«Получила тяжелые травмы — головы, шеи, сотрясение». Первая казахстанка в НХЛ рассказала о проблемах в Америке и грандиозных планах
Первая в истории представительница Казахстана в женском варианте НХЛ Булбул Картанбаева, выступавшая за «Метрополитен Риветерс», а также работавшая в качестве наставника американской команды «Принстон Тайгер Лилис», в данный момент находится в Казахстане, где планирует работать над проектом по развитию детского хоккея и открывать путь подрастающему казахстанскому хоккейному поколению за океан.
Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz решил связаться с хоккеисткой, чтобы обсудить с перипетии ее заокеанской игровой карьеры и узнать о работе на тренерском поприще.
— Булбул, как можете охарактеризовать свои выступления и работу за океаном?
— Я бы сказала, что все сложилось нормально, но были очень большие трудности, которые мне приходилось преодолевать в одиночку, бороться с некоторыми обстоятельствами, поэтому было немного тяжело. Но, считаю, получила то, что хотела, достигла того, о чем мечтала — дошла, доехала до этих команд, попробовала себя и, слава Богу, у меня хорошо получается работать тренером, так как в качестве главного тренера я веду всю документацию за команду, планирую игры, прописываю тренировочный процесс.
— Каковы Ваши впечатления от игры в НВХЛ?
— Могу сказать, что это очень хороший уровень хоккея, — было бы неплохо, если бы больше девушек из разных стран участвовали и пробовали свои силы в этой лиге. Мои личные впечатления — все на уровне: медицина, массажисты, доктора, тренеры, ассистенты тренеров, генеральные менеджеры, директоры клубов — все было как нужно.
— Каких результатов Вы добились в Америке?
— Все, чего я добилась на данный момент — это то, что я играла в женской НХЛ, затем была первый год ассистентом тренера, в этом году я главный тренер. Также в этом году я играю в другой лиге — ЮВХЛ, за команду «Нью-Джерси Финикс».
— В целом, какой была обстановка в командах, где Вы играли?
— Думаю, что позитивной, потому что все настраивались, всегда поддерживали, всегда улыбались — и, неважно, была поражение или победа, в любом случае старались сохранять настрой. Но, конечно же, мне было немного непривычно из-за языкового барьера и другой культуры — все равно тут немного все по-другому.
— Как обстояли дела с проживанием?
— НВХЛ отнеслась к этому очень ответственно — и разместили всех игроков, которые приехали из других стран, с этим не было проблем. Насколько Вы знаете, в США очень дорогая аренда жилья. Когда сезон закончился, я уже искала варианты, где жить, что делать — и в итоге жила со своей сокомандницей. Мы с ней снимали квартиру, но это, опять-таки, — мы платили 2,5 тысячи долларов за двухкомнатную квартиру.
— Не разочарованы своим выступлением в Америке в качестве игрока?
— Скажу, что — да: немного была неуверенной, немного растерялась. К сожалению, у меня всего было 10 игр, в которых я смогла поучаствовать, потому что когда сезон только начался, где-то через полтора месяц я попала в автомобильную аварию, и мне нельзя было ни тренироваться, ни играть. Я просто поддерживала девочек, приходила в себя, реабилитировалась, занималась собой, потому что получила довольно тяжелые травмы — травмы головы, шеи, сотрясение... Было очень неприятно.
Не думаю, что 10 игр показали, на что я способна, потому что опыт приходит с игрой, и, думаю, если еще раз буду подписывать контракт, то стану готовиться, уже буду в другом настроении, другой энергии, немного буду играть в американский хоккей, потому что я почти полностью перестроилась по игре.
— С чем было связано решение заняться тренерской деятельностью?
— Тренерской деятельностью я занимаюсь довольно давно — лет пять. Может, даже больше, поэтому мне всегда нравилось работать с детьми, делиться своим опытом, поддерживать настрой игроков, и я была очень рада, что появилась такая возможность, такая вакансия.
— Как возник вариант с подписанием контракта в качестве главного тренера с клубом «Принстон Тайгер Лилис» из штата Нью-Джерси?
— У меня достаточно много друзей и знакомых, которые работают тренерами и знают меня. Вообще, Америка открыла для меня много новых знакомств и связей, которые дают разные возможности. В прошлом году я работала ассистентом тренера в школе «Уэстфилд Хай Скуд», также подрабатывала тренером в частном клубе «Эссекс Хатс Клуб». Один из моих знакомых тренеров предложил попробовать меня в качестве полноценного главного тренера команды. Конечно, мне было немного страшно, потому что мой английский не до конца развит был — я его учила еще. Когда были интервью — первое интервью на работу, потом второе, — я очень сильно нервничала, готовилась к каждому вопросу, проходила все обучения. Было немного сложно в плане документации, а в плане хоккея, конечно, ты подстраиваешься немного под американские программы, под программу американских школ — USA Hockey называется, и даешь стандартные базовые тренировки. Если честно, я очень рада, что у меня все-таки получилось с этой должностью, но на данный момент в связи пандемией у нас нет никаких игр, никаких тренировок, и я прилетела в Казахстан в отпуск.
— Учитывая Ваш молодой возраст, проблем с подопечными не возникало?
— Если честно, — нет. Мои девочки довольно воспитанные и послушные, и с этим никаких проблем нет. Они всегда чувствуют грань между тренером и игроком.
Я приехала в Казахстан в отпуск в начале ноября 2020 года. В январе улетаю в Америку. Я еще на пути достижения своих целей, у меня достаточно планов, которые я хочу реализовать. В Казахстан, наверное, буду возвращаться лет через 10, когда буду тренером, когда перестану заниматься профессиональным спортом. Я обязательно хотела бы вернуться — поделиться своими знаниями и внести что-то в женский казахстанский хоккей.
— В Казахстане Вы ведь занимаетесь организацией хоккейных сборов для детей?
— В Нур-Султане и Алматы довольно много разных тренеров и специалистов, которые организовывают сборы и кэмпы для детей. Я придерживаюсь мнения, что пятидневные лагери, кэмпы, сборы, пятидневные, десятидневные, двухнедельные, если честно, бесполезны. Если давать двухнедельный сбор для детей и делать и катание, и владение клюшкой — не думаю, что это хорошая идея, потому что на освоение любого навыка, особенно для детей, уходит больше чем два месяца.
То, что мы хотим сейчас организовать совместно со школой в Нур-Султане — будем проводить просто легкие стандартные тренировки, проверять их на скорость, кто как бросает, на точность, на игровое мышление. На все это у нас есть файлы, документы в таблицах, и будем смотреть и заполнять: кто силен физически, кто слабее, но зато — в нужное время в нужном месте. И по определенным критериям будем делать анализ игроков, отбор.
— Какой опыт Вы хотите передать подрастающему поколению?
— Я бы хотела сказать, что каждый ребенок достоин того, о чем он мечтает и чего хочет, — надо просто поддержать его в нужный момент, чтобы он раскрыл свой потенциал, всю свою силу. Я бы хотела пожелать, чтобы дети верили в себя, работали усердно, были дисциплинированными, чтобы они не сбивались с пути — поставили цель и добились ее.
Очень жаль, что в Казахстане тренеры очень часто запрещают своим своим подопечным ходить на дополнительные тренировки в другие хоккейные школы, потому что командный тренер ориентирован на всю команду — он должен прописывать тактику. Но если ребенку не хватает скорости или имеются проблемы с владением клюшкой — он не может уделять ему время и работать над этим. Поэтому существуют подобного рода подкатки, хоккейные школы. Мое единственное пожелание, чтобы тренеры, наоборот, поддерживали своих подопечных и направляли их, подсказывали им: тебе надо на скорость, тебе надо на ручки поработать, сходи на подкатку. Это было бы намного эффективнее для детей, потому что они, все-таки, вкладывают свое время, свою энергию и, самое главное, возраст — ребенок растет, и с каждым годом все труднее и труднее чему-то обучаться, потому что конкуренция растет, и надо быть на голову выше других.
— Каким образом Вы хотите отправлять будущих хоккеистов в Америку?
— Мы работаем над тем, чтобы хоккейная школа в Нур-Султане была не просто хоккейной школой, а одной из тех школ в Казахстане, в которую ты можешь прийти, тебя могут подготовить — и, если позволит финансовое положение, полететь в Америку. Я уже буду непосредственно обустраивать: ребенок прилетит, я должна буду найти жилье, школу, команду. Мы будем доводить игроков до конца — до контракта, чтобы они подписали контракт со школьной командой или командой колледжа.
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
- Хоккей11 ноября 2024 (19:43)«Искусственные решения редко работают во благо». Наставник «Хумо» оценил уровень чемпионата Казахстана, инициативу Нурлана Оразбаева и выступления «Барыса»1
- Хоккей10 ноября 2024 (12:39)Шанс замахнуться на плей-офф? Как пройдёт следующий выезд «Барыса»2
- Хоккей9 ноября 2024 (02:15)«Не было сомнений, что мы победим». Хоккеист сборной Казахстана о разгроме Китая и «финале» чемпионата Азии
- Хоккей8 ноября 2024 (21:00)«Все играют на свой уровень». Юрий Петухов оценил домашнюю серию «Барыса» и сделал прогноз на выездную
- 16 ноября, 2024
- 00:50Хоккей«Арлан» уступил на старте Континентального Кубка
- 00:50ХоккейОвертайм решил судьбу следующего соперника «Барыса» после десяти шайб в КХЛ
- 00:45Хоккей«Барыс» не впечатлил соперника в матче КХЛ
- 00:13ХоккейКХЛ отреагировала на разгром «Барыса»
- 15 ноября, 2024
- 22:17ХоккейНаставник «Салавата Юлаева» высказался о прогрессе «Барыса»
- 22:10ХоккейСтало известно, почему топовый нападающий не играл за «Барыс»
- 22:07ХоккейГалым Мамбеталиев оценил перестройку в «Барысе»
- 22:01Хоккей«Поэтому и проиграли». Мамбеталиев объяснил исход матча «Барыса»
- 21:29ХоккейВидеообзор матча «Барыса» с пятью шайбами в КХЛ
- 21:27Хоккей«Иртыш» уверенно переиграл «Номад» в матче чемпионата Казахстана
«Холестерин ЛПНП снизится до 2.6 ммоль за неделю». Всего одна чайная ложка натощак сотворит невозможное — статины отправятся на свалку
16 ноября, 00:53Здоровье