SPORTS.KZ
29 сентября 2012 (12:01)

Алексей Ни: «Готовиться к Рио-де-Жанейро начнем в декабре»

Алексей Ни: «Готовиться к Рио-де-Жанейро начнем в декабре»

Встретиться с героями-олимпийцами и их наставниками в эти дни — целая проблема. Удалось это сделать на недавних торжествах, организованных Центральным советом физкультурно-спортивного общества «Динамо».

Эксклюзивное интервью «Казахстанской правде» дал главный тренер фантастической сборной Казахстана по тяжелой атлетике Алексей Ни.

— Вам не кажется, что после Лондона наших героев Олимпиады страна встречала куда эмоциональнее, чем прежде? И эти торжества, по сути, не кончаются…
— Мне есть с чем сравнивать, это была моя пятая Олимпиада. Нас чествовали после каждой из них, но такого огромного резонанса в обществе, как нынче, не было никогда. Я думаю, это связано с феноменальным результатом сборной Казахстана, впервые выигравшей семь золотых олимпийских медалей, а также политикой Президента страны в области развития физической культуры и спорта высших достижений. Внимание и поддержка властей, прессы, всего общества плюс патрио­тизм наших людей — все это еще больше сплотило многонациональный народ Казахстана. Оттого и такие почести героям главных стартов четырехлетия.

— Алексей Геннадьевич, я помню вас после каждой завоеванной медали в Лондоне — эмоции через край, очень живые встречи с болельщиками в казахстанском пресс-клубе… И вот прошло достаточно времени для осмысления произошедшего. После многочисленных встреч, торжеств, получения наград я ожидал увидеть штангистов и их наставников «утомленными славой», а вы по-прежнему в отличной для жаждущих интервью журналистов форме…

— Тогда на Играх ситуация была и интересной, и парадоксальной. 4 августа Илья Ильин выиграл для нашей страны четвертую золотую медаль, а на следующее утро я проснулся рано, вышел из Олимпийской деревни прогуляться и почувствовал такую опустошенность, словами не передать. Представляете, программа-минимум на лондонский турнир — завоевать две золотые медали, программа-максимум и просто цель — три, а четыре — это вообще была мечта! И когда все произошло и осуществилось, наступила пустота. Я не знал, чего еще можно добиться в большом спорте, к чему стремиться. Пять золотых медалей через четыре года в Рио-де-Жанейро — это нереально.

— И тут вы сказали одному моему коллеге, что уходите из сборной?
— Было дело… Но это не преследовало цель озвучить официальное заявление, просто высказал мысли вслух. Если б все было продумано, то в первую очередь я посоветовался бы с руководством Федерации тяжелой атлетики Казахстана, поставил бы их в известность. А потом мои приватно высказанные «мысли вслух» разнеслись по всей стране, и один человек мне прямо сказал: «Ты зачем делаешь такие заявления? Весь мир сейчас смотрит на тебя, а ты взял дубинку и шарахнул всех по голове. А потом с этой дубинкой убежал в кусты. Разве так поступают?»

Я много передумал. Действительно, добиться всего, чего хотел, и потом все бросить… И потом со стороны наблюдать, как все будет дальше развиваться… Нет, я так не смогу. Тем более никакого решения я на самом деле не принимал, слухи о том, что меня за большие деньги пригласили в какие-то другие страны, ничего общего с истиной не имели. Просто была усталость, а сейчас, спустя несколько недель, когда, казалось бы, усталость должна быть другого плана — от многочисленных встреч и торжественных мероприятий, идет колоссальная эмоциональная зарядка и настройка на дальнейшую работу. Она — от общения с земляками, которые болели за нас и радовались общей победе. Только сейчас я начинаю понимать, что мы, тяжелоатлеты, на Олимпиаде сделали для своей страны.

— А по спортивному залу еще не соскучились? Наверное, ни разу туда после Олимпиады и не заходили?

— Заходил. Там юноши готовились к чемпионату мира. Думаю, ближе к концу года соберемся с тренерами и спортсменами, еще раз все осмыслим, послушаем атлетов — что у них в голове касательно планов по продолжению или завершению спортивной карьеры.

— А вы с членами сборной страны об этом еще не говорили?
— Сейчас это еще не конкретные разговоры, нужны серьезные и обдуманные решения, которые мы надеемся выслушать в декабре. Нам нужно будет составлять план работы на следую­щий год, знать, на кого можно рассчитывать. Если я беру на себя какие-то обязательства, то должен их выполнять.

— Но костяк олимпийской сборной в любом случае сохранится?
— Думаю, да. В следующем году все будут, что называется, пахать до седьмого пота, потому что 2013-й станет во многом определяющим. Если олимпийцы продолжат отдыхать, то в 2014-м вторая волна их может «накрыть». Помните, на Олимпиаде 2008 года Мария Грабовецкая была бронзовым призером, Ирина Некрасова — серебряным медалистом. Пос­ле Пекина они на чемпионатах мира не выступали в 2009 и 2010 годах, а тем временем Зульфия Чиншанло, Майя Манеза и Светлана Подобедова регулярно приносили нашей стране «золото». То есть догнали и перегнали пекинских медалисток. У нас настолько жесткая конкуренция, что едва остановишься — молодежь тебя обязательно «подожмет».

— Значит, вам в новом олимпийском цикле нужно брать больше лицензий, и тогда в Рио-де-Жанейро поедут и герои Лондона, и представители «новой волны»…
— А у женщин лицензий всего четыре, больше не бывает. У мужчин — шесть, здесь мы можем как-то расширить свое олимпийское присутствие. К примеру, Владимир Седов был чемпионом мира 2009 года, а Утешев вообще не попал на те соревнования. В 2010-м Седов немножко остановился в росте, Алмас у него выигрывает и попадает на чемпионаты мира и Олимпийские игры. Вот это к вопросу о том, что если ты хоть чуть-чуть замедляешь ход, тебя тут же догоняют и обгоняют более молодые атлеты.

— Перед XXX Играми в Талдыкоргане прошел чемпионат Казахстана по тяжелой атлетике, на котором трое явных фаворитов получили нулевые оценки и не попали в состав олимпийской сборной страны. Они вами не сбрасываются со счета в новом олимпийском цикле? Все ли продолжают тренировки?

— Мы еще с ними не виделись. Будем разговаривать, в декабре проведем соревнования и посмотрим, кто на что горазд. Наш спортивный принцип незыблем: двери в сборную страны открыты для всех.

В 2014 году лицензионный чемпионат мира впервые будет проводиться в Астане, и там мы сможем во многом определиться со своими олимпийскими перспективами и олимпийскими бойцами. А еще через год на таких же соревнованиях «добрать» недостающие лицензии.

— Удалось ли президенту Федерации тяжелой атлетики Казахстана Кайрату Турлыханову уговорить тренера-консультанта из Турции Энвера Туркелери продлить контракт и поработать с нашей сборной еще одно олимпийское четырехлетие?

— Сейчас Туркелери уехал на родину для прохождения медицинского обследования, а потом направится для этого же в Германию. Все будет зависеть от состояния его здоровья после возможной операции. К этому вопросу можно будет вернуться в конце года, а пока скажу так: мне бы хотелось и дальше работать бок о бок с Энвером Туркелери, его богатейший опыт (за плечами у специалиста уже шесть олимпиад) здорово помогает нашим штангистам удерживать лидирующие позиции во всем мире.

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
Больше новостей

Опрос

Следите ли вы за выступлениями казахстанских легкоатлетов?

Наверх