SPORTS.KZ
9 октября 2009 (00:14)

Малышки на миллион

Малышки на миллион

У казахстанского женского бокса должно быть светлое будущее.

С включением женского бокса в олимпийскую программу (дебют произойдет через три года в Лондоне) этот вид спорта приобрел новую значимость. Из разряда экзотических единоборств, зачастую вызывавших у любителей спорта ухмылку, бокс среди девушек в бойцовских державах сразу же стал одним из приоритетных видов.

О нынешнем его состоянии и перспективах развития «ЛИТЕР-Неделе» расскажет главный тренер сборной Казахстана Вадим Присяжнюк.

— То, что женский бокс вошел в олимпийскую семью, в принципе, было предсказуемым решением, — начал Присяжнюк. — Ведь бокс оставался единственным олимпийском видом, где не было женщин. Многие до конца не верили, спорили, но лично для меня это постановление МОК новостью не стало. Начнут с трех весовых категорий: 51 кг, 60 кг и 75 кг. Так было и в женской борьбе, там тоже начинали с малого количества категорий. Почему именно эти весовые категории? Они промежуточные и позволят спортсменкам без особых проблем набрать или, напротив, скинуть вес. На Олимпиаде-2016 же женщины, скорее всего, будут уже представлены в десяти категориях.

— Изменилось ли отношение к вам со стороны спортивного начальства?
— Изменилось, и в лучшую сторону. Теперь тренерам по женскому боксу стали давать ставки, раньше такого не было. Ещё два-три года назад мне говорили, что все это несерьезно, и т. д. Но меня постоянно удивляло, что об этом разглагольствовали люди, которые сами спортом не занимались, а всю жизнь просидели в кабинетах. И я им отвечал, что перед тем, как рассуждать, нужен нам женский бокс или не нужен, они для начала съездили бы посмотрели, как женский бокс развит в мире.

- До того как четыре года назад принять сборную Казахстана, вы продолжительное время возглавляли женскую национальную команду Вьетнама. Что вас вообще подвигло на работу с девушками-боксерами?
— Это получилось случайно. Во Вьетнам меня пригласили тренером по боксу, и, конечно, я думал, что будут заниматься с мужчинами. Но по приезде мне сказали, что надо будет поднять женский бокс. Они уже тогда — шесть лет назад — понимали всю перспективность данного вида спорта. Ну я и согласился. А куда было деваться, ведь я уже приехал. Естественно, вначале было тяжело, не знал, с какого вообще боку подступиться. Но мне повезло: во Вьетнаме параллельно со мной трудился российский тренер по фехтованию, который двадцать лет работал с женской командой СССР. Он мне и помог. Не скажу, что вьетнамцы, что мужчины, что женщины, предрасположены к боксу. Они воевали бог знает сколько лет, привыкли питаться исключительно растительной пищей. И не только они, но и их родители, дедушки, бабушки. А на таком рационе в боксе далеко не уедешь. Помню, как-то мы были в Тайване, и в гостинице накрыли стол, большой, как футбольное поле. Но мои подопечные не могли много съесть жирной, калорийной, вообще мясной пищи. Организм не воспринимает.

— Теперь для вас не осталось секретов в женском боксе, не так ли?
— Не осталось. Мне сейчас намного легче работать, чем раньше. На тренировке я говорю своим подопечным, что для меня они не женщины, не слабый пол, а спортсмены. И поблажек для них не будет. Мне не нужны сопли и слезы. В плане характеров же женщины от мужчин не отличаются: одну нужно напрягать, вторая схватывает все на лету. Раньше у девчонок были различные недопонимания, сейчас же все они знают, куда идти и что делать. Знают, что благодаря боксу они могут и заработать, и мир посмотреть.

— Сколько в стране ваших коллег?
— Примерно с десяток. И несколько сотен девушек постигают боксерскую науку. Раньше девчонок выгоняли из залов, не принимали в секции. Теперь же такого нет. Наоборот, некоторые наставники сами среди девушек ищут таланты.

— Какими достижениями может похвастать сборная?
— В 2006 году Назгуль Боранбаева принесла команде первую существенную награду: в Индии на чемпионате мира она выиграла бронзовую медаль. В прошлом году в Китае также на первенстве планеты Елена Кольцова взошла на третью ступень пьедестала почета. На чемпионате Азии-2008 сборная выиграла три бронзовые медали и одну серебряную. Сестра Назгуль Боранбаевой Наргуль и Жайнаш Шакирбекова становились победителями крупного турнира, который считается малым чемпионатом мира.

В конце октября — начале ноября в Ханое пройдут Азиатские игры в закрытых помещениях, где примем участие и мы. Команда Казахстана будет представлена в пяти весовых категориях. Задача? Выступить как можно успешнее. Мне не хочется делать прогнозы. Хотя две-три медали мы можем взять.

— А на что мы можем рассчитывать в Лондоне? Какие-то наметки вы для себя наверняка сделали.

— Речи о медалях сейчас не идет. Вначале мы должны завоевать лицензии в трех весах. Взять лицензии мы способны. В следующем году на чемпионате мира в Барбадосе будут разыгрываться первые путевки. Вообще, у наших девушек большой потенциал. Несмотря ни на что, Казахстан остается боксерской державой, и таланты рождаются не только среди мужчин. В нашей стране достаточно девчонок, из которых могут вырасти хорошие боксеры. Кстати, с 10 по 15 декабря в столице пройдет Кубок Астаны, он станет первым крупным международным турниром, проведенным на территории Казахстана. Предполагается, что в нем примут участие спортсмены из 15 стран, приедет даже трехкратная чемпионка мира ирландка Кэти Тэйлор. Во всяком случае её личный тренер уже дал мне свое согласие.

— На самом деле на турнирах по женскому боксу существует половой контроль?

— Я с таким пока не сталкивался. Мы должны только сдавать тесты, подтверждающие, что спортсменки не беременны. Но говорят, что половой контроль в скором времени будет обязательно введен, дабы избежать скандалов, которые наблюдались на последнем чемпионате мира по легкой атлетике. Наверное, это правильно, а то наблюдаешь на турнирах за некоторыми боксершами и думаешь: «Неужели она девочка?!». Думаю, что на Олимпиаде такой тест будут проходить не одна-две, а все спортсменки.

— Есть ли какие-то особенности в обучении женщин боксерской технике?

— Нет. Все также, как и у мужчин. Также стараемся учить, чтобы больше попадали в голову, а не в корпус. И не били по перчаткам, потому что такие удары не засчитываются.

— А что скажете о судействе?
— У нас оно лучше, чем в мужском боксе. Менее предвзятое. Хотя без ошибок не обходится.

— Какие перспективы у казахстанских женщин-профи?
— Некоторые промоутеры уже делали девчонкам предложения, но я не вижу в этом смысла. Если они уйдут в профи, будут получать копейки. А чтобы зарабатывать хорошие деньги на профи-ринге, необходимо иметь титулы: побе-дить на Олимпиаде или чемпионате мира. Тогда другое дело.

— К слову, вы смотрели фильм «Малышка на миллион»?
— Да. Начало фильма довольно-таки реально отражает жизнь женщины-боксера, но затем идет какая-то сказка. Так не бывает.
Автор: Талгат Исенов Фото: Сергей Ходанов liter.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

    Опрос

    Стоит ли Геннадию Головкину завершить карьеру после второго поражения Саулю «Канело» Альваресу?

    Наверх