SPORTS.KZ
17 апреля 2021 (19:31)

«Это очень грустно». Седун рассказал о проблемах «Астаны» и печальных перспективах казахстанского велоспорта

«Это очень грустно». Седун рассказал о проблемах «Астаны» и печальных перспективах казахстанского велоспорта

Экс-гонщик Дмитрий Седун, много лет проработавший в Мировом туре в команде «Астана» в интервью «РИА Новости» рассказал о том, как выживает велоспорт в непростое время пандемии, и чем это грозит для Казахстана, передает Sports.kz.

— «Астана» в этой истории выжила. Но, в нынешних условиях вряд ли приходится говорить о создании, например, второго проекта в Казахстане, даже рангом ниже.
— В проекте «Астана» я с самого начала, с 2006 года, и знаю о нем абсолютно все. Проект прошел через многое, но сейчас ситуация такая, что возникает много вопросов — неизвестно, останется ли проект в прежнем виде, или сильно изменится, превратится во что-то другое. Поэтому о втором казахстанском проекте и говорить не приходится, тем более, о второй команде Мирового тура. Бюджет «Астаны» все последние годы неуклонно сокращается, а результатов ждут таких же, как и пять-семь лет назад — все ждут побед на Гранд-турах. А тем временем, велоспорт развивается гигантскими шагами, конкуренция сильно выросла, и сейчас очень сложно бороться с такими проектами-монстрами, как INEOS, UAE, Jumbo... Мы выходим с этими командами на старт «Тур де Франс», а стоимость гонщиков их состава на «Большой Петле» выше нашего годового бюджета. Это так, для сравнения.

«Астана» создавалась как национальный проект, с легкой руки первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. И я считаю, что этот проект очень многое сделал для страны. Узнаваемость Казахстана в мире увеличилась в разы. Когда мы только начинали, о Казахстане мало кто слышал, люди видели солнце на командном автобусе и спрашивали: «вы что, крем от загара рекламируете?» А сейчас флаг Казахстана знаком многим.
Да, основная часть финансов шла от государства, но при этом между проектом и государством всегда стоял какой-то посредник — тот, кто пересылал деньги. В итоге, деньги шли от национального фонда в созданный президентский клуб, который собрал под своим крылом всем прогрессивные виды спорта в Казахстане. Но, когда руководство клуба сменилось, начались и проблемы, которые в итоге вылились в недостаток финансирования. Был определенный период «оттепели» в 2012-2014 годах, когда Александр Винокуров выиграл Олимпийские игры, Алексей Луценко стал чемпионом мира среди молодежи, создали свою континентальную команду, выигрывали по одному Гранд-туру в год... Однако времена изменились, нынешняя ситуация далека от идеальной.

Сейчас в «Астане» происходят большие изменения. Официально — из-за сокращений финансовых вложений в профессиональный спорт. В связи с этим у команды появился новый спонсор, которого, на самом деле, нашли мы с Александром Винокуровым еще несколько лет назад. Всех деталей нынешнего контракта я не знаю, но не думаю, что это какая-то «суперсделка». Но, если в какой-то момент казахстанская сторона откажется от финансовой поддержки, лицензия останется канадскому спонсору. И в этом случае ситуация с велоспортом в Казахстане придет к тому же, к чему пришла в России — в Мировом туре будут выступать один-два гонщика и все. И эта опасность реальна.

— Тем не менее, у Казахстана все еще есть большая команда в Мировом туре, а у России такого проекта уже нет.
— И это очень грустно. В 2013 году у России было 26 гонщиков в Мировом туре, а сейчас только два. Да, количество не означает качество, но очевидно, что ситуация явно не прогрессирует.
В проекте «Катюша», который поддерживал Игорь Макаров, был рост и развитие гонщиков. Была спортивная вертикаль от молодежного уровня до профессионального. Но, Вячеслав Екимов ушел с поста генерального менеджера, российское финансовое присутствие стало меньше, и проект «Катюша» стал больше Alpecin, чем «Катюша». А затем и вовсе прекратил существование. А момент большой базовой команды важен и для Казахстана, и для России. Сколько гонщиков из России возьмет какая-то иностранная команда? Ну, может одного, например, чемпиона России.

С казахстанскими ребятами такая же история. И не потому, что они слабее, а потому, что скорее возьмут своих местных гонщиков, которые больше на виду, больше выступают в Европе на юношеских и юниорских соревнованиях. В итоге на данный момент у России прямо сейчас лишь два гонщика в Мировом туре — Паша Сиваков и Саша Власов. Это сильные гонщики, реальные претенденты на высокие места в любых гонках. А у Испании, Италии, Франции в Мировом туре помимо звезд первой величины еще сотня гонщиков среднего звена, или даже уровнем чуть ниже. Для нас с вами, для всех стран с постсоветского пространства без базовой команды в Мировом туре большое представительство невозможно.

Но, конечно, очень странно, что такая великая держава, как Россия не может себе позволить содержать хотя бы одну команду Мирового тура в одном из самых популярных видов спорта в мире.

— Сейчас многие читатели не только не поверят нам с вами, но еще и посмеются...
— Возможно, но мы-то знаем, что это не так. От того, что в России велоспорт не слишком популярен, он не перестает быть одним из самых популярных видов спорта на планете.

— Хорошо, представьте себе, что прямо сейчас найдется какой-то русский или казахстанский Мёрдок, который выкупит лицензию Мирового тура у сдавшей позиции команды. Что дальше?
— Найдите мне такого Мёрдока, и я скажу, что делать. Да, сейчас может показаться, что в такую команду особо никого из отечественных гонщиков не возьмешь, но гонщики-то растут. В свое время мы брали в «Астану» молодых ребят и сами их растили, поднимали. Последним готовым чемпионом, который пришел в «Астану», был Винченцо Нибали, всех остальных вырастили сами. Тот же Саша Власов именно в «Астане» делает качественный шаг вперед. Он талантливый парень, но для того, чтобы выйти на высочайший уровень, ему была нужна хорошая команда. Не просто любая, а та, которая всерьез им займется. 

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Нужна ли Казахстану велокоманда «Астана»?

    Наверх