СпециалистыВалерий Козлов
Критерии подбора главного тренера.
Критерии подбора главного тренера.
Уметь признавать свои ошибки и прислушиваться
к мнению персонала. Умело отстаивать интересы игроков перед руководством
клубов.
Да просто быть хорошо образованным и
эрудированным человеком, глубокой и интересной личностью, дабы заслужить
уважение игроков, сплотить парней в коллектив единомышленников на позитиве, а
не за страх заставить их отрабатывать кусок хлеба.
Одновременно быть для игрока и лучшим другом и
боссом, обучая профессиональной этике и командной игре.
Если ты
глупый тренер, то ты насаждаешь дисциплину, подавляя игроков, и заставляешь следовать своим методикам. А тупо навязанное - всегда отталкивает. Если ты умён - игроки начинают любить то,
чему ты их обучаешь.
Гус
Хиддинк: «Взрослый футбол - это прямая аналогия
детского футбола. Игра должна оставаться игрой. Той, которую эти парни
когда-то полюбили отнюдь не как тяжелую работу. У них есть энергия, надежды и
амбиции, чтобы многого достичь в жизни. И я не имею права убивать эти качества
посредством тренерского цинизма».
Как мы
видим на протяжении последних пяти лет в наших клубах, наличие тренерской лицензии pro uefa вовсе не говорит ещё об успешности
тренера. Курс обучения для тренеров соискателей лицензии pro определяется конвенцией «uefa Сoach Сonvention» и состоит из 240 академических часов
занятий, разбитых на отдельные сессии и длится примерно год.
Безусловно, программа УЕФА по лицензированию тренеров необходима и полезна. Но, не зря упоминалось выше о когнитивности
тренера - способности
воспринимать умственную информацию и творчески её перерабатывать и креативности - уровне творческой
одаренности и способности к самостоятельному осмыслению и созиданию, составляющей
устойчивую характеристику личности тренера.
А что же
приглашённые тренеры? Тренерское невежество они пытаются прикрыть надуванием
щёк, важной позой всезнайки, насаждением псевдо дисциплины и имитацией бурной
деятельности, выражающимся в доходящем до идиотизма ежедневном контроле веса
игроков.
Терроризируя игроков показателями веса,
подгоняя под усреднённые стандарты, не подозревая, что существует ещё и модель izof (индивидуальная зона оптимального функционирования), которая проецируется
как на психологический тип спортсмена, так и на его морфофункциональные
особенности.
Лукаша
Подольски или Карлеса Пуйоля их тренеры что-то не пытаются подвести под «среднее
арифметическое». Да и ставка на атлетизм и нестандартность морфофункциональных
данных в современном футболе себя оправдывает, взять хотя бы сборную Германии и
Бундеслигу в целом.
Или вырванная из методического контекста плиометрика. Услышали из западных методик (хотя разработана ещё в СССР Юрием Витальевичем
Верхошанским в конце 1960-х - начале 70-х годов – «ударный метод»), что
простенькая, казалось бы на первый взгляд, прыжковая нагрузка даёт
отличный тренировочный эффект и видимый
прирост взрывной скорости. И давай чуть
ли не каждый день грузить игроков прыжками во всём их многообразии. А потом
искать причину, почему так вяло двигается команда по сравнению с
соперниками.
Всё точно
как у Жванецкого: «Тщательней надо, ребята, формулу нам дали СН3СОС2Н5
два часа на пару — и не берёт. А должна брать… Ведь точно такая же швейцарская
сволочь эту бациллу берёт».
И невдомёк
этим «специалистам», что плиометрика – это серьёзная нагрузка, связанная со
стрессовым эксцентрически-концентрическим сокращением мышц и направленная на
сознательное микро травмирование мышечной ткани, с тем, чтобы задать
биологический сигнал к синтезу новых белковых структур, и тем самым обеспечить
улучшение тренируемого качества.
А значит, исходя из сроков регенерации мышечной ткани, и в зависимости от глубины тренировочного воздействия, такая тренировка может проводиться за 7-12 дней до игры. К тому же требует серьёзной предварительной подготовки всего опорно-двигательного аппарата.
"Мы многое из книжек узнаём,
А истины передают изустно:
Пророков нет в отечестве своём,
Но и в других отечествах - не густо..." (В. Высоцкий. 1973)
И ещё по поводу дисциплины и тренерского мастерства. Одним из наиболее успешных и креативных тренеров Эстонии, за которым закрепился рекорд национального чемпионата – на протяжении двух сезонов (1999-2000 г.) его команда не потерпела ни одного поражения, является Сергей Ратников. Продолжение ...
Вот уж кто
умеет выстроить хороший психологический климат в команде и успешно преодолевать
кризисные моменты в коллективе, предложить нетривиальные, а иногда и
парадоксальные, но успешные тактические схемы, на основе глубокого знания
индивидуальных особенностей и качеств своих подопечных. Каждая тренировка под
руководством Сергея Ратникова выглядит как маленький праздник. На тренировке он
живёт как дышит. Легко, непринуждённо, органично.
Так вот. С
такой же лёгкостью и непринуждённостью, свойственной истинно талантливым людям,
и как бы между делом, Сергей сформулировал психолого-педагогический принцип
деятельности главного тренера в футболе: «Игроков не обманешь. Чего щёки-то дуть, «становиться в
позу», насаждать «дешёвую» дисциплину,
когда в своём проявлении коллективного разума команда всё равно умнее и
хитрее нас». Уловив же этот тонкий психологический момент, тренер
умело может использовать его во благо успешности команды.
Истинный же профессионал всегда критичен к себе. И
вообще, в личности хороших успешных тренеров есть что-то неуловимо одинаковое,
независимо от вида спорта, в котором они осуществляют свою профессиональную
деятельность.
Они открыты
инновациям, находясь в постоянном поиске истины, и презирают шаблонное
мышление. Они на протяжении всей жизни сохраняют идеалистическое восприятие
сути своей профессии и некий даже инфантилизм, присущий глубоко творческим
личностям.
Они
искренни, честны, открыты, естественны в проявлении своих эмоций. Но и мудры и
требовательны. Им присуще потрясающее чувство юмора, высокая общая культура,
глубокая внутренняя интеллигентность и воспитанность, умение глубоко проникнуть
в духовный мир каждого своего подопечного и чувствовать его на интуитивном
уровне.
В молодости, ещё будучи курсантом Военного института физической культуры спорта, мне посчастливилось наблюдать за несколькими тренировками баскетбольного ЦСКА под руководством Александра Яковлевича Гомельского. Впечатление - на грани потрясения, причём на всю оставшуюся жизнь!
Продолжение...
Глубина личности и харизматичность
этого человека просто не имели границ! Он чудодействовал на тренировке. Этот
маленького роста человек среди
высоченных, огромных парней, обладал неимоверно мощной энергетикой. И в
то же время был как-то по-детски застенчив и беззащитен. Но во всех его словах и движениях
сквозила уверенность, естественность, добродушный сарказм, великая мудрость и
искренняя любовь к этим гигантам. За таким тренером хочется идти и побеждать!
Что ребята и сделали под руководством Александра Яковлевича в 1988 году,
сенсационно прибив американцев в финале Олимпиады в Сеуле.
Интерпретируя
же Юрия Витальевича Верхошанского, о влиянии которого на становление школы
тренерского мастерства в Европе мы поговорим далее, резюмировать можно
следующее:
- В тренерском
творчестве очень много параметров и найти рациональную систему достижения
успеха в спорте - задача чрезвычайно сложная, а для большинства людей чаще
всего просто непосильная. Для её решения надо, видимо, родиться с определёнными
личностными задатками, впитать огромное
научное наследие в области теории и методики спорта. И это наследие
использовать по назначению в своём профессиональном развитии, и имея высокую
степень когнитивных наклонностей, осознанно «отряхнуть прах» дряхлых концепций
со своих ног.
Валерий Козлов. Агентство "soccerpro". Специалист спортивной медицины. Тренер по фуекциональной подготовке. www.vksoccerpro.blogspot.com
|
Прдолжение...
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Комментарии
Сделать ставкуКарточка блогера
SoccerPro
О методиках в футболе
- Дата рождения:
2 февраля 1961
- В спорте:
с 1969 года