SPORTS.KZ
6 ноября 2009 (00:31)

Ермек Турсунов: «А Марадону стоило купить!»

Ермек Турсунов: «А Марадону стоило купить!»

На съемочной площадке его уважительно величают «Ермек Каримжанович», внимают каждому слову и соблюдают строгую тишину, когда звучит его голос. Что ни говори, а авторитет в какой-то степени давит.

В кинематографической среде Турсунов — самый уважаемый сценарист последних лет, умеющий работать в разных жанрах. В его портфеле киносценарии к таким художественным лентам, как «Мустафа Шокай», «Курак Корпе», «Цветочник», «Мамин рай», «Поздняя любовь», «Монгол», «Чума», «Мытарь», «Баксы», «Келин» и т. д. За ним множество наград престижных кинофестивалей. Его хорошо знают за рубежом. Стоит отметить, что нашумевшая картина «Келин» выдвинута на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Успел Ермек поработать и в США, и в России, и в Европе с известными режиссерами современности. К примеру, с теми же Сергеем Бодровым и Тимуром Бекмамбетовым. Недавно он завершил работу над историческим романом «Мамлюк» о судьбе султана Бейбарса. Книга эта уже издана на арабском языке в Сирии и с успехом распространяется в арабоязычных странах. Что касается издания романа на русском языке, то она состоится в середине ноября. Книга тут же поступит в продажу.

Интересно, что, Турсунов, уважаемый в мире киношников человек, пользуется таким же авторитетом на стадионах, футбольных полях и футзальных площадках. Только здесь он, несмотря на свои годы и звание мастера спорта международного класса по футзалу, для соперников, партнеров, болельщиков по-прежнему Ерма — пахарь, боец и технарь одновременно. Встретились мы с ним после очередной победы ветеранской команды «Винком», за которую он выступает. Узнав о том, что с ним хотят подготовить интервью, долго отпирался, попробовал даже отшутиться: «Может, лучше с кем-нибудь из звезд…». Пришлось устроить прессинг от поля до раздевалки, и в конце концов киношник-футболист после принятия душа дал согласие побеседовать с журналистом «PROСПОРТ».

Победы смаковали в кузове грузовика


— По внешнему виду сразу можно определить, что ты неравнодушный к спорту человек и занимался им с детства. Каким именно?

— У нас вообще спортивная семья. Оба старших брата — мастера спорта по боксу. Ещё тогдашнего СССР. А я как-то всего понемногу. И боролся, и в футбол играл, и боксовался.

— В студенческие годы ты выполнил норматив мастера спорта СССР по самбо, но в КазГУ тебе больше знают как многократного чемпиона университета по футболу и игрока сборной Казахстана по мини-футболу. Ты даже выполнил норматив мастера спорта международного класса, выиграв вначале бронзовые, а потом и серебряные медали на чемпионате Азии. Кто привил любовь к этой игре?
— Это тоже с детства. Все ведь мальчишками гоняли в футбол. В поселке 1 мая, близ Алматы, где я родился и вырос, мы на своем майском футбольном поле с утра до поздней ночи устраивали баталии. Стадиончик у нас простенький, кочковатый, зато на фоне прекрасных гор, в обрамлении живописных садов и лугов. Воды родниковой напился, вдохнул поглубже — и усталость как рукой сняло.

Соревнований у нас, как для городских, так и для сельских мальчишек, было немало. Выступал в первенстве района, в турнирах «Кожаный мяч», «Золотой колос». Тогда и чемпионат района среди взрослых проводился на солидном уровне. Нам, подросткам, было престижно ездить в другие поселки сначала в качестве зрителей, а потом уже как игрокам. До сих пор в памяти наши поездки на грузовике после побед. В кузове трясет, ветер пронизывает насквозь, дождь идет, а мы чувствуем себя героями. Мужики хвалят нас, пацанов, за хорошую игру и комментируют твои финты и удары. А так, на более-менее серьезном уровне занялся футболом уже в университете.

На первом курсе пробовал совмещать борьбу с футболом. Но потом футбол перетянул.

Школы и университеты знаменитостей


Моим первым тренером был Андрей Буирович Чен Ир Сон. Легендарная личность. Сам играл, затем работал в узбекистанском «Политотделе», алма-атинском «Кайрате», со сборной Северной Кореи. Вот недавно верноподданные Ким Чен Ира путевку на чемпионат мира 2010 года в Южную Африку завоевали и не забыли вспомнить вклад казахстанского специалиста. Именно он поднимал там футбол после войны против США, и его воспитанники в 1966 году сотворили сенсацию, выбив из турнира итальянцев и чуть не обыграв португальцев. Буирович любил футбол, был ему предан и по-отечески относился к командам, которыми руководил. Вместе со своими игроками и экзамены ходил сдавать, и хлопотал за студентов-ушкаловцев перед деканатами и ректоратом. Ушкаловцами он по-доброму называл своих подопечных. После того как Чен в 1984 году ушел из жизни, сборную КазГу принял Касым Баянжанович Мадиев. С ним мы выступали достойно, после чемпионатов с участием сборной КазГУ о нас писал даже «Советский спорт». Мои друзья из той дружины все на ходу. Этой зимой спортивная кафедра КазГУ отмечала юбилей и пригласила нас, ветеранов, на матч поколений. И Ченовская команда, средний возраст которой под полтинник, разделала нынешнюю сборную университета под орех. После получения диплома выступал за любительский клуб «Полиграфист», с которым завоевали чемпионское звание в республике. Не бросал я любимую игру и в Москве, учась во ВГИКе. Потом в Алма-Ате в середине 90-х годов начался мини-футбольный бум. Играл под руководством Баянжановича в национальной сборной, там и заработал звание «международника». Прошел я и школу таких знаменитостей, как Владислав Маркин, Анатолий Ионкин и Павел Черепанов. Все чему-то научили.

— Спорт и учеба в ведущем вузе республики, да ещё и на факультете журналистики. Возможно ли получить полноценное высшее образование, являясь действующим спортсменом без поблажек преподавателей?

— Вряд ли. Где-то все-равно обкрадываешь себя. Тут или знания, или спорт. Мне лично самообразование помогало. Да и в ту пору я профессионально не занимался. В универе в те годы, надо сказать, царила творческая атмосфера. На факультете студенты создали театральный клуб «Гамаюн». Мы готовили театральные постановки.
С учителями, откровенно говоря, повезло. Я их всех помню: Светлана Сагалович, Владимир Барчунов, Юрий Редкин, Виктор Сова, Юрий Крикунов, Марат Барманкулов, Сагымбай Козыбаев. Это имена в отечественной журналистике. Халтуру в те годы не терпели. Потом уже в Москве моими учителями были Александр Митта и Валерий Семенович Фрид. Мастерские вели такие люди, как Мотыль, Черных, Рязанов, Мережко… Словом, гордость и слава российского кинематографа.

Есть что вспомнить


— Если в Казахстане будет создан музей футзальной славы, то твоей родной команде «Кайнур» прародительнице «Кайрата», национальной сборной Казахстана, за которую ты выступал, будет отведено немало места. Расскажи чуть подробнее о вашей футзальной карьере.
— Вот здесь действительно пришлось переквалифицироваться. Вроде бы и мяч круглый, и покрытие ровное, но все равно футзал и большой футбол — разные вещи. Когда мы впервые вошли в зал, то и понятия не имели о правилах и принципах игры. О всяких там всевозможных схемах, наработках и т. д. Всему по ходу приходилось учиться. Но ничего, со временем «затравились», и в чем-то мне мини-футбол стал ближе. Быстрее мышление, лучше техника, азартнее эпизоды, и ситуация на площадке меняется с калейдоскопической быстротой. Законодателями моды были футболисты АДК, они и в первенстве Союза играли с грамотным тренером Валерием Ивановичем Кочулко, но первыми чемпионами страны стали кайнуровцы. С нами тогда Руслик Балтиев выступал.

Что касается команды «Кайнур», то у нее действительно славная история. И взлеты были, и обидные проигрыши, но дружина реально была на слуху. Постоянно ходила в лидерах. И чемпионом республики становилась, и Кубок Казахстана брала несколько раз, в разных международных соревнованиях участвовала. Многие её игроки защищали честь страны в сборной. Словом, было и есть что вспомнить.

Бразилы могут играть с закрытыми глазами


— Какие чувства ты испытывал, выступая на чемпионате мира против бразильцев?
— Во-первых, сложности начались ещё на предварительном этапе в подгруппе. Отборочный турнир проходил в Таиланде. Мы сразу попали на южнокорейцев. Тяжело сгоняли с ними вничью — 3:3. Потом пришлось играть с хозяевами турнира, очень неуступчивой командой при зрительском аншлаге. Все, конечно, болели против нас. С трудом выиграли их. Ну и потом в полуфинале за выход на чемпионат мира встретились с японцами. А надо сказать, что за год до этого мы рубились с ними в Малайзии и выиграли в дополнительное время. Поэтому они на нас были сильно заточены. Но ничего, выиграли 6:4 и пробились на чемпионат мира. И тут опять не повезло со жребием. Попали в подгруппу с португальцами, бразильцами и хозяевами турнира — сборной Гватемалы. А надо сказать, тогда сменилось руководство в казахстанском футболе, и нашу сборную, отлично подготовленную и сыгранную команду, расформировали. Многие из тех, кто добыл путевку на чемпионат мира, в новую сборную не попали. И потом — на чемпионат мира по разным причинам мы поехали с одним вратарем.

Вот в таком состоянии мы и прилетели в Гватемалу. Ну, какие чувства можно испытывать, когда играешь против лучшей команды мира? Все-таки разный уровень игры. Несопоставимый класс. Это нужно признать. К тому же мы — дебютанты. А они… Что не игрок, то фокусник. Они на разминке ногами выделывали такое, что ты руками не сделаешь. Это был матч открытия чемпионата мира. Организаторы, наверное, специально это сделали — чтобы публику повеселить. Тем более набился полный зал, под завязку. Такой шум. В стенке стоишь — партнера не слышно. Барабаны эти, трещотки какие-то… Короче, настроились. Сыграли.

Бразилы с закрытыми глазами чувствуют друг друга, все пластичные, с финтами. Маноэля помню. Индио. Этот с ударом. Если приложится к мячу, тот летит как из пушки, а обманными движениями тот же Шумахер раскачает так, что позвонки закручиваются. Проиграли, конечно. Но первый тайм отпинались 1:3. А потом посыпалось… Повеселили мы тогда публику, что и говорить. Зато и опыта поднабрались — и в тактике, и в технике. Во второй встрече уступили португальцам. На том чемпионате могли первую победу одержать, переигрывали гватемальцев, но судьи явно симпатизировали хозяевам. В итоге 5:6 попали.

— Кого можешь выделить в современном футзале?
— Раньше Еременко из России или бразилец Тобиас могли на площадке в одиночку сотворить чудо. Сейчас уже по-другому играют. Не могу кого-то конкретно выделить. Наверное, потому что игра стала более командной, что ли. Хотя, конечно, лидеры есть в каждой сборной. И у Испании, и у Бразилии. У сборной России.

На важные матчи срываюсь даже со съемок


— И соперники, и партнеры поражались твоей отменной физической форме. На площадке в играх на самом высоком уровне ты ни в чем не уступал соперникам, годившимся вам в сыновья. Пользовался каким-то особым снадобьем или отменное здоровье — это дар от Всевышнего?

— Не знаю. Это не моя заслуга. Это от природы. Хотя, конечно, я человек режимный. Смотрю, что ем и сколько сплю. Не пью, не курю, в карты не играю. Стараюсь поддерживать форму. За последние 20 лет мой вес изменился на два килограмма. Сам слежу и к матчам всегда готовлюсь. В чемпионате Алматы среди ветеранов ещё пылю, а там расслабляться нельзя. Все почти поиграли в свое время. И Ваха Масудов, и Дима Огай, и Берик Аргимбаев, Эльдар Гасанов, Сергей Климов, Александр Убыкин… Всех не перечислишь. Таких мастеров в команду Шторка, и они бы и сейчас не испортили картины в отборочном турнире к ЧМ-2010. Уж по 9 мячей от белорусов точно бы не получили.

— При огромной загруженности на творческом поприще остается ли время для занятий спортом?
— Конечно. Как говорится, если работа мешает футболу, ну её на фиг такую работу. Как без футбола? У меня все тело начинает ныть, если в неделю хотя бы пару раз не побегаю. Да и нервничать начинаю. Ведь это своего рода наркотик — футбол. Это уже на всю жизнь. Раз затягивает — и все. Ноги все перебиты, спина ноет, кости, как у Брюса Ли, хрустят, а накануне игры… Сердечко забилось, адреналинчик вырабатывается — и ноги сами несут на стадион или в спортзал. Иногда даже со съемок фильма приходилось срываться на важные матчи.

Выступление казахстанской сборной — это драма


— За успехами родного футзального «Кайрата» следишь?
— Стараюсь. Не всегда правда удается. Да и родной «Кайрат» как-то «почернел» в последние годы. Но играют, конечно, здорово. Ничего не скажешь. Мне Какау нравился, Густаво. И этот маленький цепкий защитник, паучок такой, забыл его фамилию.

— Выступление национальной сборной Казахстана по футболу на взгляд кинематографиста — трагедия, комедия или просто хроникально-документальный фильм?
— Драма. Особенно в нынешнем отборочном цикле.

— Считаешь ли ты, что большой спорт может помочь сформировать гармонически развитую личность?

— Примеры есть, хотя большой спорт забирает почти все время, и человеку не остается времени на себя самого. Конечно, есть звезды-уникумы, которые Шекспира могут в подлиннике на английском читать, стихи сочинять, настраиваться на матчи под музыку Моцарта и Чайковского, но лично я таких не встречал. Высказывание «В здоровом теле — здоровый дух» не совсем верно. В древние времена оно звучало не как утвердительное изречение, а со словами «желательно иметь».
Вот физическая культура — да, помогает здоровью. Тогда человек развивается гармонически. Без самозабвения и самопожертвований.

Мечтаю снять картину про настоящий футбол


— Кинематограф — твое призвание. Футбол, футзал — любовь. Как человеку, знающему спорт изнутри, не хотелось снять художественный фильм именно об этих играх?
— Эх, дали бы денег, я бы такую картину снял! Про настоящий футбол. Изнутри. Это — мечта. Может быть, когда-нибудь да сбудется? А то смотришь иной раз фильм про тот же футбол, например, и чувствуешь, что человек ни хрена в этом не понимает, потому что не был там, внутри. Не сдавал никогда тест Купера, не ходил в гипсе месяцами, не слушал в раздевалке установку перед каким-нибудь финалом, и не колотилось у него сердце, когда играл гимн… Все это он знает понаслышке. А это, извините, по чьим-то рассказам не снимешь. Надо самому там побывать и пережить. Другое все.

— А на телевидении открыть свой авторский проект не планируешь?
— Работал я уже на телевидении. Хватает. Сейчас у нас только пытаются раскрутить спортивный канал, а больше 10 лет назад в мою бытность на канале «Казахстан-1» выходил блок спортивных программ «Спорт+». Коллектив тогда подобрался креативный. Это же наши журналисты из программы «Планета Футбол» в каждом выпуске тему вступления Казахстана в УЕФА поднимали и в итоге добились своего. Все матчи чемпионата страны транслировали, прямые эфиры проводили, на игры еврокубков корреспонденты в командировки вылетали. И знаете, сколько было проектов авторских передач? 10! А сейчас на всех телеканалах спортивных программ по-моему раз два и обчелся. Да и что это за спортивный канал, где целыми днями маринуют одни и те же матчи из архивов?

Призы на кинофестивалях по блату не дают

— Много сейчас ходит разговоров о твоем фильме «Келин». Кто-то считает, что авторы фильма создали необычное, уникальное художественное произведение, кто-то называет его слишком откровенным в плане секса и эротики…
— Только не надо сейчас задавать вопрос об эпизоде с козой. (Смеется.) Скажу, что к нашей картине в серьезных киношных кругах отнеслись благожелательно. Фильм уже объехал полмира. От Канады до Италии, от Израиля до Южной Кореи. И в Исландии его смотрели, и в Сочи… И что я заметил, нормальные люди во всем мире есть, воспринимают его по-нормальному и не ищут там никакой клубнички. Да и призы фильм получает на довольно крупных международных фестивалях, а там, как известно, по блату ничего не достается.

— Выходит, «Келин» продвигается по планете весьма успешно. Можно ли нашей стране ждать «Оскара»?
— Не знаю. Посмотрим. Пока мы, выражаясь футбольным языком, прошли отборочный турнир и пролезли в 1/64 финала. А до финала ещё очень далеко. Играть предстоит со сборными Англии, Италии, Германии и Бразилии… Так что прикидывайте сами. По два сердца надо каждому.

Как у Марадоны нашлись казахские корни


— Невероятные истории в футболе, студенческой жизни, на съемочной площадке…
— Газеты не хватит, если рассказывать. Могу еженедельно заполнять вашу рубрику «В ауте» и всю 12-ю страницу.

Как-то я попросил ассистентов подготовить наутро кабана к съемке, а они его зарезали… Не поняли меня. Прихожу, а они его «подготовили». Голову отдельно, ноги отдельно. Заставил пришивать все заново, но в таком виде чернуха получалась. Кабан-мутант, пришлось от этой сцены отказаться. (Смеется.)

— А если серьезно о смешном…
— В студенческие годы сдавал экзамен по зарубежной журналистике и попался мне вопрос о том, как Маркс занимался изданием «Новой Рейнской газеты». Так я, чтобы побольше текста наговорить, начал рассказывать о том, что помогал в этом процессе борцу за освобождение пролетариата француз… Мишель Платини, а затем стал перечислять и других «марксистов-соратников» из сборной Франции 80-х: Трезор, Тигана, Жиресс… Старенький преподаватель посмотрел на меня внимательно и попросил остановиться. Ну, думаю, попался. А он после паузы проворчал: «Э-э-э, таких подробностей не надо…».

Из мини помню, как один легендарный голеадор мячи покупал, когда его к нам тренером назначили. Он же про мини ничего не знал тогда, вот и поехал сам мячи покупать. Купил целую сетку и привез на тренировку. А они — не футзальные «четверки», а «пятерки» для большого футбола. Я ему говорю: «Извините, мы такими мячами не играем. Они большие и прыгают». А он говорит, зло так: «А какими вы на х. играете?! Квадратными и сдутыми, что ли?»

— Ты был одним из первых, кто сочинил песню о казахстанском футболе. Её часто крутили по радио и там звучали слова «Родина аргынов — Аргентина»…
— «Возле Бескайкского залива родина аргынов — Аргынтина»… (Поет.) Это было давно. Придумали мы тогда смешную такую песенку про Марадону, которого стоило бы купить, чтобы заявить на чемпионат мира от Казахстана. Получается, мы ещё тогда предложили Марадону сделать казахом. (Смеется.) Кто знал тогда, что мы об этом когда-нибудь будем задумываться всерьез? Выходит — накаркали…

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Статистика


    Опрос

    Есть ли у вас интерес к чемпионату Казахстана по футзалу?

    Наверх