СпециалистыСтанислав Тимофеев
Максут Аяганов: Не представляю жизнь без спорта
Просто отец Алибека Аяганова мастер спорта СССР по вольной борьбе. А в ноябре он отметил круглую дату – 70 лет. И чем не повод поговорить с заслуженным человеком и не вспомнить о днях прошедших.
- Детство моё прошло, в районе между девятой и 15 школами, - вспоминает Максут Даукенович, - или как тогда говорили, казкрае. Хотя говорить о том, что там жили одни казахи, будет не верно. Соседями у нас были и русские, и чеченцы, и цыгане. Павлодар моего детства – это большая деревня, где каждая семья держала скот, а за водой ходили на Иртыш. Тогда вода была чистой, экология другая, ни то что сейчас, когда выйдешь на набережную, а дым так и валит или со стороны алюминиевого заводы или из Аксу. До 60-х годов Павлодар особо не строился. Был 16-ти квартирный дом и на Пионерской двухэтажные дома летного училища. К слову сказать, домашний труд всегда идет на пользу. Хорошо что жили не в благоустроенном доме. Отец всегда проверял, что за спортсмен, если ты не мог погрузить сено в тракторную тележку. Ведь самые физически развитые люди, в том числе и борцы выходцы из сельской местности. Семья у нас была многодетной. У меня шесть сестер и брат.
- Максут Даукенович, а как вы пришли в спорт и почему выбрали именно борьбу?
- Было два пути: либо в хулиганы, либо в спорт. Все началось с первого мастера спорта СССР Павлодарской области Василия Карпеца. Мы и сами пацанами много занимались, но именно он дал правильное направление, привив нам любовь к спорту. А чего греха таить, ведь многие мои сверстники пошли по кривой дорожке – кто спился, кто стал уголовником. А я со своими друзьями Садуовым Аблаем, Сериком Кошкарбаевым, Тулемисовым в 1962 году как пришли в зал борьбы в только что открытой ДЮСШ, так и остались. Благодаря Карпецу, который вложил в нас столько сил и знаний, что мы ему всегда останемся благодарны. Это был человек не слыханной силы со стальной хваткой, который еще в детстве помогал отцу катать валенки. Занимались мы в подтрибуном помещении Центрального стадиона. В 1964 году мы стали чемпионами чемпионата республики среди юношей. А в 1970 году в Павлодаре проходила Спартакиада Казахской ССР, и я стал победителем этих соревнований. А уже на чемпионате страны в Алма-Ате, я отобрался в состав сборной Союза. Тогда мы как победители представляли страну на международной арене. В команде тогда были такие знаменитые борцы как два Анатолия Назаренко, многократный чемпион мира и олимпийский чемпион Быков. Вместе с ними я ездил на чемпионат мира, а подготовку мы проходили в Алуште, где для нас были созданы первоклассные условия. И сборную возглавлял наш казахстанский тренер Вадим Александрович Псарев. Вообще в те времена Кахахстану в борьбе не было равных в Советском Союзе. Мы были лидерами.
- И это несмотря на то, что ведь были великолепные борцовские традиции на Кавказе, России и Белоруссии….
- Совершено, верно. 15 республик и у всех были великолепные борцы и чтобы попасть в сборную, это надо было быть на голову выше своих соперников. Моим прямым конкурентом с которым мы боролись в спарринге был олимпийский чемпион и мировых первенств Давидян. Он шел первым номером, я был вторым, третьим.
- Какое впечатление осталось от чемпионата мира?
- В том 1974 году он как я уже говорил, чемпионат мира проходил в Швеции. Там в весе 62 килограмма я стал призером. В командном зачете мы стали победителями. Конечно впечатление от поездки остались незабываемыми.
- Да в то время, при железном занавесе съездить за границу было для многих наших граждан почти несбыточной мечтой. Ну и, наверное, за вами приглядывали, как бы вы чего-то не отчебучили люди из органов?
- Проверка была и самая тщательная, еще до поездки. Перед вылетом из Москвы нас держали три часа, настолько щепетильно ко всем мелочам относились, как вы сказали, люди из КГБ. И без лишнего хвастовства я был вторым человеком в Павлодарской области, кто побывал в то время в капстране. Первым был знаменитый конькобежец Владимир Барабаш. Что удивило – мы вроде как приехали из страны социализма, а в Швеции уже
тогда был развитый социализм. Нам тогда, как говорится, устроили культурную программу и мы побывали не только на автомобильном заводе «Вольво», но в честь советских боксеров, мы были приняты в королевском дворце. Оттуда я привез пластинки с классической музыкой и парики.
- Не понял, что за парики? Надеюсь это не скальпы снятые с ваших соперников?
- (смеется) Да нет, это как сейчас говорят чистый бизнес был. Продажа париков приносила не плохой доход. У нас парики были дефицитом и стоили больших денег. Делались они из сингапурского материала, очень качественный и были как натуральный волос.
- И сколько вы париков привезли?
- Может это будет не скромно. Но если продать десять париков, то хватило бы на покупку новых «Жигулей». Я привез чуть меньше.
- Это я так понял, на «суточные» покупали?
- Да нам выделяли шведские кроны на питание, но так как у нас было питание бесплатное, так называемый шведский стол, то мы эти деньги экономили и покупали себе вещи. К тому же, в Швецию мы везли русскую водку, которая очень там ценилась. Тогда в команде два казаха было – я и Есен Кангельдиев. Шведская пресса дала ему кличку – «черная пантера». У него такой пластичный стиль борьбы был, а так как он южанин, то был до черноты загорелый. Я до сих пор с ним дружу. Мы с ним в одном весе боролись, а потом я перешел в вес повыше.
- В 26 лет вы покинули борцовский ковер и чем занялись?
- Я пошел тренировать детей. Но там я не долго проработал. У меня чересчур темперамент горячий – одно дело, когда сам борешься и совсем другая вещь, когда видишь, что твой ученик проигрывает. Эмоции били через край, и я решил завязать с тренерской карьерой. И устроился мастером производственного обучения в училище. Через два года стал вначале стал заместителем, а затем директором ГПТУ-158. В Экибастузе лет пять проработал в училище. И считаю, что именно в этом деле я себя нашел, воспитывая подростков, среди которых попадались такие сорви-головы, что мама не горюй. Ничего справлялись, и я старался им привить любовь к спорту. Без спорта трудно представить жизнь.
- Борьба серьезный вид спорта, а почему тогда ваш сын Алибек занялся таким легкомысленным видом, как футбол?
- Алибек с детства с мячом. Его трудно было представить, чтобы он во дворе просто шатался. Всегда играл в футбол. А вообще я не особо хотел, чтобы мои сыновья занимались борьбой. Очень тяжелый вид спорта, особенно греко-римская. Футбол тоже не мёд и все там достается не легким трудом. А если признаться, то я тоже пробовал свои силы в футболе, ходил к Гарри Михайловичу Алёшину, но потом выбрал борьбу.
- А с кем-то из игроков «Иртыша» - «Трактора» дружили?
- Ну, конечно и знал многих, а с Шамилем Мухамеджановым вообще были близкими друзьями. Человек был необыкновенной доброты и порядочности. И если на поле не было игрока самоотверженней «Шамы», то в жизни, на его беду, он был со всеми, даже малознакомыми людьми, рубахой-парнем. Все-таки в дружбе и выборе друзей, надо быть рассудительнее.
- Максут Даукенович, еще раз поздравляю с юбилеем, здоровья и благополучия Вам и вашей семье!
- И вам спасибо!
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Комментарии
Сделать ставкуКарточка блогера
Стас уполномочен сообщить
Блог Станислава Тимофеева о спорте в Казахстане
- Дата рождения:
17 июня 1959
- В спорте:
с 1977 года