SPORTS.KZ
22 января 2015 (08:50)

Редкие спортивные профессии: укладчик горнолыжной трассы

Редкие спортивные профессии: укладчик горнолыжной трассы

Sport.zakon.kz продолжает рассказ о редких спортивных профессиях в нашей стране.

— Моя работа заключается в подготовке склонов для массового катания, которые включает в себя несколько пунктов, а это — бесперебойная работа канатной дороги, система снежного оснежения, лыжный патруль на склоне и система снего-уплотнительной техники, — рассказывает операционный менеджер ГК «Шымбулак» Александр Руденко. — Мой рабочий день начинается в 7:30, все зависит от погодных условий, если у нас снегопад, либо предстоит большой объем работ, то он длится до часу, порой и двух часов ночи.

— Каким образом осуществляется закладка трассы?
 Ежегодно проводятся планировочные работы, исходя из опыта по зимнему сезону — это где сделать более пологий спуск, как для детей, так и для начинающих взрослых, сделать более безопасные склоны. На «Шымбулаке» существует новая трасса, которая называется «Левый Талгар», ее дистанция составляет порядка одного километра, внутри этой трассы есть одновременно три трассы, на которых безопасно могут кататься начинающие лыжники и сноубордисты, которые не катаются по основной трассе, по тем или иным причинам.

— Но ведь эта трасса работала прошлые года?
— Она работала, но были проблемы с осадками, было мало снега. В этом году со снегом у нас все в порядке, трассу, по сравнению с прошлым годом, открыли намного раньше. Снег там лежит до мая, некоторые умудряются подняться выше и покататься в конце июня.

— Как неустойчивая погода Южной столицы влияет на вашу работу?
— Ни для кого не секрет, что этот год по количеству осадков и температурным показателям считается аномальным. Одно дело, когда не хватает осадков и совсем другое — когда погода нестабильна по температурным режимам. На «Шымбулаке» для того, чтобы подготовить трассу используется система искусственного оснежения. Но для полной подготовки необходимы особые условия: температура и влажность воздуха, определенное количество потребления воды. На сегодняшний день у нас есть электричество и вода, но высокая температура мешает нам полноценно выдавать снег на гору. Мы вынуждены глушить систему, пока не похолодает до нужной нам отметки.

— Какая температура оптимальна для полноценного искусственного оснежения?
— Минимальная это — 4 градуса. Температура для идеальной работы это −14 −16 градусов. Такой снег будет лежать очень долго. Если рассматривать снежный покров, то натуральный снег подвержен деформации и таянью при изменении температуры в ±2 градуса. Искусственный же, может пролежать и до мая, даже если с ним проводятся ежедневные работы перетаскивания с места на места.

— Сколько искусственных пушек работает на «Шымбулаке»?
— В данный момент (на момент записи интервью), работает 5 пушек. Общее их количество 15. Смысл заключается в том, чтобы подкидывать снег в тех местах, где истончается снежный покров. На это влияют сами катающиеся, начинающие сноубордисты, спускаясь на тормозах, то есть на заднем канте сдирают большую часть поверхности. В этих местах трасса оголяется, появляются камни. Эти места нам необходимо выравнивать, в безопасном месте устанавливается пушка, в определенный момент он начинает работать. После, снего-уплотнительная машина (ратраг) растаскивает эту снежную массу на оголенные участки, тем самым поддерживая работоспособность самого склона. Если в другом месте выявляется подобная проблема, совместно со службой искусственного оснежения решается вопрос, необходимо ли перенести сами пушки на более опасный участок или есть возможность согласовать эту работу с ребятами из снего-уплотнительной техники и принести снег, с другой стороны. В нашу работу входит ежедневный осмотр трасс, проверка уровня снега. Если мы видим, что на сегодня выпало необходимое количество для спуска лавин, то мы их спускаем. После этого, снежная масса выкатывается на склон, и мы растаскиваем весь снег по территории. Большая часть искусственного снега мешается с натуральным, вы не почувствуете переход с искусственного снега на натуральный.

— Какова должна быть толщина снежного покрова для безопасного катания?
— Порядка 50 см, это основа. После, по нему пройдут ретраги, вес машины порядка 8 тонн. Если машина с таким весом проезжает по натуральному снегу, то их 50 см, остается только 15 см.

— На воскресных катаниях, в середине трассы было небольшое количество камней. С чем это связанно?
— Имеет место быть фактор неправильного катания, но большую роль играет осадки и температурные показатели. Температурный столбик на склоне в обед показывает +4 +7. При этой температуре основной снег начинает таять, остается только искусственный. Или же при большом наплыве клиентов, группа людей проезжает по одному и тому же месту, один человек едет прямо, а другой едет на тормозах, таким образом, срезая слои снега. Только после закрытия курорта, мы можем подлатать нашу трассу, чтобы с утра наши клиенты могли сделать тоже самое.

— С чем связано обледенелость на трассе?
— Первый фактор, это из-за искусственного оснежения. Если мы, как основу, закладываем искусственный снег, потом на него ложится натуральный снег, заглаживаемый ретрагами. Многие сноубордисты заглаживают трассу, постепенно полируя ее, что приводит к обледенелостям на трассе.

Второй фактор, это температурный перепад. Если ночью −5,-7, то днем +5+7. Днем он тает, ночью схватывается и становится обледенелым.

В этом году также уже открыты трассы для экстремального отдыха.

Открыта трасса для могула, по сложности она является «черной», то есть для профессионалов. Но сегодня, многие хотят на ней прокатиться. Также, мы открыли трассу «поле чудес» и «труба», здесь интересней прокатиться для ребят экстремалов, поймать тот кайф, который в народе называется фрирайд, катание по целине. Когда выпало 30 см осадков во время снегопада и тумана, ребята не поленились приехали, и «отрывались» тут. 

— Как вы относитесь к таким фрирайдерам, которые не признают ограничения на трассах?
— Это как сравнивать автолюбителей: кто-то любит ездить по дороге, другие же хотят выжать свое авто по полной, посмотреть на что оно способно. Они не хотят кататься по основным трассам «Шымбулака», а хотят найти уединение с природой, испытывая свою технику и силу воли.

— На «Шымбулаке» сейчас работают представители ГК «Грандвалира» из Андорры. Внесли ли они свою лепту в формирование новых трасс?
— Их работа заключается в рекомендациях по улучшению качества предоставляемых услуг для наших клиентов. Минимизировать негативные элементы, свойственные Казахстану, учитывая наш менталитет. Они имеют огромный опыт подкрепленный работой в лучших курортах мира. Они занимаются ежедневным обучением персонала, просмотром трассы. Например, ежедневно, мы не включаем четырехместную канатную дорогу для фрирайда. Нам сказали, чтобы мы все равно включали, люди видели что она работает. По статистике там за день прокатилось 50 человек, но визуально все хорошо смотрится. Наши ребята на ретраках также проходили обучение у иностранных специалистов, но за неимением необходимого количества снежного покрова приходиться выполнять тонкую работу на восьмитонной машине с гусеничным ходом, чтобы не повредить склоны и удовлетворить все потребности клиента.

Начинал я работать в 2006 году спасателем. В мои обязанности входили: эвакуация с канатных дорог, оказание первой доврачебной помощи, спуск пострадавшего с горы. Находясь в этой системе, начинаешь постоянно чему-либо учиться. Мы постепенно растем, за счет приглашенных специалистов, они дают нам старт для дальнейшего роста.

— Всем всегда интересно, что сколько стоит. Не могли бы вы назвать цены ретрага и снежных пушек.
— На каждый склон необходимы определенные машины, есть большие, тяжелые машины, которые используются для крутых подъемов и спусков, для большой массы снега, где его толщина составляет 1,5-2 метра. Есть наоборот, маленькие, компактные машины, которые мы используем, их цена варьируется от 400 000 евро и выше. Все зависит от комплектации, насадок, дополнительных приложений, цена может превышать 1 000 000.

Изготовлением снежных пушек занимается несколько компаний, они различаются по мощности, потреблению воды и выдачи снега. Новая пушка стоит в районе $70 000, необходимо установить для нее насосную станцию. 

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей
    Наверх