SPORTS.KZ
14 января 2012 (00:29)

Артем Касьянов: «Больше всего меня поразил один обряд с жертвоприношением»

Артем Касьянов: «Больше всего меня поразил один обряд с жертвоприношением»

Украинские футболисты и тренеры всегда были востребованы в Казахстане. Один из них, воспитанник луганского футбола Артем Касьянов, уже два года удачно действует в центре поля шимкентского «Ордабасы», с которым в ноябре минувшего года завоевал Кубок страны.

О самом пока удачном сезоне в карьере, по итогам которого он вошел в число «33-х лучших игроков чемпионата Казахстана», и не только, Артем рассказал корреспонденту «ФО».

«В Казахстане я уже не чужой»


— Артем, можно тебя поздравить с первым трофеем?..

— Почему же с первым? Для меня памятен и выигранный в 17 лет финал Кубка Луганской области, где мне посчастливилось забить гол, и выигрыш со «Сталью» первенства первой украинской лиги в сезоне-2004/05. Хотя Кубок Казахстана — это самое значимое достижение в карьере, и я рад, что нам удалось выиграть его вместе с «Ордабасы». Пройти всю дистанцию и переиграть в финале очень хорошую команду — «Тобол», которую недавно принял Вячеслав Грозный, дорогого стоит.

— В чем залог успеха твоей команды?
— Пожалуй, главное слагаемое успеха — это сплоченный коллектив. Наша команда, как одна большая семья, где каждый готов подставить плечо в трудную минуту. Это я ощутил на себе еще в самом начале, когда ехал в Казахстан, по сути, ничего не зная ни о стране, ни о городе, ни о команде, ни о чемпионате. И ребята помогли мне безболезненно влиться в коллектив, за что им огромное спасибо. Мы уже два года играем практически одним составом, прониклись одной идеей и очень счастливы, что подарили нашим болельщикам Лигу Европы.

— Осчастливить фанатов вы могли и годом ранее…

— Да, могли, но в полуфинале после минимальной гостевой победы над карагандинским «Шахтером» уступили в Шимкенте со счетом 1:2, и соперник прошел в финал благодаря большему количеству голов, забитых на выезде. Вдвойне обидно, что при счете 1:0 в нашу пользу я в середине первого тайма получил травму и продолжить игру не смог.

— А инфраструктура клуба позволяет принимать матчи еврокубков в Шимкенте?

— Сейчас наша арена вряд ли отвечает европейским стандартам, но после финала Кубка в аэропорту нас встречал аким Шимкента (по-нашему губернатор), который пообещал, что сделает все возможное, чтобы наши болельщики увидели матчи Лиги Европы дома.

— Что же не получилось в чемпионате? Вроде вышли в первую шестерку, но второй этап команда играла, по сути, без задач…
— Не соглашусь. Да, мы потеряли много необязательных очков на первом этапе, так что могли себе позволить отдохнуть больше времени в то время, как команды с большими задачами вовсю трудились на сборах, а легионеры и вовсе подъехали почти к первой игре. Неудивительно, что старт второго этапа нам не удался. Но, когда мы набрали форму, нервы потрепали всем. Не пустили в призеры «Астану», обыграв ее на выезде в предпоследнем туре, да и будущему чемпиону, карагандинскому «Шахтеру», в чемпионате мы ни в чем не уступили, один раз выиграв и трижды сыграв вничью, заслужив лестную оценку со стороны специалистов. Сразу шестеро игроков «Ордабасы» вошло в число «33-х лучших игроков чемпионата», причем сразу трое — игроки центра поля. Это же о чем-то говорит.

— Известно, что Шимкент с более чем полумиллионным населением входит в тройку крупнейших городов Казахстана, но во всем остальном Казахстане о нем говорят, что это очень специфический город…

— Со всеми нюансами я не знаком. Знаю, что Шимкент называют «казахстанским Техасом». Поначалу смущала сильная жара. Даже не представлял, как в такое пекло можно тренироваться и играть. Но со временем привык.

— И семью успел в Казахстан перевезти?

— Конечно, без семьи очень тяжело. Мы освоились и не считаем себя здесь чужими. Сняли хорошую квартиру, наша дочь ходит в детский сад, жена учит итальянский, занимается шейпингом…

— Друзьями в Казахстане успел обзавестись?
— Поддерживаю отношения почти со всеми ребятами из команды, в том числе и с легионерами-нигерийцами можем свободно изъясняться на английском. Созваниваемся с братом Андрея Данаева Алексеем, с белорусом Пашей Кирильчиком, который несколько лет играл в Украине.

— Наверняка и с диковинными для нас мусульманскими традициями пришлось столкнуться?
— Было дело. Больше всего меня поразил один обряд с жертвоприношением. Перед началом чемпионата на стадионе, прямо на поле режут барана. При этом все игроки команды встали на колено, а священнослужитель читал молитву. Затем, когда кровь стекла в тазик, ребята пальцем кровью животного смазывали больные места на ногах. У местных футболистов существует поверье, что таким образом можно придать обуви особые, «забивные» качества и оградить себя от травм. А один из партнеров даже руки мазал, чтобы в карты везло. Вообще, в Казахстане это явление обыденное. Когда у команды в чемпионате дела идут не лучшим образом, как говорится, не прет, приносят в жертву барана, при этом мясо отдают в детский дом.

— И как, срабатывало?
— Знаешь, как-то даже не интересовался этим вопросом. Я же мазался всего один раз.

— А сам ты суеверный человек?
— Есть какие-то финты свои. Вот, например, перед игрой я никогда не бреюсь.

— Пост в Рамадан одноклубники-мусульмане свято соблюдали?
— Есть ребята, которые соблюдают его, но есть и те, кто не столь жестко придерживается религиозных догматов. Им же в Рамадан ничего не есть и не пить нельзя от рассвета до заката. И это при том, что температура на солнце градусов 50 достигала.

— В голодные обмороки они во время тренировок не падали?
— Этого не случалось. Но в весе прилично теряли, что не могло не сказаться на их физических кондициях. Однажды из-за ошибок одного игрока мы уступили. Так он такого нагоняя от тренера получил, что на следующий день уже и ел, и пил.

— Вернемся к футболу. На что мог бы рассчитывать «Ордабасы» в чемпионате Украины?
— Не хочу обижать ни какой украинский клуб, скажу так: команда играет в хороший комбинационный футбол. На сборах в прошлом году мы переиграли донецкий «Металлург» и «Кривбасс». Понятно, что в это время команды не находятся в лучшей форме, но факт есть факт. Да и уровень самого чемпионата подтягивается. Конечно, до уровня украинской Премьер-лиги еще далековато, но уже не такая пропасть, как было раньше. Об этом говорят и выступления казахских клубов в еврокубках. Впервые барьер первого этапа преодолели сразу два клуба — «Иртыш» и карагандинский «Шахтер», а «Актобе» лишь в серии послематчевых пенальти уступил путевку в четвертый квалификационный раунд Лиги Европы владикавказской «Алании». К слову, игра актюбинцев мне особенно импонирует. У них очень хороший контроль мяча. Можно сказать, что «Актобе» — это казахстанская «Барселона».

— Что можешь сказать о Викторе Пасулько?
— Скажу так, в «квадрат» он не заходит даже в свои годы, видно школу. Он хороший психолог, умеет настроить команду. Не могу ничего плохого сказать и о его предшественнике Анатолии Юревиче, но решили мы все свои задачи именно при Викторе Васильевиче. Можно сказать, что он русский человек с европейским подходом.

— Еще в апреле появилась информация о том, что ты попал на заметку главному тренеру сборной Казахстана Мирославу Беранеку…

— Это слухи! Конкретных предложений не было, так что смысла размышлять на эту тему не вижу. К тому же я был заигран за молодежную сборную Украины.

«Простил „Харьков“, и в Одессе пролетел»


— А ведь вместо Казахстана в свое время могла быть Польша…
— Вариант с «Полонией» из Бытома нашел мой агент. Поначалу все было солидно. Мне пришла официальная бумага, мол, пан Артем, в случае получения травмы, мы возместим все финансовые издержки. Вот, думаю, уровень. Все беды начались по приезду на сбор в Турцию. Сначала мне дали чью-то нестиранную форму, а потом я узнал, что команде уже три месяца не платят зарплату. В такой ситуации ехать в чужую страну не было смысла. Денег на обратный билет мне тоже не дали, не говоря о том, чтобы сопроводить до аэропорта. Так что в Стамбул я с горем пополам добрался на попутках. Прилетел домой и говорю жене: «Буду заканчивать!»

— Почему так кардинально?
— Уж больно много негатива накопилось за последнее время по выступлениям за «Харьков» и «Черноморец».

— Что именно?
— Начну с Харькова. Мало того, что денег не платили, так еще и жить приходилось в ненормальных условиях. Сейчас смешно, а когда доктор тогда сказал: «Артем, не пугайся, если крысу на кровати увидишь. Ты ее полотенцем смахни», стало жутковато. И это на базе клуба высшей лиги! Так что, когда пригласили в «Черноморец», подумал: жизнь налаживается. Знал от знакомых ребят, в частности от Саши Косырина, и о том, что здесь очень хороший коллектив. Подкупило и настойчивое внимание со стороны тренерского штаба. Сказали: «Ты нам нужен на первую игру с киевским „Динамо“. Давай решай вопросы со своим клубом». А у «Харькова» на тот момент передо мной была существенная задолженность, и я собирался подавать в суд. Но, поддавшись на уговоры, пришлось отказаться от денег для того, чтобы получить статус свободного агента. И тут началось самое интересное. Приезжаю в Одессу, а мне подсовывают пункт в контракте, что в любой момент клуб может разорвать соглашение со мной в одностороннем порядке. Естественно, на такие условия я не согласился. Представляешь, простил «Харькову» и тут пролетел. При этом в Одессу уже привез жену с дочкой. Правда, вскоре мне позвонили и сказали, что руководство от этого пункта отказалось. В общем, контракт я все же подписал.

Отыграл с «Динамо» и «Таврией», и на этом все закончилось. Гришко уволили, а на его место пришел… Не помню ни имени, ни отчества, но фамилию его запомню надолго — Наконечный! На предыгровой тренировке он мне говорит: «Артем, ты не попадаешь сегодня в восемнадцать». И я вполне резонно задал ему вопрос: в чем я его не устраиваю, куда надо расти, над чем работать? А в ответ услышал: «Хороший ты парень, но я тебя не приглашал. Гришко со мной не советовался. Давай доказывай». Но доказывать можно в 18 лет, а когда человек открыто заявляет, что не брал тебя в команду, хоть головой об стенку бейся, ничего ты ему не докажешь. Посмотрите, он пережил Гришко, пережил и Блохина с Балем. Может, Григорчук задержится. Он умный специалист, поработал немного с Наконечным и «сплавил» его в «дубль».

— Баль с Блохиным тебе шанс давали?
— Нас тогда человек шесть-семь из первой команды сослали в «дубль». И как-то играли мы «двухсторонку» с «основой» и выиграли со счетом 2:1. Я тогда гол забил и голевую передачу отдал. Во втором тайме меня поменяли. Думаю, все доказал. Но затем подошел тренер и сказал: «Завтра работаешь с «дублем». Тогда окончательно понял, что в этом клубе доказать что-то невозможно. Наверное, даже если сетку мячей в ворота отправишь. Так что уходил я из клуба без особого сожаления.

Не могу понять и то, почему убрали из команды наставника молодежной команды Константина Фролова. Молодой специалист пришел в команду со своим видением футбола, команда до последнего претендовала на место в тройке. А когда ты показываешь стабильный хороший результат и тебя увольняют, выводы сами напрашиваются.

Единственное, что запомнилось об Одессе, так это шикарный город, море и, конечно, болельщики. Могу сказать, что мало где так переживают за родной клуб, как в Южной Пальмире.

«Надеюсь, что лучший мой сезон еще впереди»


— Наверное, будет несправедливо, если мы не вспомним о тех, кто дал тебе путевку в большой футбол.
— Футболом заболел с самого детства, уже в шесть лет записавшись в секцию футбола при стахановской ДЮСШ. По возрасту нужно было подождать еще год, но мой первый тренер Александр Михайлович Музыка просмотрел меня и сделал исключение. В той группе занимались Виталий Бекиров, поигравший во второй лиге, и Игорь Никонов, ныне защищающий цвета черниговской «Десны». Попробовать себя во взрослом футболе удалось у Ростислава Игоревича Лысенко в стахановском «Динамо», которое тогда выступало в первенстве Луганской области.

Закончив школу, получил предложение из Алчевска, в «Сталь», где за 6 лет прошел большой и сложный путь, начиная во второй команде под руководством Геннадия Николаевича Баткаева, игравшей в чемпионате области, продолжив в команде мастеров во второй лиге, а завершив уже в высшей лиге, где получил неоценимый опыт. Можно сказать, алчевский коллектив дал мне путевку в жизнь. И отдельное спасибо через вашу газету хочу сказать Анатолию Ивановичу Волобуеву. Постоянно захожу на официальный сайт клуба, интересуюсь положением дел в команде. Знаю, что были проблемы с финансированием, но уверен, что при Анатолии Ивановиче микроклимат в коллективе все так же здоровый, а команда придерживается своего стиля, демонстрируя комбинационный футбол.

— Дальше был донецкий «Металлург»…
— Тоже неоднозначный период моей карьеры. За один сезон в команде сменились три тренера, каждый пытался что-то кардинально менять, но ни у одного из них так ничего и не получилось. Поэтому трудно было притереться в такой команде. Мог выйти в «основе» полуфинального матча Кубка Украины с «Динамо», а затем оказаться в «дубле». Где-то я сам виноват, не всегда мог совладать с эмоциями. Но даже несмотря на то, что в Донецке у меня не сложилось, могу сказать, что в «Металлурге» все делается профессионально, на высшем уровне.

— Знаю, что у тебя спортивная семья?
— Дядя занимался легкой атлетикой. По его стопам пошел мой двоюродный брат Алексей Касьянов. Он мастер спорта международного класса по многоборью, призер чемпионата Европы, многократный чемпион Украины, финалист Олимпийских игр в Пекине.

— Есть к чему стремиться…
— Надеюсь, что лучший мой сезон еще впереди. Не так уж мне много лет еще. Первую лигу я уже выигрывал, Кубок тоже, теперь хотелось бы и чемпионство в высшем дивизионе завоевать.

— Чего ждешь от сборов и будущего сезона?
— Главное, чтобы на сборах набрать хорошую форму и подойти во всеоружии к Суперкубку Казахстана с «Шахтером». Постараемся продлить беспроигрышную серию в играх с «горняками». А затем хотелось бы удачно выступить в чемпионате и пройти как можно дальше в Лиге Европы!

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

Статистика


Опрос

Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

Наверх