SPORTS.KZ
13 сентября 2011 (08:57)

Дернуть Бога за бороду

Дернуть Бога за бороду

Максут Жумаев стал первым казахом, покорившим все четырнадцать восьмитысячников планеты. Самой капризной и несговорчивой для него оказалась гора К2. Жена альпиниста Ольга шутит, что даже присутствие на родах, когда на свет появилась дочь Айлин, далось Максуту намного легче.

У каждого альпиниста есть заветная мечта. Максут Жумаев хотел взойти на все восьмитысячники мира. Эту задачу он выполнил на отлично. Вот только времени ему на это понадобилось значительно больше, чем он рассчитывал. Гора К2 внесла серьезные коррективы в его амбициозные планы. Сложнейшая вершина покорилась Максуту только с шестой попытки. Вместе с Жумаевым на пик поднялся и его земляк Василий Пивцов. Так что в престижный Международный клуб покорителей восьмитысячников Максут и Василий вошли одновременно. О том, какие испытания приготовила К2 нашим альпинистам, Жумаев рассказывает читателям «ЭК»:

— У меня сложилось впечатление, что эта гора просто не хотела нас подпускать к себе. Она упрямилась, как знающая себе цену женщина. Мы на вершину поднимались с молитвами — никаких шуток, никакого юмора. Последние метры дались особо тяжело. В художественных фильмах восхождение показывают по-другому: поднявшись на вершину, альпинисты прыгают, танцуют, катаются по снегу, смеются. Ничего подобного в реальной жизни не бывает. Радости я в тот момент точно не испытывал — мы едва на ногах держались от усталости.

— Наверное, отметили покорение К2, спустившись с горы?

— Нет, нам тогда еще тяжелее пришлось. Вообще, покорение К2 на праздник походило мало.

— Вместе с вами все это время был Василий Пивцов. Это помогало или вносило дух соперничества?
— Мы с Васей не конкуренты, а друзья. На всех восьмитысячниках находились вместе. Наш тандем имеет полное право на то, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Мы планировали подняться на К2 одновременно: так вот, я отстал немного, и Вася меня ждал, чтобы все получилось в соответствии с планом.

— У моряков есть примета, что женщина на корабле приносит беду. Нет ли подобного поверья у альпинистов?
— С нами на К2 в тот знаменательный для нас день поднялась альпинистка Герлинда Кальтенбруннер. Как видите, ее присутствие нам не только не помешало, а помогло настроиться на победу. Если женщина не сдается перед горой, то мужчина просто не имеет права спасовать.

— Думали ли вы, штурмуя гору, о своей семье?

— Я о них всегда думаю. У меня же ответственность перед ними. Если со мной что-то случится, то как Оля одна поднимет сына и дочь?! Поэтому я стараюсь не рисковать и не принимать необдуманных решений. Восхождение на горы чревато опасностями, но я выбрал для себя этот путь и не жалею об этом. А Оленьку мне по-настоящему жалко: я отправляюсь на покорение очередной высоты, а она волнуется, не спит, худеет без меня. Хотя я тоже после своих поездок каждый раз возвращаюсь постройневший. Она меня потом первые дни кормит с раннего утра до позднего вечера.

— Вы заранее говорите жене, какое блюдо приготовить к вашему возвращению?
— Она и без указаний знает мои вкусы. Каждый раз меня ждет целый тазик моего любимого салата оливье, манты и плов. Оля вообще меня балует. А еще теща непременно печет мне блины. Мама тоже вносит свою лепту. Как только узнает, что я возвращаюсь, начинает катать тесто на бесбармак. Пусть мои дорогие женщины не обижаются, но мне после всех этих кулинарных изысков порой приходится ох как непросто!

— А как вас встречают дети?
— У нас с Оленькой есть особая традиция: жена, сын Исатай и доченька Айлин всегда провожают меня и встречают. И от нашего семейного обычая мы никогда не отступаем. И на этот раз Оля тоже приехала с малышами в аэропорт. Встречающие меня друзья по рукам передали мне Исатая, а об Айлин почему-то никто не позаботился. Тогда малышка с криком побежала ко мне навстречу, всех расталкивая ручками. Подбежала ко мне, прижалась и смотрит снизу вверх счастливыми глазенками. Ради таких мгновений и стоит жить.

— Папы мечтают о сыновьях, а сильнее любят дочек. Распространяется ли это правило на вас?
— Я своих детей люблю одинаково. Просто Айлин — девочка. Ей требуется больше внимания и ласки. Когда Исатай родился, меня в городе не было. А на рождении доченьки я присутствовал лично. Поддерживал жену, помогал ей собраться с духом. Я переживал ужасно, но при этом делал вид, что сохраняю полное спокойствие. Я даже пуповину сам перерезал. Мне кажется, что мужчинам нужно присутствовать на родах. Тогда они по-другому к своим женам относиться станут.

— Ольга рассказывала, что Исатай ждал от вас в подарок полный КамАЗ конфет. Ожидания сына оправдали?
— В первый же день повел детей в магазин. А так как конфеты — дело вкусное, но абсолютно неполезное, то для начала я купил сыну игрушечный КамАЗ. Вот его мы конфетами и загрузили.

— Покорение какой вершины планируете теперь?

— Пока в мои планы новые восхождения не входят. Скорее всего, я завершил карьеру альпиниста. Теперь хочу уделять внимание своей семье. Оля уже устала находиться в вечных ожиданиях и волнениях. Сначала она страдает бессонницей, пока я не взойду на гору, потом до рассвета волнуется по поводу спуска с вершины. И детям я тоже нужен рядом, а не где-то на горах. Пока не знаю, кем буду работать. Так что работодатели могут обращаться ко мне с интересными предложениями.

— Вы — первый казах, покоривший четырнадцать восьмитысячников и вошедший в клуб Q-14. Гордитесь этим?

— До меня эти вершины неоднократно покоряли другие люди. Национальность в данном случае никакой роли не играет. Я горжусь тем, что мы с Василием вместе добились исполнения нашей общей мечты. Поднялись на К2 с тринадцатой попытки. Вот это круто. А вы говорите «первый казах»…

— Почему с тринадцатой попытки? Ведь для вас удачной стала шестая!
— А для Васи — седьмая. Если наши попытки суммировать, то получится цифра 13. Это число является для нас счастливым. Мы несколько вершин покоряли именно 13-го числа.

— Значит, альпинисты — народ несуеверный?
— Я бы так не сказал. У каждого есть свои приметы. У меня есть амулет — маленький львенок. У меня жена по знаку зодиака Лев, я ей когда-то подарил игрушечного львенка, а потом стал брать его с собой на восхождения. Посмотрю на этот оберег, и на душе легче — Олин голос слышу. Кстати, на всех неудачных попытках покорения К2 львенок находился со мной, а в последний раз я его дома забыл. Ольга потом смеялась, что я на гору взошел, потому что амулет дома остался. Жена шутила: «Тебя эта гора ревновала — не хотела, чтобы что-то напоминало тебе о другой женщине». А еще я на покорение вершин всегда надеваю на запястье специальные веревочки, подаренные ламой.

— Что самое трудное в восхождении?
— Знаете, на особенно трудной вершине забываешь обо всем. Идешь как робот. На К2 именно так и было. Все было против нас. Многие спортсмены тогда отказались от завершения маршрута, а некоторые из них посчитали нашу попытку безрассудством. Но мы шли вверх, имея в багаже кучу неудачных попыток. Василий сказал мне, что постоянно испытывает состояние дежавю.

— Теперь про вас смело можно говорить, что вы примерили на себя «корону мира».
— Собой я доволен не потому, что 14 восьмитысячников покорил. Мне повезло встретить самую замечательную женщину на свете и найти такого надежного напарника, как Василий Пивцов. А еще у меня есть сын и дочка. Я — счастливый человек.
Автор: Татьяна Аладьина express-k.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Кто является главной действующей звездой казахстанского спорта?

    Наверх