Прыг-скок
Прыгунья в высоту Марина Аитова, в течение многих лет считавшаяся одной из главных действующих лиц в казахстанской легкой атлетике, в этом году оправдала выписанные ранее авансы. Прыжок на 199 см не только превратил ее в обладательницу рекорда Азии, но и вплотную приблизил спортсменку к покорению гроссмейстерской двухметровой высоты.
— Скажите честно: ожидали собственного результативного прорыва?
— Да. Я ждала-ждала и дождалась. Раньше все время добиться результата что-нибудь да мешало. Но вот в тот раз, в Греции, когда устанавливала рекорд Азии, и погода была отменной, и в форме я находилась отличной. Все как будто под меня в тот день было.
— Вы всегда прыгали не очень высоко, зато стабильно. Что мешало показывать более высокие результаты?
— Мне кажется, все дело заключалось в психологии. Физически я давно была готова по всем показателям, чтобы брать большую высоту. Но раньше, как только ставили планку на тех же 199 см, так всё — пшик. Не прыгалось мне как-то.
— Теперь эта высота мандража у вас не вызывает?
— Нет. Просто раньше время от времени появлялась какая-то неуверенность, что не смогу прыгнуть. Но в тот момент, когда ставила рекорд, я твердо знала, что планка не только достижима — что горы мне по плечу!
— Теперь от вас ждут покорения двухметровой высоты. Это ожидание не давит?
— Я сама на себя давлю тем, что постоянно твержу: «Надо прыгнуть». А когда очень сильно чего-то хочешь, то это не получается. Так что мне нужно самой попроще относиться к этому — не такая уж и великая высота два метра. Вполне реальная.
— На тренировках два метра не преодолевали?
— Нет. Не прыгала ни разу.
— Самое главное в прыжках в высоту — это…
— Одним словом не ответить. Нужна совокупность разных качеств, и, кроме физической подготовки, необходимо еще быть бойцом. В прыжках есть такие девочки, которые не упускают своего шанса, даже когда у них третья попытка, а две были крайне неудачными. Пока есть последний шанс — ты еще не проиграл. И нужно уметь им пользоваться.
— А кто, на ваш взгляд, самый настоящий боец в женских прыжках в высоту?
— Ой! Да много таких прыгуний. Бланка Власич из Хорватии, к примеру. Или россиянка Анна Чичерова. Она вообще в этом отношении молодец: своего никогда не упустит. И может обыграть всех.
— Марина, что же случилось с вами на чемпионате мира в Берлине, где вы не сумели выйти в финал? Или для вас это вопрос неприятный?
— Ну почему неприятный? Я нормально к этому отношусь. Уже успокоилась, хотя до сих пор ответить могу сама. Я не хочу искать себе оправданий, что не прыгнула из-за того или из-за этого. И никогда не обвиняю никого. Все поражения — исключительно из-за моей недоработки. Так произошло и в Берлине.
— Вы одна из трех казахстанских легкоатлетов, кто имеет менеджера. Какие проблемы вы снимаете с себя, работая с ним?
— Больших проблем, конечно, не решаем. Но менеджер подыскивает старты мирового уровня, чтобы можно было встречаться с лидерами. И когда начинаешь выступать, сам становишься лучше, сильнее и уже не считаешь тот же чемпионат мира как что-то недостижимое.
— А что же имеет менеджер от работы с легкоатлетами?
— Свои проценты.
— Они не сильно грабительские?
— Нет. Все оговорено так, чтобы всем было хорошо.
— Многие теннисисты, отвечая на вопрос: «Где вы проживаете?» — частенько говорят, что их местожительство — самолет. У вас такого ощущения по ходу сезона не возникает?
— Конечно! Когда каждые два-три дня собираешь и разбираешь чемоданы, чтобы лететь в другой город, невольно привыкаешь к такому ритму. Теперь, кстати, со сборами у меня проблем нет и подготовиться к вылету могу за полчаса. Я теперь человек легкий на подъем. Жизнь научила (смеется).
— Без какой неспортивной вещи вы не сможете обойтись в поездках?
— Ой. Наверное, без косметички. Иначе придется все новое покупать. Хотя я не настолько привязана к вещам. Раньше переживала, когда багаж в аэропорту терялся, а сейчас уже воспринимаю эти ситуации гораздо спокойнее.
— Раз вы назвали косметичку самой необходимой вещью, значит, и в сектор для прыжков вы выходите накрашенной?
— Разумеется! Меня же по телевизору будут показывать, и я должна хорошо выглядеть, а то скажут еще: «Прыгает хорошо, но страшна-я-я-я-я…»
— А другие прыгуньи так же, как и вы, относятся к своему внешнему виду?
— Да. Девочки у нас отличаются от других спортсменок — высотниц сразу видно. Они все наряженные, накрашенные, дорогим парфюмом пахнут.
— Определяй вы тройку самых красивых прыгуний, кто был бы в списке?
— Россиянки, конечно же.
— Есть ли такие спортсменки, кто старается психологически задавить соперниц в секторе?
— Может быть, и есть, но на высоком уровне собрались девчонки опытные, и просто так задавить их не получится. Это молодую прыгунью можно как-то сломать, а я на такие вещи не обращаю внимания, кто как прыгает и кто как смотрит на тебя. Главное — самой удачно выполнять свои попытки.
— Вы стабильно выступаете в Европе. Где же вас больше узнают: там или дома, в Казахстане?
— Я не настолько звезда, чтобы меня узнавали. В те моменты, когда встречают в аэропорту без табличек, то спрашиваю у менеджера, сама никого не знаю, и как меня опознают? Я ведь не Власич. Фан-клуба у меня нет, но вот фотографии присылают, чтобы расписалась на них — особенно часто приходят такие письма из Германии. Еще автографы у меня берут. Вот и все.
— Каких достижений, кроме олимпийских, вам не хватает в спорте?
— Я бы хотела выиграть медаль чемпионата мира. Мне этого действительно не хватает. Причем неважно, с какого первенства будет награда: с открытого или проходящего в закрытых помещениях.
— Казахстанских легкоатлетов и пловцов порой называют спортсменами азиатского уровня: на континентальных соревнованиях выступают удачно, а на мировом уровне результатами не блещут. Не обижает такое определение?
— Лично мне не обидно. Хотя наши боксеры и борцы на мировом уровне тоже не особо хорошо выступают. Да, на Олимпиаде золотую медаль боксеры берут, и все. Но это не показатель, что в мире они такие сильные.
— Подолгу бывая за рубежом в ходе сезона, у вас, наверное, любимый город появился?
— Я без ума от Италии и Греции, и хотя мне нравится вся Европа, именно в двух этих странах «прыгается» лучше всего! Да и организации турниров в той же Греции всегда на уровне.
— А какие соревнования были организованы хуже всего?
— Один раз выступала в Страсбурге, так там, честно вам скажу, дела обстояли просто ужасно. Кормили впроголодь: батон и масло и больше ничего…
— В вашем виде спорта большое значение уделяется весу. А без чего из еды вы не можете обойтись?
— Без сладкого. Я лучше ничего не буду есть, зато сладким обязательно полакомлюсь!
— Давайте представим: вы удачно выполнили последнюю попытку и ждете прыжков конкуренток. От их выступления зависит, будет у вас медаль или нет. Будете желать им неудачи?
— Хотите верьте, хотите нет, но не желаю. За попытками конкуренток, конечно же, слежу, но если моя соперница взяла высоту, то она молодец. Но я и радости откровенно не выражаю, когда кто-то прыгает неудачно. Бывали случаи на нескольких турнирах, где американка Ховард открыто демонстрировала свое ликование, когда я ей уступала. Смотрелось со стороны, если честно, не очень хорошо.
— Можно ли заработать на жизнь в нынешних условиях прыжками в высоту?
— Смотря как прыгать.
— А если прыгать так, как вы?
— Можно. Правда, те, кто выступают на мировом уровне, зарабатывают очень хорошо. Прыжки в высоту — это ведь большое шоу, которое мы устраиваем, и люди в той же Европе готовы платить за это деньги. А те, кто делают это лучше всех, имеют хорошие рекламные контракты. У меня их пока нет.
— Вы для себя ставите планку, что будете выступать до какого-то конкретного срока?
— Нет. Я знаю, что буду прыгать до тех пор, пока есть результаты. А как только они начнут снижаться, то не буду задерживаться в спорте. Не хочу слышать в свой адрес: «Нечего тебе делать в секторе, старуха!». Так что пока позволяет здоровье, пока я не устала от спорта, буду продолжать прыгать.
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
- Атлетика30 августа 2024 (12:42)Восьмикратной чемпионке мира из Казахстана не хватает денег на жизнь. Интервью после скандального подарка1
- Атлетика19 мая 2023 (15:56)Финиш — только начало: Parimatch бросает вызов участникам марафона Tau Jarys1
- Атлетика22 февраля 2023 (12:08)Тяжелая атлетика Казахстана больна допингом. Неизлечимо3
- Атлетика21 июля 2022 (15:01)«„Золото“ в мусорке». Триумф Казахстана на чемпионате мира по легкой атлетике оценили мировые СМИ
- 26 ноября, 2024
- 11:01АтлетикаЕлене Исинбаевой вынесли вердикт после «объявления» предателем родины
- 25 ноября, 2024
- 22:34АтлетикаВ России выступили с призывом по Исинбаевой после обвинений в предательстве
- 19:31АтлетикаВ России отреагировали на обвинение Елены Исинбаевой в предательстве родины
- 19:25АтлетикаВ Госдуме России выступили с призывом после «объявления» Исинбаевой предателем родины
- 16:13Атлетика«Я категорически не согласна». Поступок Елены Исинбаевой вновь осудили в России
- 24 ноября, 2024
- 14:11АтлетикаЕлена Исинбаева получила неприятную новость из России
- 21 ноября, 2024
- 11:29АтлетикаКазахстанец стал чемпионом мира по стритлифтингу
- 19 ноября, 2024
- 14:47АтлетикаОтстраненная за допинг тяжелоатлетка вернулась и стала чемпионкой Казахстана
- 15 ноября, 2024
- 14:36Атлетика14-летняя штангистка сенсационно стала чемпионкой Казахстана среди взрослых
- 13 ноября, 2024
- 23:44АтлетикаОлимпийская чемпионка рассказала, как спортсменам подсыпают допинг