SPORTS.KZ
24 октября 2011 (16:32)

Борьба завладела мною

Пожалуй, не будет ошибкой, если мы скажем, что Вадим Александрович Псарев — один из тех наставников, кто внес огромный вклад в развитие борьбы не только в Казахстане, но и в Советском Союзе. Жесткий, но в то же время по-отечески добрый, он смог найти ключи к сердцам сотен ребят имена многих, из которых известны всему миру.

Для убедительности назовем такую цифру. За годы работы Вадимом Александровичем подготовлено 95 чемпионов Советского Союза, Европы, мира и Олимпийских игр. Никто не может похвастать таким богатым «урожаем». Поэтому о ветеране казахстанской классической борьбы говорят, что это «человек-фантастика, человек-легенда».

Накануне юбилея, а ему скоро исполнится 75 лет, мы позвонили юбиляру и пригласили на интервью.

Уроки от дяди Миши


— Вадим Александрович, вашему поколению выпала горькая доля: Великая Отечественная война. Где жила в это время семья Псаревых?

— Мы тогда жили на хуторе под Полтавой. Летом 1941 года нас бомбили немецкие самолеты. В моей детской памяти до сих стоит гул пикирующих бомбардировщиков и взрывы, черное от дыма небо. Потом мы перебрались в Харьков. Кстати, в этом городе я и родился. И здесь нас застала бомбежка. Пошла повальная эвакуация. Наша семья оказалась в Казахстане. Сначала мы жили в Кзыл-Орде, затем переехали в Усть-Каменогорск, а оттуда перебрались в Семипалатинск. Именно в этом городе я приобщился к борьбе. В моем становлении как спортсмена сыграл важную роль дядя Миша Коняев. Он был разносторонним атлетом: хорошо бегал на лыжах, занимался боксом, играл в футбол и возился в свободное время с мальчишками на ковре. Его занятия были невероятно интересны. Он умел показать приемы, связывая каждое действо с конкретным героем или случаем, поэтому мы тянулись к нему. Я, к примеру, хотел заниматься боксом. Чуть позже пошел на футбол. Помню, на «Динамо», а мы уже жили в Алма-Ате, мяч гонял вместе с друзьями. Ко мне подходит тренер, оказывается, это был Андрей Петрович Старостин, и говорит: «Ты мне понравился. Переходи на футбол…». Я сразу отказался: борьба уже завладела мною.

— И когда же к вам пришли первые результаты на ковре?
— Я в 1952 году занял «в юношах» второе место в республике, на первенстве СССР был одиннадцатым. Правда, на следующий год уже попал в Союзе в первую шестерку. Норматив мастера спорта СССР выполнил в 1956-м на Спартакиаде народов Советского Союза. Тогда я попал в пятерку сильнейших борцов-классиков среди взрослых. В 1959 году окончил Алма-Атинский институт физкультуры и устроился в спортивное общество «Енбек» тренером.

Бакулин — первопроходец


— Ваши подопечные сразу начали выдавать медали «на-гора»?
— Первая группа моих подопечных запомнилась тем, что в ней был Владимир Бакулин. Очень талантливый борец. Я знал, что он сможет выиграть крупные состязания, поэтому его отъезд на Курилы встретил болезненно. Но Володя тоже, оказывается, скучал. Писал нам письма. И через год он появился в зале и заявил: «Вернулся насовсем»…
На первом своем же чемпионате Советского Союза в 1965 году Бакулин занял второе место. К своим прежним наградам прибавил также «золото» чемпионата мира. А в Мехико (1968) стал вторым на Олимпийских играх.

— Именно тогда вас пригласили тренировать сборную СССР?
— Да, я пробыл в качестве наставника сборной Союза с 1966 до 1983 года.

— Потому что в это время в сборной Союза кроме Бакулина были Анатолий Назаренко, Валерий Резанцев и другие ваши ученики?
— И это, конечно, было немаловажным. Валера Резанцев, к примеру, за семь лет не проиграл ни одной схватки, за что попал в Книгу рекордов Гиннесса. Он стал двукратным олимпийским чемпионом. Чуть не повезло Анатолю Быкову. Он поднялся на самую высокую ступень пьедестала почета на главных стартах четырехлетия только один раз. Второй раз завоевал «серебро».

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей
    Наверх