SPORTS.KZ
19 декабря 2010 (00:29)

В команде с Трощинским и Никитиным

В команде с Трощинским и Никитиным

Чаще всего, мы не знаем многого о тех людях, которых часто видим или же слышим. Судьба некоторых из них достаточно любопытна. Не все усть-каменогорцы, включая ежедневно любимое «Радио МИКС» догадываются о том, что Владимир Власенко, чей голос они слышат каждый день, подавал большие надежды в команде «Торпедо», но травма не позволила ему продолжить карьеру профессионального спортсмена.

В одной команде с такими великими мастерами как Алексей Трощинский и Игорь Никитин.

— Владимир! Расскажите, пожалуйста, о своем происхождении, и о том, как хоккей появился в вашей жизни.

— Я уроженец Усть-Каменогорска и меня рано поставили на коньки, это произошло благодаря отцу, когда мне было 4 года. И потом, когда мне исполнилось 7 лет, отец поставил меня перед выбором. Он сам занимался баскетболом, причем неплохо поиграл в свое время. Тогда помимо хоккея, в городе была футбольная команда, мы с отцом посмотрели обе секции, и я выбрал хоккей, так как он более азартный. Я отлично помню свою первую тренировку, причем занимался без шлема! Отец наблюдал за бортом, и я упал, сильно ударившись головой. Отец подумал, что с этого момента я брошу хоккей. Однако, получилось наоборот. Игра меня заинтересовала, и помощь отца была весьма значительной. Все тренировки, не говоря уже про домашние игры, он посещал, переживал на трибуне. Разбирал все игры с моим участием.

Вот так с 7 лет я начал усиленно заниматься шайбой. Сейчас, насколько мне известно, набирают в более раннем возрасте и это правильно. Но, сейчас школа действует немного по-другому, стало больше коммерции. Тогда мы не платили ни за что, нам все выдавали. Разве, что родители платили за услуги заливщика. Опять-таки в наше время от желающих заниматься хоккеем не было отбоя.

Тренером нашей команды 1973 года рождения был Эдуард Петровский. Он продолжал ставить нам катание, распределил по позициям. Кстати, у меня тогда была проблема: я не умел тормозить и именно Эдуард Павлович научил меня этому компоненту. Отец много рассказывал о том, что Эдуард Петровский был выдающимся в свое время игроком. Потом наш возраст тренировало много тренеров, дело дошло до того, что нашу команду вообще хотели расформировать как бесперспективную. Затем нас передали Сергею Рафаэльевичу Герсонскому. Я играл на позиции центрального нападающего. Про него могу сказать, что он фанат хоккея до такой степени, что игровые ситуации он прокручивает даже во сне! И благодаря его тренерскому таланту наша команда составила костяк юниорской сборной СССР! Игорь Никитин, Алексей Трощинский, Алексей Жуков, Мурат Мухаметов, я — нас, усть-каменогорцев, в юношеской сборной СССР было большинство! Тренировал сборную такой тренер как Валиуллин, некогда выступавший за усть-каменогорское «Торпедо». Тренеры сборной постоянно контактировали с Сергеем Рафаэльевичем, он работал в сборной с вратарями, с тем же Хабибуллиным. Трощинский, Ковалев, Хабибуллин всегда оставались после тренировок и работали дополнительно. Сергей Рафаэльевич не уставал повторять: «стремитесь работать дополнительно после тренировки, даже если вас выгоняет со льда заливщик». Уверен, если бы они (Трощинский, Ковалев, Хабибуллин, прим Е. С) выбрали не хоккей, то были бы на ведущих ролях в других командных видах спорта. У них бойцовский характер, они должны всегда побеждать!
Хабибуллин вообще является новатором: у него щитки всегда были привязаны слабо, «болтались». Тренеры поначалу ему делали замечание, а он в ответ говорил: «вы попробуйте бросить». Шайба попадала в щиток, и он ловушкой без проблем фиксировал ее. То есть и не больно, и шайба не отлетает от щитков. И еще Коля специально открывал угол, давая возможность бросать в незащищенное место, и тем самым предугадывал направление броска.

— Именно в юношеской сборной вы пересеклись с будущими звездами мирового хоккея, как Алексей Яшин.
— Когда мы закончили школу, наша команда играла в финале Всесоюзного первенства в Тольятти против Свердловска. Турнирная ситуация была такой, что даже если мы сыграли бы вничью, занимали первое место. Возможно, сказалось волнение, эмоции, но мы уступили и не смогли занять первое место! Было очень обидно до слез! Тогда как раз проходила селекция, на трибуне присутствовал сам Виктор Васильевич Тихонов, представляете, что чувствовали юные хоккеисты! Там я познакомился с Лешей Яшиным, который тогда был среднего роста, а через год, когда его встретил, его не узнал, настолько он вырос! На сборах юношеской сборной пересекался также с Лехой Ковалевым, который тогда уже выделялся своим индивидуальным мастерством. После тренировки били буллиты, и если я забивал Хабибуллину хотя бы 2 из пяти попыток, и это считалось, что Коля (Николай Хабибуллин, прим Е. С), то Ковалев забивал 4 буллита! Предугадать его действия было просто невозможно! Если он овладевал шайбой, то мог всю «пятерку» обыграть! Причем он не выделялся скоростью, все дело в технике.

Что касается игры против Павла Буре, то это было в товарищеском матче. Он уже тогда выделялся феноменальной скоростью. Видел его также здесь в Усть-Каменогорске, когда москвичи играли в финале союзного первенства, а усть-каменогорские ребята 1971 года рождения очень здорово выступили, уступив, по-моему, сборной Москвы. Попытаться догнать Буре — занятие бессмысленное. Уже тогда было понятно, кем будет в будущем Павел Буре! Еще помню одного такого же скоростного парня из Свердловска Олег Зайков, не знаю, как сложилась его судьба теперь, Леша Трощинский с ним хорошо общался.
После окончания школы нас, некоторых ребят 1973 года рождения пригласили на предсезонные сборы в Эстонию. А тогда в команде мастеров были такие асы как Вадим Тунников, Сергей Горев, Игорь Дорохин! И когда тебя устраивают в один номер с тем же Сергеем Горевым испытываешь такие эмоции! Ты вчерашний юниор делишь номер с такими мастерами! А феномен Игоря Дорохина? Кто-нибудь пытался бегать с ним кроссы? Лучше не пытайтесь за ним угнаться, не получится! Я как-то бегал с ним на сборах кросс, меня к нему «прикрепили», что бы я адаптировался быстрее в команде мастеров. Игорь говорит мне: «держись за мной». Я продержался 10 минут! Саша Энгель, братья Фуксы, Андрей Райский, Женя Корешков, который потом уехал в Магнитогорск. Сейчас посмотрите он в молодежной сборной России, его «Стальные лисы» — лидеры МХЛ!

— А какой турнир в юности больше всего вам запомнился?
— Наверное, турнир на призы клуба «Золотая шайба», когда наша команда не знала себе равных. Запомнилось то, что здесь в Усть-Каменогорске я забил шайбу в ворота Хабибуллина. Это был отборочный турнир на финальные игры. На трибунах было много зрителей. Мы со Свердловском играли и «горели» в первой игре 3:8. В повторном поединке я и отличился: рвался по левому краю, Хабибуллин открыл ближний угол и в последний момент начал блокировать его, я бросил в дальний и попал. По заданию Сергея Рафаэльевича я должен был «опекать» реактивного Олега Зайкова, он в том турнире не смог отличиться.

— Насколько часто видитесь со своими друзьями из той «звездной» команды?

— Конечно же, не так часто как хотелось бы, с некоторыми крайне редко. С тем же Никитиным, который работает в тренерском штабе омского «Авангарда» не виделся уже давно. Года два назад он приезжал в Усть-Каменогорск. Я за него очень рад! Но, когда встречаемся, обязательно вспоминаем те славные времена, очень приятно! Дмитрий Пархоменко, с ним мы были в юношеской сборной, он из Прокопьевска, против них мы часто в своей зоне играли. Приятно, что сейчас он руководит командой КХЛ, в которой опять-таки тон задают, в том числе усть-каменогорские ребята Алексей Коледаев и Дмитрий Дударев. Леха Жуков сейчас живет в Германии, когда недавно приезжал, виделись с ним, вспоминали то время! Как классно тогда было! Хочется вернуть те мгновения хотя бы на неделю!

Отдельный разговор про Алексея Трощинского. К сожалению, у него мало времени, и когда он приезжает в родной город, не всегда удается увидеться. Алексей Трощинский — это великий мастер, пример для подражания! Он отдается хоккею целиком и полностью, профессионал до мозга костей, никогда он в хоккее не «пижонил», сам, подавая пример для молодых! Алексей достиг очень больших высот в хоккее и никогда не говорил, что «это я, великий Леха Трощинский!».

С Муратом Мухаметовым часто видимся, общаемся. Очень рад за него, он растет, развивается, и всего достиг своим трудом.

— Владимир, при каких обстоятельствах вы вынуждены были закончить с профессиональным хоккеем?
— Из-за травмы. А произошло это следующим образом: Андрей Соколов, наш знаменитый тогда защитник, ныне один из тренеров «Магнитки», на сборах в Эстонии я уходил вдоль борта, а Андрей «сыграл в тело», я попал на изгиб борта, и как следствие смещение позвонков. С тех пор одна почка до сих пор «плавающая». И пришлось закончить игровую карьеру.

А на любительском уровне, пожалуйста, это не запрещено. Кстати, Владимир Завьялов приглашал сыграть за них. Они с Муратом Мухаметовым в прошлом году ездили в Астану, где играли со сборной России, со звездами российского хоккея. Но, у меня, к сожалению, мало времени, хотя рано или поздно это произойдет.

— Вы и сейчас по возможности посещаете хоккейные матчи. В курсе всех проблем. Несмотря ни на какие трудности «Устинка» продолжает готовить классных мастеров.

Как-то мы с ребятами считали количество воспитанников усть-каменогорской школы хоккея, которые выступают в высшем эшелоне российского хоккея. Насчитали 60 человек, представляете это 3 команды! И нашей команде не находится место в элитном дивизионе! И это за такую уникальную школу, классных хоккеистов и тренеров. Очень рад, что в «Торпедо» работают Виктор Быстрянцев, Олег Коваленко, опытнейший мастер. А тренерский талант Василия Васильевича Васильченко, который работал с нами в паре с Сергеем Герсонским? Разве тот же Николай Антропов — не показатель его профессионализма? Очень многое зависит от тренера ведь. Команду нашего возраста уже говорил, хотели расформировать, а в итоге в мастера выбились Трощинский, Никитин, Жуков, Мухаметов, я. А Герсонский говорил, что если из его воспитанников хотя бы двое окажутся в команде мастеров, это будет считаться хорошим результатом. Тренер это ведь как родитель, поэтому важно, чтобы с самых маленького возраста детей обучали классные тренеры.

Как вспомню того же Олега Павловича Домрачева, это ведь был великий специалист! Его подопечные, скажем 1970 года рождения не раз первенствовали в масштабах СССР! Сам Олег Павлович ведь как играл за «Торпедо», мне отец много рассказывал. А в бытность тренером Олег Павлович работая с молодыми хоккеистами, сам принимал участие в играх после тренировок в одних перчатках бился так, что мы в амуниции так не бились!

— Кто повлиял на ваш жизненный путь? Чему вас научил хоккей?
— Большую роль сыграл отец, который контролировал соблюдение режима. Каждое утро начиналось с пробежки на гору, там я делал зарядку и затем спускался вниз. И не зависимо от того, какой это день: выходной или нет. Я и сейчас ежедневно делаю зарядку, на весь день заряжаясь положительной энергией. Если не сделаю зарядку, то не могу улыбаться! Спасибо отцу за то, что отдал меня в хоккейную секцию! Благодаря хоккею я играл с такими классными мастерами и просто замечательными людьми как Леша Трощинский, Игорь Никитин, Леща Жуков, Мурат Мухаметов и другими. Они такие настоящие! Хоккей научил жизни, тому, что надо постоянно развиваться, стараться расти. Спасибо моим тренерам за все то, что они для нас сделали. Хотя многие считают, что хоккеист — это баловень судьбы. Хотя кто-нибудь задумывался над тем, что у хоккеиста помимо игр, каждый день 2 тренировки. И в каждой из них они получают микротравмы. Поэтому, нынешним ребятам, выступающим в «Торпедо» я желаю обходиться без травм, и отмечу, что они едят свой хлеб заслуженно.

Я очень уважаю наших ребят-торпедовцев, в них заложен такой большой потенциал! Посмотрите на то, как катаются воспитанники Устинки! Где-нибудь вы видели подобное? Нигде такого катания нет! Наши ребята опровергают расхожее мнение: «было у отца три сына, двое умных, а третий хоккеист». Коля Заржицкий увлекается катанием на горных лыжах, Сергей Александров — рыбалкой. Вадим Рифель тоже разносторонняя личность. С ними очень интересно разговаривать о жизни. Тот же Алексей Трощинский, у которого большая семья обращается к родителям чуть ли не на «вы». Он поклоняется отцу и маме, они для него боги. То же самое могу сказать про его младшего брата Андрея.

— Чем вам нравится работа на радио?

— Она чем-то похожа на хоккей. В бытность хоккеистом мы ведь играли для зрителей. Так и на радио ты работаешь для слушателей. К тому же все мои друзья знают, как со мной связаться, они могут меня услышать в радиоэфире. С хоккеем связь не порываю, начинал то я свой путь на радио как спортивный репортер. А вообще благодарен судьбе за то, что она свела меня с такими прекрасными людьми. О том времени можно написать хорошую книгу, столько интересных фактов!

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Статистика


    Опрос

    Кого вы хотите видеть главным тренером «Барыса»?

    Наверх