Ахметовой полетели на Олимпийские игры в Атланту, их верный и наставник и друг отправила телеграммой свое стихотворение, чтобы их поддержать.
Вернувшись на Родину, первым делом спортсмены подошли к Азалии Муталлаповне поблагодарить ее. Для них было неожиданностью увидеть далеко за океаном на стенде напутствие любимой преподавательницы. Студенты Азалии-апай сказали, что эти строки дали почувствовать: за них болеет их Родина, народ. Они вспомнили все, чему их учила Азалия Муталлаповна, и сумели правильно психологически себя настроить.
Нельзя было не спросить о том, что первая казашка-гимнастка думает о нынешнем поколении в гимнастике.
- Да, когда-то я была единственная казашка. А сейчас у выпускницы нашего института Натальи Михайловны Кузнецовой (главного тренера по художественной гимнастике ЦСКА) в младших группах 80% юных спортсменок девочки-казашки. Это очень радует.
- Насколько отличается подготовка к соревнованиям сегодня от того, как тренировались вы?
- Подготовка гимнасток вышла на более организованный, профессиональный уровень, чем в мое время. Сегодня в гимнастику приводят совсем еще маленьких девочек четырех-пяти лет. И уже лет в пятнадцать, а то и раньше они участвуют в международных соревнованиях. Гимнасткам ставятся очень сложные по технике элементы. Однако я заметила, что сейчас почти не обращают внимания на параллельность линий рук и ног, хотя для нас это было очень важным. А в вузах стали больше часов уделять общим наукам, чем специализированным.
- Как же можно это исправить?
- Я считаю, нужно поменять программу обучения. Сейчас укорачиваются часы для спецпредметов, а их место занимают такие общие науки, как, например, валеология, физиология, анатомия, с которыми все студенты знакомы уже давно, ведь все это они изучали в школе. На каком-то выступлении один чиновник сказал, что у нас в Академии туризма и спорта обучаются 180 профессиям и 120 специальностям. Но ведь специальностей больше; чем профессий! Профессия одна учитель, например. А специальностей много – учитель математики, географии, биологии. То есть у нас в Министерстве образования даже не могут дать точное определение, что такое профессия, а что такое специальность. После этого они решают, что важнее изучать общие предметы, а про спортивную психологию можно забыть. Но у спортсменов должна быть психологическая грамотность! В наше время в Казахстане психологическая теоретическая подготовка была на таком высоком уровне, как ни в одной другой республике Советского Союза. Ученые разрабатывали психологию не только по профессиям, но и по специальностям. Мне вот 75 лет, неизвестно, сколько лет еще Бог отмерит. А ведь у меня есть много разной интересной информации, которой можно поделиться. Я очень желаю того, чтобы люди всех возрастных групп и любых специальностей овладели психологической грамотностью для самосовершенствования личности и повышения профессионального мастерства.
Юлия Гусманова
«PROСПОРТ Казахстан»
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
- Другие28 ноября 2024 (18:22)Астрологи спрогнозировали спортивные события не ближайших выходных
- Другие31 октября 2024 (19:33)Гадаем на спорт. Новый формат спортивной аналитики на Youtube
- Другие29 октября 2024 (22:52)Blast: World Final. Что мы знаем о киберспорте?
- Другие24 октября 2024 (20:09)Новый формат. Спортивная аналитика и эзотерика на YouTube
Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
- 28 ноября, 2024
- 21:22ДругиеКазахстан и Россия приняли важное решение о проведении «Игр будущего»
- 19:42Фигурное катаниеДисквалифицированная Камила Валиева получила хорошую новость
- 15:01Лыжный спортОбъявлен состав сборной Казахстана по лыжным гонкам на этап Кубка мира в Финляндии
- 14:28Другие«Мы прямо заявляем». Министр спорта сообщил судьбу отношений России с МОК
- 13:35Лыжный спортСтартовали УТС сборной Казахстана по фристайл-акробатике
- 11:27Стрельба«Я стал абсолютным чемпионом». Лидер сборной Казахстана подвел итоги сезона
- 27 ноября, 2024
- 19:10ДругиеПризер Олимпиады в Пекине возглавит спортивное ведомство мегаполиса
- 17:24Фигурное катаниеМихаил Шайдоров стал первым казахстанским фигуристом в финале Гран-при
- 12:34Фехтование«Такая „бронза“ дорогого стоит». В сборной Казахстана указали на уникальность медали Кубка мира
- 26 ноября, 2024
- 19:16Водные виды спортаКазахстанский пловец номинирован на звание «Спортсмен года» по версии World Aquatics
- 18:37БиатлонРоссию лишили «золота» Олимпиады
- 17:29ДругиеПрезидент поручил министру внести изменения в «главный закон» казахстанского спорта
- 11:54Лыжный спортНазван состав сборной Казахстана на первый этап Кубка мира по фристайлу-могул
- 25 ноября, 2024
- 09:45ФехтованиеКазахстан завоевал медаль на этапе Кубка мира по фехтованию
- 24 ноября, 2024
- 19:48Конькобежный спортКазахстан завоевал два «золота» на турнире по шорт-треку в Италии