SPORTS.KZ
22 марта 2008 (10:40)

Булат Асанов: "Я хороший исполнитель своей роли"

В матчевой встрече между шахматистами России и остального мира главный ассистент американского гроссмейстера Ясера Сейравана казахстанец Булат Асанов помог добиться виктории не только своими советами, но и умением координировать действия своих коллег по цеху. Позже в своем дневнике американец напишет: “Его заразительная теплота подкупает меня. В ближайшие дни Булат будет оказывать мне неоценимую помощь, я буду обращаться к нему с различными проблемами и за советом”.

На встречу со мной он пришел еще с температурой, но уже с горящими глазами.

- Какие профессиональные болезни у шахматистов? - не даю опомниться мэтру.
- Самая распространенная - мнительность. Еще, пожалуй, алкоголизм. - Видно, что вопрос врасплох Булата не застал. - Но мне пока это не грозит. Есть шахматисты, которые переносят свои игровые амбиции и в реалии жизни. Гарри Каспаров стал прозападным либералом, а Бобби ФИШЕР превратился в антиамериканиста. Меня спасает прежде всего мое желание работать и на другом поприще. Сейчас я не играю в шахматы. Могу консультировать кого-то, могу быть арбитром на турнирах, но не играть. Шахматами я пока наелся. Вновь возвратился к своей основной деятельности, я ведь закончил исторический факультет КазГУ. Еще в советское время стал кандидатом наук. Сейчас вот ищу неизвестные странички в нашей истории.

- Зачем вам это?
- Меня волнуют проблемы сталинизма, и я пытаюсь докопаться до причин этого явления. Почему в Великую Отечественную мы потеряли 29 миллионов наших граждан? Советский Союз мог закончить войну через год где-нибудь в Португалии. Но когда Германия сдалась, мы уже были обескровлены. То, что творится в современном мире, - это отголоски Второй мировой войны, которая не поставила все точки. Почему был Нюрнбергский процесс над фашистскими преступниками, а исторического суда над сталинизмом не было?

- Помимо истории и шахмат чем вы еще интересуетесь?
- Мое хобби - это театр. Я во многих из них побывал, но особо люблю два из них - Омский и Ташкентский драмтеатры. Особенно хорош театр в столице Узбекистана, где замечательный репертуар и своя режиссерская и актерская специфика. В Казахстане многие артисты и режиссеры стандартны и похожи друг на друга.

- Шахматы - это театр?
- Отчасти. К сожалению, на сегодняшний день они мельчают. Не в профессиональном смысле - по части зрелищности. В них все меньше интеллектуалов. Сейчас многие шахматисты знают только шахматы. На матч они приходят в джинсах и кроссовках. Раньше на гроссмейстеров ходили только для того, чтобы на них посмотреть. Тот же Михаил Таль преподавал литературу в средней школе и издавал книги. У него было замечательное чувство юмора, и он был всеобщим любимцем у журналистов. А Борис Спасский, который родился на Урале и самостоятельно научился играть в шахматы в пять лет! Жил в советской стране, но не скрывал, что по политическим убеждениям он - монархист. По тем временам это большой гражданский подвиг. В современных шахматах я знаю только двоих интеллектуалов - это Петр Свидлер и Борис Гельфанд. Эти люди достигли в жизни еще чего-то помимо шахмат. Но, увы, таких личностей в нашем виде спорта все меньше и меньше. Может, поэтому шахматы уже не столь популярны.

- А кто вы в этом мире? Артист или режиссер?
- Наверное, я просто хороший исполнитель своей роли.

- Шахматный мир хоть очень тесен, но и жесток. Дружба в нем возможна?
- Да, настоящая мужская дружба в шахматах возможна. Но только если вы не конкуренты. Поскольку сегодня я не являюсь конкурентом ни для кого из лучших шахматистов, то у меня есть друзья. Это Александр Халифман, Муртаз Кажгалиев и Найджел Шорт. Встречаясь с ними на различных турнирах, мы можем с ними часами спорить, и не только о шахматах. А наиболее явный дружеский тандем среди сильнейших - Халифман и Гельфанд.

- А каковы перспективы этого вида спорта у нас в Казахстане?
- Сейчас шахматы у нас переживают очередное рождение. Выступление на последних крупных международных турнирах, в частности на чемпионате мира среди студентов, где Казахстан занял 4-е место, говорит о том, что интерес у молодых появляется. Но, к сожалению, только в Астане есть сильный шахматный клуб. У него есть и материальная база, и финансирование. В других городах этого нет. Федерация пытается изменить положение дел, но ее собственных финансов недостаточно. Нужна государственная поддержка.

- Можно ли в Казахстане, занимаясь шахматами, заработать себе на жизнь?
- Для этого нужно в месяц играть и выигрывать как минимум в трех международных турнирах в Европе. Что-то я такого у нас в стране не знаю. Или пока не знаю. У меня это тоже не получалось.

- Каков выход из сложившейся ситуации?
- Один из них - проведение у нас крупных международных турниров с участием звезд. Например, чемпионат мира по классическому блицу должен состояться в августе этого года. Единственная преграда - россияне в это же время хотят провести у себя мемориал памяти Михаила Таля. Однако ради популяризации шахмат и в память о великом шахматисте мы готовы перенести свой турнир и на более поздний срок. Согласие FIDE относительно нашего турнира уже получено. Впервые соревнования такого уровня регламентированы, и на них должны приехать по пять лучших гроссмейстеров прошлогоднего и позапрошлогоднего чемпионатов мира. Будут и чемпионы континентов. Призовой же фонд обещает стать самым большим за всю историю чемпионатов мира по блицу - 350 тысяч швейцарских франков. Финансовую поддержку обеспечивает Федерация шахмат Казахстана.

Михаил Васильев

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей
    Наверх