SPORTS.KZ
31 августа 2006 (11:00)

Екатерина Евсеева: Надеюсь отметить олимпийскую медаль

Почти с каждых соревнований эта хрупкая девочка привозит медали. Кругляши разного цвета и размера с молодежных и юниорских чемпионатов мира и Азии она обмывает всегда одинаково – арбузом. Наесться ярко-красной сочной мякоти до отвала на так называемой after party (вечеринка после окончания состязаний) – наивысшее наслаждение. Потому что завтра уже будет нельзя. Потому что жизнь прыгуньи в высоту, пусть даже совсем юной, но очень перспективной, состоит из множества запретов и рекомендаций.

Тренировки – дважды в день. Пить – не больше литра жидкости в сутки. На весы (точные – медицинские, от которых даже лишний грамм не утаишь) – каждое утро. Вы бы хотели такой жизни?

Кате Евсеевой 18 лет. В прошлом году алматинка неожиданно для многих завоевала бронзовую ме-даль на молодежном чемпионате мира (там выступают 17-летние спортсмены), взяв планку на высоте 186 сантиметров. Месяц назад на чемпионате Азии среди взрослых атлетов казахстанка стала обладательницей серебряной на-грады с результатом 188 см. На днях Евсеева вернулась из Китая с чемпионата мира среди юниоров. Там она завоевала «бронзу», прыгнув на 184 сантиметра. Причем на третью ступень пьедестала почета наша легкоатлетка поднялась вместе с немецкой спортсменкой. Обе показали одинаковый результат с первой попытки, что встречается довольно редко.

– На церемонии награждения я ее за руку взяла, хотела, чтобы мы поднялись на пьедестал почета вместе, но меня вызвали первой и первой на шею медаль повесили, – рассказывает Катя. – Но все-таки потом мы вместе на одной ступеньке стояли, взялись за руки и вверх их подняли… Вообще, обстановка на чемпионате мира была горячей. Нас было много с одинаковым результатом, а это всегда добавляет нервозности. Все прыгали точь-в-точь друг за другом. Расслабляться было нельзя.

Пока простывшая после возвращения медалистка методично разбегается и прыгает – это первая после приезда домой тренировка, я беседую с ее тренером. Много лет назад Клавдия Сергеевна Панкратова уже воспитала одну звезду в прыжках в высоту – мировую рекордсменку среди юниоров Ольгу Турчак. Казахстанские любители «королевы спорта» помнят спортсменку, обладающую уникальными данными: при росте 191 сантиметр она весила всего 58 килограммов и в 1986 году установила рекорд мира среди юниоров – 2 метра 1 сантиметр.

– Результатом я абсолютно недовольна, – расстроено качает головой Клавдия Сергеевна. – Я свою девочку знаю. Она могла бы прыгнуть лучше! Мы работали на результат, а не на медаль. Поехала в Китай Катя без меня. Проболталась, толком там не тренировалась, потолстела!.. Да что говорить! Она могла прыгнуть 185 и даже 186 сантиметров, могла выиграть соревнования. Из семи спортсменов сборной Казахстана, что выступали в Китае, никто даже в число двенадцати не вошел, поэтому Катиной медали все обрадовались. Люди-то не совсем понимают, что результат невысокий.

К чемпионату мира среди юниоров Катя готовилась своеобразно. После выступления на июльском чемпионате Азии девчушка повредила ногу. Травма оказалась далеко не пустяковой – надрыв задней мышцы бедра. Он лечится долго и нудно. Тренировки накануне отъезда на чемпионат мира состояли из прыжков на одной, здоровой ноге, а дни – из походов по докторам и поисков методов лечения. Будете смеяться, но помог народный рецепт: согревающий компресс из лука, сметаны и горчицы. На ноге от этого чудо-средства получился ожог, но боль прошла.

…Мы с Катей стоим во дворе спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва. В нескольких метрах от легкоатлетического манежа – строящаяся церковь. На дощатых лесах трудятся рабочие. По ступенькам изредка поднимаются прихожане. Соседство миров спорта и религии немного удивляет.

– Я сама частенько в церковь захожу, – поймав мой удивленный взгляд, поясняет Екатерина. – Свечку ставлю на удачу. Верю, что помогает. Делаю это перед каждыми важными соревнованиями.
ЛИТЕР-Неделя: А какие еще есть ритуалы?
Е.Е.: Особо – никаких. Я не суеверная. Хотя… Ну вот когда в день соревнований из гостиницы на стадион иду, посижу на дорожку, посмотрюсь в зеркало – и сама себе подмигну. Перед каждой попыткой я обязательно должна заново собрать волосы в «хвостик». Если этого не сделаю, мне кажется, попытка будет неудачной. Еще перед прыжком крестик в руках зажимаю. На удачу.
ЛИТЕР-Неделя: Отмечаешь свои медали?
Е.Е.: Нет. Такой привычки нет. Может, олимпийскую медаль отмечу (смеется).
ЛИТЕР-Неделя: А арбуз?
Е.Е.: Арбуз – да! Ем до отвала. Позволяю его себе после соревнований. Домой приехала – все, снова диета начинается.
ЛИТЕР-Неделя: Говорят, ты в Китае сильно поправилась?
Е.Е.: Я когда с чемпионата Азии приехала, весила 54 килограмма. Сейчас вешу где-то 58. Мне уже влетело за «перебор». Если я поправлюсь до своего «зимнего» веса (это где-то 59–60 килограммов), то, наверное, мне об этом будут говорить каждый день. Вообще, мой вес – отдельная тема. Если поправилась, то я чувствую каждый грамм. Могу посмотреть на любую часть тела и сказать, где прибавила и примерно на сколько граммов.
ЛИТЕР-Неделя: С весом все понятно. А рост? Ты ведь на чемпионате мира была самая маленькая…
Е.Е.: Да, хоть на сантиметр, но ниже. Рост в нашем виде легкой атлетики очень важен. Чем ты выше, тем у тебя длиннее ноги и шире шаг. Но маленькие тоже прыгать умеют. Мой рост всего 173 сантиметра. Тренеры говорят, что данные не очень хорошие, надо брать техникой. Мне, наверное, подрасти уже не удастся, хотя очень хочется. Хотя бы до 180 см. Но я и так благодаря прыжкам в высоту очень вытянулась. Думаю, если бы спортом не занималась, была бы около 165 сантиметров. Кстати, моя старшая сестра даже ниже меня ростом. Она ведь тоже в этой школе легкой атлетикой занималась. Когда она стала ходить на тренировки, мне было 11 лет. Как я ее просила хоть раз взять меня с собой! А она мне: «Да ты что! Не хочу с тобой нянчиться. Ты маленькая еще, сиди дома!» А через три года после этого разговора я сама в школу пришла. Если бы сестра привела меня раньше, может быть, я и результат сейчас выше имела.
ЛИТЕР-Неделя: Катя, расскажи о своей семье…
Е.Е.: Живем мы втроем. Я, мама и сестра. Мама – домохозяйка. Сестра работает, торгует на базаре. Я, получается, тоже работаю, то есть спортом занимаюсь.
ЛИТЕР-Неделя: Чем занимаешься в свободное время?
Е.Е.: Люблю потанцевать на дискотеках. Только это очень редко случается. Обожаю кактусы. Я вчера себе во-о-от такой кактус купила (описывает в воздухе шар величиной с футбольный мяч. – Авт.)! У меня много кактусов. И они меня тоже любят. Растут хорошо. Летом выносишь из дома в палисадник малюсенький стручок, а осенью заносишь его, а он уже как дерево разросся!
ЛИТЕР-Неделя: Этим летом ты закончила 11-й класс и поступила в университет. Какую выбрала специальность?
Е.Е.: Спортивную. Буду учиться в КазГУ на спортивном факультете. Но это не последний мой вуз. Его закончу – дальше учиться пойду, по своему любимому направлению – судебному. Вообще, в школе я учиться не очень-то любила. Русский язык, другие предметы… Меня интересует история, судебное дело, все, что близко к милиции.
ЛИТЕР-Неделя: Твой тренер говорит, что из-за подготовки к выпускным экзаменам у тебя в этом году было мало времени на тренировки. Мне почему-то кажется, что Клавдия Сергеевна тебе как вторая мама...
Е.Е.: С этим я согласна. Родной тренер знает тебя наизусть, знает повадки и может определить настроение просто по улыбке. Ездить на соревнования без нее мне очень тяжело. Конечно, другие тренеры подсказывают, как прыгать, но это не то. Клавдия Сергеевна глубоко в душу заглядывает и даже под мое настроение подстраивается. Если я веселая, то и она задорная будет. Если я грустная, то она будет меня трясти, подбадривать.
ЛИТЕР-Неделя: Катя, а ты всегда такая серьезная?
Е.Е.: Спорт сам по себе дает хорошую моральную подготовку к жизни. Диета, вес, режим… Развиваешься не по годам. Мне часто окружающие говорят, мол, ты хоть улыбнись, что такая серьезная! Я говорю, не могу – думаю (смеется).
ЛИТЕР-Неделя: У вас травмоопасный вид спорта. Можно ведь и мимо мата упасть. С тобой что-то подобное случалось?
Е.Е.: Однажды получилось так, что я приземлилась на бок и коленкой попала себе по носу, кровью залило мой новый купальник. Оказалось – трещина носа, увезли в больницу. Ну ладно, выхожу из больницы, через неделю начинаю тренировки, прыгаю и снова попадаю себе коленкой по носу. Тем самым я себе заработала два сотрясения мозга и внутричерепное давление. А вывихи, синяки, растяжения и ушибы – это нормально. И еще. Когда я только начинала прыгать, мне никак не могли поставить толчок. Чтобы я не перебегала, мне тренер уже и барьеры ставил, и что только не делал… Я все равно перебегу, толкнусь от середины ямы и вылечу из нее. Однажды я так вылетела, упала на резину, мне даже гипс на руку наложили – сильное растяжение было. А в Ташкенте на соревнованиях, помню, такой случай произошел. Там прыжковая яма маленькая. Два на два метра. Я из нее все время вылетала, падала рядом. Тогда тренер, Евгений Васильевич Марков, говорит: «Давай буду тебя ловить». Ловил-ловил, в итоге я занимаю первое место. После окончания соревнований ищу тренера. Нахожу его в медпункте. Что случилось, спрашиваю. Он мне показывает свои руки – все в порезах от шипов (прыгуны в высоту выступают в «шиповках» – кроссовках с острыми шипами на подошве, дающих хорошее сцепление с покрытием стадиона. – Авт.). Спасибо ему. А так бы я вообще убилась.
ЛИТЕР-Неделя: А сейчас как с техникой?
Е.Е.: Сейчас все в порядке. Из ямы уже не вылетаю.
ЛИТЕР-Неделя: На тебе футболка с надписью «Пекин-2008». Собираешься на Олимпиаду?
Е.Е.: Есть такая задача. Олимпиада для спортсмена – это святое!

Беседовала Тамара Коннова, фото Андрея Магая, Алматы

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Кто является главной действующей звездой казахстанского спорта?

    Наверх