SPORTS.KZ
20 июля 2011 (09:03)

Аллен Чайжунусов: «Александр Винокуров — олицетворение Казахстана в мировом велоспорте»

Аллен Чайжунусов: «Александр Винокуров — олицетворение Казахстана в мировом велоспорте»

Национальная команда Казахстана Pro Team Astana, несмотря на сход с дистанции своего капитана вследствие травмы, продолжает борьбу за высокие места в турнире «Тур де Франс». Исполнительный директор Федерации велосипедного спорта РК Аллен Чайжунусов считает, что в одной из сильнейших велогоночных команд Евразии, каковой является «Астана», есть достаточные ресурсы для побед.

— Аллен, первый вопрос к вам — об Александре Винокурове: каково его настроение после операции? Не упал ли духом легендарный спортсмен?
— Безусловно, травма была тяжелая: перелом головки бедренной кости, небольшие трещины в тазовой кости. В течение трех месяцев он фактически не сможет ходить. В этом году Саша планировал завершить свою профессиональную спортивную карьеру, проехав «Тур де Франс». Однако теперь, как говорит сам, не исключено, что по мере выздоровления захочет продолжить карьеру, выборочно участвуя в некоторых гонках.

Вообще Винокуров не в первый раз демонстрирует железную волю. Незадолго до выписки из париж­ской больницы он встречался с группой казахстанских спортсменов и журналистов. Сказал, что травма остановила его лишь на некоторое время. Действительно, если учесть прогноз медиков, у него хорошие перспективы вернуться в строй. Восстановление займет несколько месяцев, после чего Саша высказал намерение участвовать как минимум в однодневных гонках. Еще он выразил надежду: товарищи по команде выиграют хотя бы один из этапов «Тур де Франс».

— То есть останется ли Винокуров в составе ведущих гонщиков команды или перейдет к тренерской и управленческой работе, это вопрос времени?

— Преждевременно и сложно здесь что-либо говорить. Возможно, Александр решит больше сконцентрироваться на менеджерских функциях в сфере казахстанского велоспорта. Недавно в ходе пресс-конференции президент Федерации велосипедного спорта Кайрат Келимбетов отмечал, что хотел бы видеть Винокурова в качестве президента федерации или в менеджменте команды. А может быть, он продолжит выступления в многодневных гонках. Все будет зависеть от его желания. В любом случае Саша — это олицетворение Казахстана в мировом велоспорте.

— Какие теперь шансы у Pro Team Astana занять высокое место в общем зачете?
— После трагического схода Винокурова была пересмотрена стратегия команды на «Тур де Франс». Теперь наша основная задача — попробовать выиграть отдельные этапы. По командному зачету, который определяет общую победу в «Туре», дела для нас, конечно, складываются не лучшим образом. Хотя есть надежда, что удастся сократить отставание.

Велогонка — довольно специфичный вид спорта, скорее командный, чем индивидуальный. Хотя победу создают отдельные гонщики, каждому из них помогает своя «группа поддержки». В частности, есть капитан — Александр Винокуров, на которого работает определенная команда.

Теперь, учитывая, что нет капитана, в команде пришлось менять групповую модель работы. Первые девять этапов «Тур де Франс» — фактически «разминочные», в них на поддержку Саши работала одна группа спортсменов. Теперь же начались горные этапы гонки, в них с Винокуровым должны были работать наши «горняки». После выбывания лидера составы этих групп корректируются, исходя из того, кто наиболее силен в условиях данного этапа. Пока определить второго капитана довольно сложно, так как изначально вся стратегия победы строилась под одного человека.

— Между прочим, не только в казахстанской команде сейчас меняются лидеры. Нынешний «Тур де Франс» изобилует завалами, падениями и травмами, поэтому списки форвардов постоянно пересматриваются.
— Да, из-за падений подобная ситуация сложилась не только у нас. Например, у Альберто Контадора после девятого этапа отставание составило около 4 минут. Такого отрыва никто не ожидал, ведь это сильнейший гонщик, который изначально считался одним из главных фаворитов «Большой петли».

Напомню — в прошлом году он в составе «Астаны» выиграл «Тур де Франс» в генеральной классификации. Также Контадор недавно победоносно завершил «Джиро де Италия». И вот теперь — такие неожиданности. Так что никто из фаворитов, как бы он силен не был, здесь не гарантирован от неприятных сюрпризов. Это спорт, причем достаточно жесткий.

— Pro Team Astana на сегодня — одна из лидирующих велогоночных команд в мировых многодневных турах. Она является победителем «Тур де Франс» 2010 года, казахстанские велогонщики выиграли и сложнейший тур «Джиро де Италия-2011». Согласны ли вы с мнением: в команде есть достаточные резервы, и потеря Винокурова не означает, что «Астана» может временно покинуть списки лидеров?
— Да, уже не один год команда является одной из сильнейших в мире. Результаты, которые она показывала во всех соревнованиях, превосходили лучшие достижения других. Следует отметить в частности победу в общекомандном зачете на «Джиро де Италия». На этой престижной гонке впервые в своей истории «Астана» заняла общекомандное первое место.

Здесь есть один важный момент. Если в генеральной классификации побеждает непосредственно какой-либо велогонщик, то поднимается государ­ственный флаг и звучит гимн той страны, гражданство которой он имеет. В нашем случае, когда Альберто Контадор выиграл «Тур де Франс», поднимался испанский флаг и исполнялся испанский гимн. А когда в общекомандном зачете побеждает команда страны, то на церемонии представляются ее государственный флаг и гимн. Вот почему столь символична победа Pro Team Astana на «Джиро де Италия» в 2011 году.

К тому же наша команда — это государственный проект, и ее победа очень многое значит в плане имиджа страны. Когда в самом центре Европы поднимается флаг Казахстана и звучит его гимн, это вселяет гордость в любого гражданина нашей страны, который любит свою Родину, — пусть даже он никогда не занимался спортом.

А с точки зрения спортивных результатов победа в общекомандном зачете всегда означает, что команда — стабильная и хорошо сбалансированная. Именно это сегодня можно сказать о составе Pro Team Astana.

Поэтому не стоит драматизировать ситуацию с точки зрения перспектив нашей команды. Она была и остается одной из лучших. К тому же конкретно о Винокурове никак нельзя заранее утверждать, что Александр после этой травмы завершает свою профессиональную карьеру в гонках-многодневках (как это поспешили сделать некоторые европейские обозреватели). Как я уже отмечал, мы очень надеемся, что после восстановления он согласится участвовать в турах.

— Очевидно, командная стратегия предусматривает привлечение и других сильнейших гонщиков?

— Не только привлечение. Речь также идет и о выращивании новых лидеров, «вторых Винокуровых», из молодежного состава. Ведь стратегия команды на следующий сезон планируется уже сейчас. Наш главный менеджер Джузеппе Мартинелли — профессионал высочайшего класса — вместе с «мозговым центром» Федерации велоспорта РК разработали долгосрочную стратегию, которая опирается на обширный спектр ключевых задач и соответствующих решений. Она предусматривает различные базовые сценарии.

Как я уже отмечал, мы очень рассчитываем, что Александр после выздоровления продолжит участвовать в гонках. Однако бытующее в западной прессе мнение, что без него команда якобы обречена, и что хороших результатов нам больше не добиться, по меньшей мере, некомпетентно. Вне зависимости от того, как будет строиться дальнейшая профессиональная деятельность Винокурова или других наших ведущих спортсменов, идет системное и планомерное развитие команды.

Конечно, у нас будут лидеры, способные побеждать в мировых состязаниях. По традиции до завершения текущего турнира «Тур де Франс» команды не сообщают о планах приглашения в свой состав тех или иных спортсменов, это коммерческая тайна. Но уже сегодня я могу сказать, что ведутся плодотворные переговоры о привлечении в «Астану» ряда велогонщиков высочайшего класса. Речь идет не просто об известных спортсменах, а о лучших профессионалах мирового велоспорта. По завершении «Тур де Франс» появится официальная информация об этом, вы узнаете о наших новых контрактах. Работа с такими лидерами позволит команде продолжать завоевывать призовые места на самых престижных мировых турнирах.

Между тем велогонки — групповой вид спорта, поэтому здесь стратегически важно не только привлекать новых сильных гонщиков. Ошибочно было бы думать, что главное для победы — это перекупить у какого-либо солидного клуба их сильнейшего спортсмена, который даст высокий результат. Да, это довольно простое решение. Но… с краткосрочным результатом. Команда должна всем составом гармонировать со своими лидерами, поэтому в ее развитии должна быть четко видна и среднесрочная, и долгосрочная перспектива.

Могу сказать, что сейчас мы эту перспективу видим. Мы четко представляем, в кого следует инвестировать сегодня и на каких наших спортсменов Pro Team Astana сможет опереться через год, два, через пять лет.

За последний год состав Pro Team Astana серьезно обновился. Согласно правилам Международной федерации велоспорта определенный процент в команде всегда должны составлять молодые. Это очень важно, потому что физический расцвет молодого гонщика — 24–25 лет. После этого ему еще потребуется несколько лет, чтобы стать новым Винокуровым или Контадором.

Текущий сезон показывает, что наша команда отлично сбалансирована, в частности по молодежному составу. Поколение Next не отстает от ведущих спортсменов, у нас растут новые сильные лидеры в многодневных гонках. Это, в частности, Роман Кройцигер, который был признан лучшим молодым гонщиком по итогам «Джиро де Италия». У него очень высокий потенциал.

— Ощущаете ли вы в этот трудный момент поддержку со стороны поклонников команды, широких слоев болельщиков, спортивной элиты страны?
— Безусловно. В эти дни команде абсолютно необходима моральная поддержка казахстанцев, да и вообще всех фанатов Pro Team Astana, которых в мире очень много. Сегодня мы должны сплотиться, сконцентрировать все силы, чтобы показать высокий результат.

Должен отметить, что Pro Team Astana очень популярна в Европе. По сути, сейчас это один из наших самых успешных государственных проектов на европейском континенте. А здесь очень развита вовлеченность населения в велоспорт. Как в массовом, так и в профессиональном спорте внимание к большим многодневным турам огромное.

Для болельщиков эти туры — общемировое явление в спортивной жизни, ведь они по своей сути трансграничны. К тому же здесь важно понимать, что такие велогонки, как «Тур де Франс», имеют колоссальное имиджевое и коммерческое значение. Любая сильная, тем более лидирующая команда — это «живая» реклама для миллионов зрителей. В нашем случае речь идет о представлении Казахстана широким слоям населения континента. Вот почему мы должны развивать и поддерживать бренд команды «Астана», ибо она олицетворяет в европейском массовом сознании сильный современный Казахстан.

Для многих казахстанцев (я это хорошо знаю и по личному общению, и по Интернету) Pro Team Astana — большая гордость. Да и для многих европейцев, которые за время выступления «Астаны» стали поклонниками нашей команды. Для всех наших болельщиков, вне зависимости от страны, сегодня очень важно ободрить, сплотить команду, подать спортсменам сигнал, что в них уверены. Мы это хорошо видим и очень благодарны за это.

Да, бывают падения, тяжелые травмы. Однако это всегда дает дополнительный эффект сплочения, в результате все силы команды концентрируются вокруг ее «ядра», вокруг наших ведущих гонщиков.

Нельзя не сказать и о роли государства, нашей федерации. Со стороны Федерации велосипедного спорта РК мы максимально поддержим Александра. В беде мы всегда едины, и этим сильны. Федерация полностью берет на себя все расходы, связанные с его лечением, транспортировкой, с прохождением курса реабилитации. В общем, создадим наилучшие условия для нашего прославленного гонщика.

— Как будет строиться дальнейшее развитие бренда Pro Team Astana?
— Команда Pro Team Astana, как я уже отмечал, является важным государственным проектом Казахстана в мировом спорте. Благодаря постоянной поддержке Главы государства Федерация велоспорта Казахстана уделяет особое внимание подготовке будущего поколения гонщиков. Для этого делается многое.

Один из наших важнейших приоритетов — подготовка нового поколения казахстанских велогонщиков. На это направляются очень большие ресурсы. При государственной поддержке в этом году была впервые достигнута договоренность с Международным союзом велосипедистов о стажировке четырех ведущих спортсменов из команды Pro Team Astana. По сути, это стало первой путевкой наших велогонщиков на международный рынок профессиональной подготовки лидеров «большого спорта». Если ребята покажут высокие результаты, они смогут занять достойное место в рядах «Астаны».

Также принято решение об открытии новой континентальной команды «Астана-2», которая станет фарм-командой для Pro Team Astana. В Федерации велоспорта подготовлена стратегия проведения национальных чемпионатов и спартакиад на территории Казахстана. В частности, недавно под руководством президента Федерации велоспорта РК Кайрата Келимбетова и представителя генерального спонсора — управляющего директора Фонда «Самрук-Казына» Дархана Калетаева — была достигнута договоренность с руководством Международного союза велосипедистов о проведении в Астане первого этапа Кубка мира по треку на базе нашего республикан­ского велотрека «Сары-Арка», с участием команд из более 50 стран мира. Это будет серьезное спортивное событие международного формата.

Второй этап кубка пройдет в столице Дании, третий — в Пекине, и заключительный, четвертый этап, состоится в Лондоне. Казахстан будет представлять новая, недавно созданная велотрековая команда Pro Team Astana. Так что наш бренд будет расширяться, и в скором времени, думаю, мир увидит новые успехи казахстанской команды.

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Нужна ли Казахстану велокоманда «Астана»?

    Наверх