СпециалистыСтанислав Тимофеев
Элиэзер Щербатов: «Никогда не сдавайся…».
И он лишний раз доказывает, какое огромное влияние имеет семья, чтобы ты состоялся, как человек, который не стоит на месте, а стремится развиваться. Ведь это единственный путь к своей самореализации. Надеемся что беседа нашего корреспондента с одним из ведущих игроков «Иртыша» Элиэзером Щербатовым, будет интересна многим нашим читателям и поклонникам его таланта.
-Многие удивляются тому, что евреи играют в хоккей. Тогда как именно этот вид спорта, по-моему, является маленьким слепком богатой истории Израиля, когда народу надо было сражаться, не сдаваться и быть всегда начеку, иначе он бы проиграл. Элиэзер Алексеевич, вы согласны со мной?
- (смеется) Это как в песне Вилли Токарева: «Евреи, евреи кругом одни евреи…». И даже в хоккее появляются евреи. Правильно говорят, что хоккей трудный вид спорта и мы очень трудолюбивые. Надо хитрым быть на льду показать туда, отдать в другую сторону, только в этом случае ты гарантируешь победу, а значит, и выжить в этом противостоянии.
- Почему ваша семья эмигрировала вначале в Израиль, а на втором году твоей жизни перебралась в Канаду, не проще было бы сразу перебраться на североамериканский континент?
- В то время эмигрировать в Канаду из Советского Союза было сложно, тогда как Израиль охотно принимал всех евреев. Мы предоставили документы, которые подтверждали, что у нас в роду все были евреями. Нам пришлось в Москве все бросить, тем более, что в России наступали трудные времена, когда вначале 90-х годов появилась мафия и власть перед ней была бессильна. И было не понятно, кто руководит страной парламент, президент или бандиты? От греха подальше, папа взял маму, двух старших братьев Бориса и Йони и они переехали в Израиль. Единственный кто остался в Москве – это мой дедуля, отец мамы Олег Наумович Непомнящий работавший в свое время концертным директором и продюсером у Софии Ротару, Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова. В сфере шоу-бизнеса очень известный человек. Кстати, в 70-е годы он работал в Алма-Ате и создал первый национальный казахский мюзик-холл «Гюльдер». Папа у него ни денег ничего не взял, он сказал, я хочу хорошей жизни для своей семьи! Там, в Израиле я и родился. А через два года он сказал, у меня и так ничего нет, давайте поедем в Канаду. Он очень любит хоккей и был и остается большим поклонником «Монреаль Канадиенс». Сейчас я читал, что самая лучшая страна для жизни – это Канада. Но появились сложности в оформлении документов на жительство. Чиновник иммиграционной службы был в недоумении, как русская семья из Израиля, в которой никто из её членов не владел ни французским, ни английским языками сможет жить в Канаде. И только когда папа сказал: «Я хочу, чтобы мой сын играл в хоккей также как номер десять в «Монтреале» Ги Лефлер…» , чиновник раздобрился и говорит: «Вы меня за сердце взяли, я не могу вам отказать…». Потому что в Канаде хоккей – это религия, когда проходит матч весь город просто вымирает.
- Ну, твои родители рисковые люди! И поначалу, наверное, пришлось вам хлебнуть лиха?
- Да, не зная ни одного языка кроме русского , имея в кармане 25 долларов, на руках троих детей, папа с высшим образованием, мама чемпионка СССР по фигурному катанию, но они не могли найти работу по специальности. Надо было переучиваться. Папа пошел работать в пиццерию и ремонтировать холодильники. И у нас был такой анекдот, прямо из нашей тогдашней жизни. Нарочно не придумаешь. Папа открыл в частном банке счет и положил туда 25 долларов, которые он скопил. Мама пошла в банк, одна не зная языка, и говорит: «Мне нужно снять 25 долларов»! А в этот день банк не выдавал наличность своим вкладчикам. Ей культурно объяснили, чтобы она пришла в другой день, но мама не поняла, что они ей сказали, стала возмущаться, ругаться русским матом, да подавитесь вы этими долларами, не нужны они мне и ушла. Она об этом, рассказала папе, что мол, закатила скандал в банке, которые не захотели ей выдавать кровно заработанные деньги. Папа пошел в банк извинился за маму и конфликт был улажен. Он вообще молодец. Очень трудолюбивый. Он настоящий мужчина – создал семью и не дал ей развалиться.
- Я могу добавить, что твой отец горский еврей из Дагестана научил тебя готовить, играть на пианино и пристрастил к чтению, тем самым оказал на тебя очень сильное влияние, и ты его считаешь самым «сильным человеком»….
- Когда я сам буду папой, мне хочется, чтобы и мои дети обо мне сказали тоже самое. Я боюсь и опасаюсь, а получится ли у меня, если не повторить, то хотя бы воспитать детей в том же духе. Его заслуга в воспитании и это мне помогает. Да он научил меня играть на пианино. Мама тоже великолепный человек. Она подарила папе очень дорогой фортепиано. И когда он сел и стал играть, я был просто поражен его игрой. Он же закончил музыкальную школу по классу фортепиано, и я его попросил, чтобы он и меня научил также играть. Я не умею по нотам читать, я играю на слух. И я влюбился в музыку и как только прилетаю домой в Монреаль, постоянно играю на фортепиано. А потом я вижу, папа готовит кушать, а он умеет и любит это делать и я тоже решил заняться готовкой. И я обожаю это делать всякие и веганские, и прочие блюда.
-И после того, как папа сказал чиновнику из иммиграционной службы, что он хочет видеть сына ни Филом Эспозито, ни Уйном Гретцки, а вторым Ги Лефлером, понятно, что у тебя не было выбора кроме хоккея. В какую тебя хоккейную школу отдали?
- Хоккеем я начал заниматься, когда мы жили в Ласале (район Монреаля – С.Т.), играл за команду «Кобра-Ласаль», а лет в 13 играл уже в Лавале. Моя хоккейная школа – это «Анна Щербатов», тренер по фигурному катанию. Сейчас это пионер и лучшая школа по катанию в Монреале. Все хоккеисты Монреаля, в том числе и игроки НХЛ проходят через мамину школу катания. Наша хоккейная школа постоянно забита битком. Вот это моя хоккейная школа Анна Щербатова и мой папа, который помогал мне в психологическом плане. В Канаде детские тренера по хоккею – это не работники клубов, а занимающиеся с детьми на общественных началах. Они делают это бесплатно. И поэтому все хоккеисты у нас работают, повышают свое мастерство, посещая тренировки профессиональных частных тренеров. Поэтому я говорю: «Мой папа – это моя голова, а мама моё тело».
- И все-таки, давай уточним, занятия платные или бесплатные были?
- Платные. Надо было платить. Папа последние деньги отдавал. Потому что мы жили очень бедно, и я понимал с детства, с каким трудом достаются деньги и знал цену каждой копейке. Я видел, что родители не кушали, чтобы мы были сыты. И помню, когда я был совсем маленьким, моей кроваткой была картонная коробка из-под сигарет «Мальборо». У нас реально не было денег. Но однажды папа мне сделал роскошный, просто сумасшедший подарок! Он подарил мне настоящую клюшку «Карбон». Она стоила сто долларов! Когда я взял её в руки, я просто дрожал, от того, что обладаю таким сокровищем. На «Карбон» была гарантия 30 дней. Я ей очень дорожил. На 31-ый день папа и я идем на свободный лёд, просто катаюсь, вожу, бросаю шайбу и как шмальнул – клюшка ломается! Папа стоял за бортом, я выхожу к нему, упал на колени и плача в три ручья говорю: «Папа извини меня! Я знаю, что ты много работал…». А он мне сказал: «Сынок, ты не переживай, всё будет хорошо…». Это был очень сильно запоминающийся момент.
- А как твои братья относились к тому, что ты хоккеем занимаешься, а они единоборствами?
- Мой старший брат Борис тоже пробовал себя в хоккее, играя в воротах,
но у него не получилось. И надо сказать, что я занимался и хоккеем и вместе с братьями боевыми единоборствами – тэквандо, борьбой и смешанными единоборствами, когда к нам пришел тренер, создавший в Монреале муантай и джиу-джитсу. И у меня нет лучших друзей, чем мои братья. И 13 лет назад мы открыли школу по единоборствам «Щербатов ММА», её слоган: «Уважение, честь, верность». Сейчас у нас три зала. Один огромный площадью 1.200 квадратных фунтов и два поменьше. Средний брат Йони профессиональный боец, а старший у него как промоутер, потому как он мог бы и сам драться, но за залами надо смотреть, руководить процессом.
- Ты играл за молодежные команды, входил в юниорскую олимпийскую сборную Канады, а затем в 13 лет дебютировал в молодежном чемпионате Израиля….
- Да я играл против 18-ти летних хоккеистов. Мне даже IIHF (международная федерация хоккея – С.Т.) вручила приз как самому молодому игроку заигранному за сборную команду. До сих пор этот возрастной показатель никто не превзошел. Я так боялся, в 13-ть лет играть практически против мужчин. Я сейчас в 28 лет не большого роста, а вы представьте, каким я был в подростковом возрасте! Я играл, меня не видно было, я только ноги видел. Но потом я получил тяжелую травму и три года не играл в хоккей. Я перенес три операции, и шансов возвратиться в игру у меня не было. Какой играть, я ходить не мог. Доктор сказал: «Ты забудь про хоккей». Я много думал, ведь было жалко бросать играть в самом начале пути, когда всё складывалось хорошо – силы так и пёрли из меня, родители, столько вложившие в меня и тут я в одно мгновенья оказываюсь у разбитого корыта, подвожу семью и моя мечта улетучивается. Я решил не сдаваться и стал ходить в зал с братьями. Каждый день выходил на лёд и мама мне поставила технику катания. Так через каждодневный труд до седьмого пота я смог в 17-ть лет снова вернуться в хоккей. Мечтал попасть в КХЛ и я там играл.
- Расскажи об израильском хоккее, что он из себя представляет?
- В чемпионате играют пять-шесть команд, в которых играют любители. Молодых ребят бывает, отправляют на учебу в хоккейные школы других стран, в частности Чехию . Но на данный момент профессиональных игроков, кроме меня в сборной Израиля нет.
- Почему ты клубную карьеру начал не в Москве, а в Париже?
- В 19-ть лет у меня еще не было российского гражданства, и я бы считался легионером, которого наврядли бы взяли в какой-нибудь клуб КХЛ. И я поехал играть в Париж, чтобы оттуда уже попасть в Россию. Через два года мой агент позвонил и сказал, что есть клуб «Астана» и если ты хорошо себя зарекомендуешь, тебя могут взять в «Барыс» который играет в КХЛ. Я подумал – это мой шанс и я полностью отдавался в каждой игре, только чтобы меня заметили и пригласили в сильнейшую команду Казахстана. Сезон у меня получился хорошим (55 игр – 17 шайб – 24 передачи), но никто (со смехом) из «Барыса» ни разу не пришел и не оценил мою игру. Но зато меня пригласили в «Бейбарыс» (113 игр – 20+48) в составе которого я стал чемпионом Казахстана. Самое главное постоянно идти вверх – команда, лига, зарплата. После чемпионства меня пригласили на просмотр в рижское «Динамо». Я понимал, что мог бы играть намного сильнее, но не стал заключать контракт с рижанами, а еще на один сезон вернулся в «Бейбарыс», где у меня был двойной контракт. Самое главное, как говорится, никогда не сдавайся и увидишь, как сдаются другие. И все-таки я свою мечту осуществил и вместе со своим другом детства защитником Симоном Депре провели один сезон в «Словане» из Братиславы игравшем в КХЛ. Я всегда стремился туда и есть желание вернуться туда. Знаешь, у команды есть своя задача, но у каждого игрока должна быть своя индивидуальная задача, которая поможет команде. Это некоторым попасть в КХЛ, забить 25 голов, быть лучшим на своей позиции. А если у тебя одна мысль, чтобы тебя не уволили, заработать деньги, то тебе надо побыстрее заканчивать с хоккеем.
- Элиэзер, а ты не жалеешь о своем втором приезде в Казахстан?
- Абсолютно нет. Я очень доволен и счастлив, что вернулся. У меня сезон хорошо складывается и командная, и индивидуальная задачи идут с перевыполнением. Я помню, когда я играл за «Астану» и вижу в Павлодаре, арена забита битком людьми, и я подумал, как бы я хотел здесь играть. Тут бы меня уважали, и надеюсь, любили. И я очень счастлив, что подписал контракт с «Иртышом». Наш шеф, директор клуба Жумабай Булатбекович Ахмутинов очень порядочный человек, профессионал своего дела с которым хорошо работать. Он всё делает для команды. И когда он позвонил мне в Монреаль, я долго не думал, через 24 часа был уже в Павлодаре и сразу подписал контракт.
- Если бы не хоккей, что тогда бы ты выбрал?
- Стал бы пианистом или профессиональным бойцом по смешанным единоборствам.
- Чем думаешь заняться после завершения игровой карьеры?
- В моем любимом Монреале у нас работает хоккейная школа и думаю, что мне есть чем заняться.
- В какой бы стране ты хотел побывать?
- В Японии! Я уважаю философию самураев – уважение к старшим и защищать слабых. И мне симпатичны те страны, в которых бережно относятся к природе.
- Алексеевич, если ты будешь писать мемуары, что напишешь о Павлодаре и его болельщиках?
- Павлодар один из тех городов, где болельщики всегда будут тебя любить и когда у тебя есть проблемы, попадаешь в полосу неудач и когда у тебя все складывается хорошо. За это надо ценить жителей этого города. Я этого никогда не забуду, приехал ли я на один или на десять сезонов. Здесь меня любят за то, что я есть и за то, что я приношу команде.
- Элиэзер спасибо за беседу и удачи!
- И вам спасибо за хорошие вопросы, буду читать вашу газету!
Станислав ТИМОФЕЕВ
Наша справка
Эли́эзер «Эли́» Алексе́евич Щерба́тов (родился девятого октября 1991, Реховот, Израиль) — израильский хоккеист, левый нападающий. Имеет израильское, российское и канадскоегражданство. В возрасте тринадцати лет Щербатов дебютировал в Израильской хоккейной лиге в составе взрослой команды «Метула». В сезоне 2004/05 он сумел завоевать вместе с командой бронзовые медали чемпионата. В сезоне 2008/09 он выступал за местный юниорский клуб своего города в Канаде — «Лаваль-Бурасса Руссо». В регулярном сезоне он набрал 61 (29+32) очко в 45 матчах, став третьим в лиге по результативности. В плей-офф он помог команде оформить чемпионство. С сезона 2009/10 Щербатов начал играть в «Монреаль Джуниорс» из QMJHL. В первый сезон он сумел набрать 30 (12+18) очков в 62 играх. Сезон 2011/12 Щербатов провёл в клубе «Нейи-сюр-Марн», играющем в Лиге Магнуса. За сезон он набрал 14 (6+8) очков в 24 матчах. В 14 лет Щербатов дебютировал в составе юниорской сборной Израиля. В составе сборной до 18 лет он принял участие в трёх розыгрышах чемпионатов мира — 2005, 2006 и 2008 годов. На своём первом турнире он набрал 9 (4+5) очков в пяти матчах. На втором чемпионата Элиэзер набрал уже 14 (6+8) результативных балла, чем помог сборной подняться во второй дивизион. В 2010 году Щербатов был вызван уже в основную сборную для участия во втором дивизионе чемпионата мира. Он набрал 6 (3+3) очков в пяти матчах, что не спасло сборную Израиля от вылета в третий дивизион. На турнире следующего года Щербатов показал сверхрезультативность, заработав 26 (14+12) очков всего в четырёх играх. В 2012/13 гг. играл за парижский клуб «Франкрайс Волантс». С 2013/16 гг. выступал за казахстанские команды – «Астана» и «Бейбарыс». Чемпион и обладатель Кубка РК. В 2016/17 играл в братиславском «Словане» в КХЛ. Осенью 2019 г., был приглашен в павлодарский «Иртыш».
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Комментарии
Сделать ставкуКарточка блогера
Стас уполномочен сообщить
Блог Станислава Тимофеева о спорте в Казахстане
- Дата рождения:
17 июня 1959
- В спорте:
с 1977 года