SPORTS.KZ
10 февраля 2009 (15:51)

Возвращение в Караганду

Возвращение в Караганду
Нового наставника карагандинской «Сарыарки» Ерлана Сагымбаева, которого официально представили нашей хоккейной общественности накануне первого домашнего матча с «Югрой» из Ханты-Мансийска, в принципе, особой необходимости представлять нашим болельщикам и не было. В сезоне 1990/1991 годов 20-летний Ерлан Сагымбаев играл в нападении нашего «Автомобилиста», наводя шорох на защитные порядки соперников. Многие карагандинские болельщики помнят высокого форварда, уверенно чувствовавшего себя на коньках, от которого постоянно исходила угроза голкиперам приезжих коллективов.

Прошли годы, и вот Ерлан Сагымбаев вновь в Караганде. Только теперь называют его не Ерланом, а Ерланом Ерлесовичем, и забрасывает шайбы он соперникам не сам, а учит, как это лучше делать, других. Учит и в «Сарыарке», и в национальной сборной Казахстана.
Досье:

Ерлан Сагымбаев
Родился 5 апреля 1970 года.


Играл в нападении команды: «Торпедо» (Усть-Каменогорск) — 1988/1989, 1991/1994,СКА (Свердловск) — 1989/1990, «Автомобилист» (Караганда) — 1990/1991, «Авангард» (Омск) — 1994/1996, «Металлург» (Новокузнецк) — 1996/1997, «Сибирь» (Новосибирск) — 1997/1998. С января 2000 года по июль 2001 года — игрок «Казцинк-Торпедо» (Усть-Каменогорск). Выступал за сборную Казахстана в 1993, 1994 и 1997 годах и на Олимпиаде-1998. Лучший форвард Казахстана 2000 года.

С 1998 по 2000 годы работал тренером-преподавателем по хоккею в СДЮШОР ВКО. 2001/2005 годы — главный тренер фарм-клуба «Казцинк-Торпедо». 2005/2006 годы — старший тренер основной команды «Казцинк-Торпедо», 2006/2008 годы — главный тренер «Казцинк-Торпедо». В сезоне 2007/2008 годов усть-каменогорцам, игравшим под руководством Ерлана Сагымбаева, удалось выйти в финал Континентального Кубка — единственным из казахстанских команд. Главный тренер национальной сборной Казахстана.

Окончил Восточно-Казахстанский государственный университет по специальности «Учитель физической культуры», кандидат педагогических наук, мастер спорта международного класса Республики Казахстан, заслуженный тренер Республики Казахстан.

— Ерлан Ерлесович, как Вы вообще пришли в хоккей? Или для человека, выросшего в по-хорошему больном хоккеем Усть-Каменогорске, это вопрос несколько бестактный?
— Хоккей мне нравился всегда, как и многим советским мальчишкам, с огромным интересом следившим по телевизору за матчами сборной СССР. Навсегда врезались в память с тех времен эмоциональные комментарии Николая Озерова, фамилии Третьяка, Харламова… Позже нравилось, как играла пятерка Ларионова — Фетисов, Касатонов, Макаров, Крутов. Пожалуй, поначалу интерес к хоккею у меня возник… из-за красивой формы и возможности кататься на коньках. Коньки, шлемы, перчатки, клюшки — все это не шло ни в какое сравнение с амуницией, скажем, футболистов.

С детсадовского возраста я гонял с пацанами клюшками во дворе… не шайбу, правда, а мяч. В 1 классе отец впервые взял меня собой на хоккей.

— Он имел какое-нибудь отношение к этому виду спорта?
— Нет. Папа 35 лет отработал на Свинцово-цинковом комбинате. Так вот, когда я впервые увидел хоккей вживую, то все остальные варианты вообще отпали. Ледовый дворец был единственным местом, где можно было яростно болеть за любимую команду, шуметь во весь голос. Меня, как пацана, поразило, как взрослые мужчины на хоккейных матчах восторгались, кричали — даже орали. Это все произвело на меня очень сильное впечатление.

— Кто стал Вашим первым тренером?
— Первым моим наставником был Олег Павлович Домрачев. Известный детский тренер, позже он работал в Новокузнецке и Новосибирске помощником у Владимира Гольца и Николая Мышагина. Десять лет — с 1 по 10 класс — я тренировался у Домрачева.

— На заре Вашей профессиональной карьеры был у Вас и карагандинский период…
— Когда я попал в усть-каменогорское «Торпедо» по окончании средней школы, пробиться в основной состав там было очень сложно. В команде тогда играли такие известнейшие хоккеисты, как Борис Александров, Игорь Кузнецов, Владимир Локотко, вратарь Владимир Бородулин, очень сильные игроки среднего возраста Игорь Дорохин, Сергей Старыгин, Сергей Девятков, Александр Энгель, Виктор Федорченко, более молодые Константин Шафранов, братья Андрей и Борис Фукс и многие другие. Поэтому я оказался в Караганде. Здесь тогда команду возглавлял Анатолий Картаев, и этот год стал для меня очень продуктивным. Именно в Караганде произошло мое становление как хоккеиста, здесь приобретал мастерство. В карагандинский период моей карьеры игрока посчастливилось играть рядом с такими опытными мастерами, как Сергей и Михаил Петровы, Рафик Низамов, Олег Болякин, Эдуард Зам, Леонид Шиляев, Олег Шулаев, Владимир Квапп, Олег Салимов, Сергей Могильников, Сергей Залипятских и другие. Хорошая была команда. Там произошло мое становление как зрелого хоккеиста. Когда попал в «Торпедо», игрового времени мне давали немного, во время службы в армии в свердловском СКА играл среди своих сверстников, а «Автомобилист» был опытной командой, и Картаев мне доверял, на лавке я не сидел. Сразу почувствовал ответственность за выступления коллектива. Когда тот сезон закончился, мне предлагали остаться в «Автомобилисте», но тут подоспело приглашение в омский «Авангард», который тогда уже тренировал Леонид Киселев. Впрочем, в Омск меня тогда не отпустили — Владимир Гольц посчитал, что я могу быть полезен «Торпедо».

Когда вернулся в Усть-Каменогорск, не пожалел о времени, проведенном в Караганде. Играл теперь уже в высшей лиге, и мой рост как хоккеиста продолжался на более высоком уровне. Год, который отыграл в Караганде как зрелый хоккеист, очень помог мне без проблем закрепиться в основном составе торпедовцев. Именно тогда была создана тройка Каменцев — Кряжев — Сагымбаев. После мы вместе и в омском «Авангарде» играли.

— Сейчас Вы являетесь уже известным специалистом. А кто из наставников, у кого прежде играли, оказал на Вас большее влияние?
— Меня воспитал Домрачев. До последнего он помогал мне, даже когда я уже тренировал фарм-клуб и работал вторым тренером в основной команде. Когда стал главным, хотел сделать Домрачева помощником, но он тогда уже тяжело болел. И все равно приходил, что-то подсказывал.
В принципе, я много взял от всех тренеров, у кого играл — от Картаева, Гольца, Киселева, Мышагина. Всех помню, со всеми общаюсь, каждый раз стараюсь вынести что-то ценное из бесед с ними, из их опыта. Каждый внес что-то свое.

— Караганда и Усть-Каменогорск являются непримиримыми соперниками на льду. Легко ли Вам дался переезд сюда?
— Непримиримыми соперниками усть-каменогорцы и карагандинцы являются только на льду. Для меня Караганда — родной город, я с удовольствием сюда приезжаю и с радостью буду здесь работать. Когда Аргын Зайруллаевич Нигматулин предложил мне поработать с «Сарыаркой», я принял его приглашение с радостью, не раздумывая. Вне площадки я никогда не воспринимал карагандинцев как соперников — только на льду. Сейчас для меня торпедовцы — соперники, и это нормально. Мы работаем плечом к плечу с Олегом Болякиным, Сергеем Махинько, Рафиком Низамовым, и, думаю, никаких проблем быть не может. Постараемся вместе сделать все, чтобы наша команда поднялась на более высокий уровень.

— Ерлан Ерлесович, на послематчевых пресс-конференциях не раз звучало, что игрокам «Сарыарки» не хватает исполнительского мастерства. Но виден ли у нашей команды какой-то костяк, на основе которого можно было бы строить коллектив, способный решать более серьезные задачи?
— Ни для кого не секрет, что, по большому счету, и в клубах КХЛ, и в НХЛ все зависит от размера бюджета клуба. Видел недавно интервью чешского тренера московского «Спартака» Милоша Ржиги, которому задали такой вопрос: «Есть тренеры, которые, приходя в клуб, перестраивают команду под себя. Другие строят игру, исходя из того контингента хоккеистов, что есть в наличии. Что правильнее?» Ржига ответил, что правильно и первое, и второе. Если финансовые возможности позволяют приобрести более высококлассных хоккеистов, тренер может диктовать им свои условия. Если нет — нужно подстраиваться, строить тактику, в зависимости от возможностей игроков, исходя из этого ставить и задачи. Я придерживаюсь схожего мнения.
Не хочу пока делать какие-то выводы — ещё месяца не прошло, как я приступил к работе. Конечно, мы будем приглашать хоккеистов, но, в первую очередь, — своих воспитанников: карагандинцев, усть-каменогорцев. Казахстанцев, в общем. Уже после своих будем рассматривать кандидатуры россиян.
В любом случае хотим работать на перспективу, чтобы собственная молодежь росла. Сейчас нам нужно успешно выступать в высшей лиге Открытого первенства России, хорошо сыграть в чемпионате Казахстана, для этого нужны хорошие зрелые игроки. Молодежь будет расти, глядя на опытных хоккеистов — только так.
Считаю, что политика клуба выработана правильно, долгосрочные перспективы у «Сарыарки» есть: чтобы в будущем команда состояла из собственных воспитанников, сегодняшние задачи не должны идти вразрез с перспективой.

— Чтобы приглашать в команду своих воспитанников, нужно тесно работать с хоккейной школой. Я правильно понимаю?
— Сейчас у нас очень плотный график игр. Но как только игры чемпионата России закончатся, нам нужно плотнее заняться нашей хоккейной школой. Думаю, что Олег Болякин, Сергей Махинько, Рафик Низамов быстро введут меня в курс дела. Посмотрим на пацанов, пообщаемся с директором школы.

— Помимо «Сарыарки» Вы возглавляете и национальную сборную страны. Есть ли в составе карагандинской команды кандидаты в главную хоккейную дружину страны?
— За карагандинскую команду играют три кандидата в национальную сборную Казахстана — Алексаей Коршков, Станислав Витошкин и голкипер Алексей Ворогушин.

Автор: Александр Стрельников
Источник: Спортивная жизнь

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Статистика


    Опрос

    Кого вы хотите видеть главным тренером «Барыса»?

    Наверх