Саян Хамитжанов: «Нужно не болтать, а делать»
Из плотного графика генсека выкроить часок для общения — крайне сложно. Хотя бы потому, что большая часть его времени проходит в самолетах: постоянные служебные командировки, встречи, совещания. А уж уговорить ответить на все «неудобные» вопросыы — вообще сложно. Точнее, ответить ему не сложно. Но чтобы при этом он поддался эмоциям — нереально.
— Саян Жаксыгельдиевич, хотелось бы начать вот с чего: впервые за всю историю нашего членства в УЕФА ФФК подала протест на судейство матча сборной. Неужто, поляк Марцин Борски так задел наше самолюбие?
— Дело не в Борски, а в принципах. В матче с Бельгией арбитр отработал крайне непрофессионально, допустил две роковые для нас ошибки. Понятно, что Бельгии эта победа нужна не меньше нашего, но мы не ожидали, что арбитр будет несправедлив с нами в нашем же домашнем матче! Суть протеста не в том, чтобы наказать именно этого судью, а в том, чтобы показать европейским рефери, что мы не позволим, чтобы нашу команду судили таким образом, мы не дадим себя в обиду. Мы не просим помогать нам, а настаиваем на объективности. Согласитесь, лишь один Борски не увидел игру рукой ванн Бюйтена, и только ему ясно, почему он не засчитал наш гол во втором тайме. Не помоги он бельгийцам, исход был бы иным. Мы, как минимум, заслуживали ничью. Но судья посчитал иначе.
— Бельгийцы говорят, что они долго привыкали к искусственному газону, поэтому в первом тайме они выглядели не лучшим образом.
— Это их проблемы. ФИФА сертифицировала этот газон, и на нем внимание заострять нет смысла. Каждый газон, любе покрытие — специфично. Мы, кстати, предоставили им гораздо больше времени к адаптации покрытия, чем этого требует регламент соревнований.
— После матча с Германией вы разорвали контракт с главным тренером нашей сборной Берндом Шторком.
— Ну, этого следовало ожидать, ведь у него была четкая цель — набрать три очка в четырех матчах. Он с ней не справился, поэтому последовало такое решение. У нас нет обид, осталось только уважение друг к другу. Несмотря на критику, которая постоянно обрушивалась на тренера, он проделал огромную работу. И мы за многое ему благодарны. Да, где-то мы сознательно отказались от игры на результат, приоритетными были другие цели.
— Например?
— Научить нашу сборную не бояться соперника, уметь атаковать, подпускать к основному составу побольше молодых футболистов, чтобы они обрастали опытом, почувствовали уверенность в своих силах.
— Вы видели баннер болельщиков нашей команды в матче с Турцией, в котором они тренера прямым текстом послали на три буквы?
— Конечно, видел.
— И что скажете об этом?
— Может со стороны это смотрелось оригинально. Может кому-то это даже понравилось. Но вы представьте себе, что чувствовал сам Шторк? Ведь эту игру наверняка смотрели его родные, друзья. И у них на глазах фанаты развернули такой баннер. Поставьте себя на его место. Вам будет приятно?
— Нет.
— Вот и я о том же. Фанатов осуждать за критику не могу, потому что они всей душой переживают за нашу команду. Но методы, как мне кажется, нужно выбирать. Вот последний баннер, который они растянули на матче с Германией — уровень. Это смотрелось красиво, умно и тонко. А оскорблять людей, переходить на личности — не то, к чему нужно стремиться. Тот же Шторк, это, прежде всего, человек, у него тоже есть чувства.
— Почему матч с Германией проходил в столь позднее время?
— Учтите, что мы члены УЕФА и во время проведения матчей мы обязаны ориентироваться на т.н. среднеевропейское время. А это — минус четыре часа к времени Астаны. В Европе это время не позднее, и нужно было учитывать массу факторов, особенно телевизионный. Если мы хотим играть с Германией и Англией, а не с Непалом и Мьянмой — извольте ориентироваться на Европу, в т. ч. и в вопросах времени проведения матчей. Понимаю, что кому-то это доставило неудобство. Но мы со своей стороны сделали все, чтобы максимально облегчить транспортные вопросы, вопросы безопасности. В частности, на стадион можно было легко добраться на специальных экспресс-маршрутах автобусов, коих было предостаточно. Они отправлялись из различных точек Астаны.
— Также была масса недовольств необоснованно высокими ценами на билеты.
— Это в корне неверно! На матч с Бельгией билеты стоили от 1000 тг, на Германию от 2000 тг, причем для молодежи, для фанатов мы сделали 50-ти процентую скидку, т. е. активные болельщики могли попасть на высокорейтинговые европейские матчи всего за 500 и 1000 тг, соответственно! Знаете, нам нужно хоть как-то окупать затраты. Думаете, аренда стадиона стоит дешево? Или сама организация матча? У нас все любят попрекать федерацию деньгами, но при этом никто не задается вопросом: откуда вообще у нее деньги? Мы не какой-то концерн, не корпорация, и уж тем более, не госструктура. Все любят считать деньги, но никто не задается вопросом: легко ли они достаются? Наши менеджеры работают 25 часов в сутки, чтобы все сборные команды ни в чем не нуждались, чтобы детские турниры проводились, чтобы юноши выезжали за рубеж, чтобы тренеры повышали квалификацию. А теперь скажите мне, настолько ли у нас дорогие билеты?.. А сейчас у меня вопрос к Вам, Вы позволите (смеется)?
— Да, конечно.
— Мне вот всегда интересно, почему представители СМИ любят собирать различного рода «жаренные» факты, готовы подглядывать из-за кустов, но при этом совершенно игнорируют другие вещи? К примеру, почему журналисты не желают освещать матчи первой лиги? Почему никто не написал о том, что в матче с Бельгией судья откровенно поиздевался над нашей командой? Все любили ругать Шторка, сборную, федерацию, судей, и прочее. Но никто не пытается помочь с анонсом матчей сборной! Наша пресс-служба была удивлена позицией некоторых изданий, которые запросили сумасшедшие деньги за размещение анонса матча сборной. Мы готовы платить, но в разумных количествах. Если вы, журналисты, считаете себя любителями нашего футбола, то почему не помогли в анонсировании матча? Я сейчас не про всех говорю, конечно. Многие пошли навстречу. Но были и такие, которые хотели на этом деле хорошенько поживиться.
— Болельщики сборной требуют, чтобы следующий тренер сборной был топ-уровня.
— Опять же, задайтесь вопросом: насколько необходим нам сейчас такой специалист? Нужен ли он именно на этом этапе? Есть приоритетные цели: развитие детско-юношеского футбола, развитие института сборных команд, повышение квалификации менеджеров клубов, тренеров. Мы готовы изыскать средства, но не считаем нужным, на данном этапе нашего развития, тратить их на тренеров с мировым именем.
— Почему?
— Вот ответьте честно: что главное сейчас для нашей сборной? Результат?
— Это зависит от цели.
— Попали в точку. Наша главная цель — построить систему, которая не сейчас, а по прошествии времени, позволит решать серьезные задачи, такие, как выход в финальную часть турниров. У нас, почему то, никто не хочет понимать слово «перспектива». Я даже понимаю, почему. Взять те же клубы. Кто из них работает на перспективу? Никто! Всем важен сиюминутный результат. Вот и хотят болельщики, чтобы наша команда обыгрывала всех здесь и сейчас. Но ответьте мне, пожалуйста, верите ли вы, что мы могли обыграть Германию? Теоретически это возможно: если немцы обобьют все наши штанги, оборона будет творить чудеса, но мяч у них в ворота идти не будет. А мы используем свой шанс в контратаке, или со «стандарта». Но это из области фантастики, согласитесь. А если мы будем работать на перспективу, то со временем это уже не будет казаться фантастикой. Вот все кричат: Шторк брал не тех игроков, надо было брать Смакова, Тлешева и прочих. А как вы думаете, будь в команде Смаков и остальные, обыграли бы мы Германию? При всем моем уважении к перечисленным игрокам, это не Месси, не Роналду, не Лэмпард. Я не хочу сказать, что они плохие игроки. Но тренер решил, что ему нужно строить команду без них. И это решение нужно принимать, а не обсуждать круглыми сутками.
— Многие считают, что ФФК допускает много ошибок.
— Не ошибается тот, кто не работает. Я не отрицаю, бывают и у нас просчеты? А о каких именно просчетах идет речь?
— Например, дисквалификацию Александра Кучмы до конца года за отсутствие спортивной борьбы.
— А как иначе прикажете бороться с таким негативным явлением, со странными матчами? Тут важно не то, что мы наказали Кучму, а то, что больше ни у кого не возникнет даже мысли «сдать» матч. Все понимают, что мы церемониться не будем. Вы можете называть наши методы как угодно, хоть варварскими, но для нас важен конечный результат. Поверьте мне на слово, мы будем счастливы, если у нас больше не возникнет поводов для таких решений, если экспертная комиссия больше не будет рассматривать под лупой матчи. Борьба с договорными матчами — это одна из главных целей федерации. И если никто больше не хочет повторения ситуации, то будьте любезны, хватит жить по старинке!
— Еще один момент, вызывающий массу недовольства — сокращение участников чемпионата до 12 клубов.
— Это осмысленное решение. Мы провели аналитическую работу, кропотливую, долгую. Решение нам далось нелегко, ибо мы понимали, что оставляем какие-то города без премьер-лиги. Но опять же, все это сделано для повышения уровня чемпионата. Кто бы что ни говорил, мы ответим турнирной таблицей. Вы поглядите туда, и вам все будет ясно. Вроде бы «Тобол» лидировал с солидным отрывом, а как наступил второй этап, так сразу началось такое! Интрига посильнее, чем в английской премьер-лиге. Согласны?
— Интрига есть.
— Интрига, какой давно не было! Проблема в том, что наши люди слегка консервативны, они не любят больших перемен, ко всему относятся насторожено, а резкие перемены воспринимают в штыки. Поэтому им кажется, что сокращение премьер-лиги, чуть ли не зло. А на самом деле, это просто свежий взгляд, решение, призванное расшевелить систему, которая перестала работать.
— Тогда почему календарь составлен так, что матчи проходят в будние дни?
— Это вопрос к НФЛ. Но вы заметили, что сейчас и матчи сборных проходят в будние дни? НФЛ верстала календарь с учетом наших требований: интересы национальной сборной. Но, безусловно, мы учтем и интересы болельщиков, составляя будущий календарь.
Лимит? Так надо
— Мы плавно вернулись к сборной. Признайтесь, наверняка вам бы хотелось, чтобы у нас в группе были команды уровня Андорры и Сан-Марино, в матче с которыми можно легко набрать очки?
— Мы, наверное, единственные в Европе, кто хотел попасть в одну группу с Германией, и точно не желал играть с Сан-Марино. Что даст нам победа над Сан-Марино? 6 очков, да и только. Чему у них можно научиться? У нас тут же появятся Месси и Торресы? Или народ после этого повалит на стадионы? А вот у Германии есть чему. Каждая встреча с командами такого уровня — это возможность стать сильнее. Не только у футболистов, но и у нас, у менеджеров, у тренеров, у журналистов, у болельщиков, у всех появляется шанс увидеть своими глазами, как построен их футбол. В чем мы сильно отстаем, в чем нужно прибавлять в первую очередь — все эта информация приходит в таких матчах. Более того, признаюсь вам кое-в чем: те же австрийцы взяли на вооружение и кое-что у нас. Например, их сильно заинтересовала наша идея с детским турниром «Coca-Cola Былгары доп».
— И все-таки, почему вы считаете, что омоложение сборной даст нам толчок в развитии? Откуда такая уверенность?
— Опять же, обратимся за опытом в другие страны. Не будем далеко ходить, к примеры, Азербайджан. У них есть нападающий, Вагиф Джавадов, правами на которого владеет действующий чемпион Голландии — «Твенте» из Энсхеде. Любители футбола Казахстана помнят его по нашему первому Кубку Президента, он тогда играл за московский ЦСКА. Его в 17 лет стали привлекать в сборную, и там было очень много противников таких экспериментов. Но этот талантливый юноша со временем вырос в сильного футболиста, и продолжает прогрессировать. Без него сейчас сборную Азербайджана не представляют. Наш Хижниченко тоже попал в сборную в 17 лет, Шторк доверился ему. И он прибавляет, прогрессирует. Уже сейчас к нему есть реальный интерес со стороны европейских клубов. Чем больше наших молодых парней будет в Европе, тем сильнее будет сборная. Или, возьмите, к примеру, Беларусь. Костяк этой сборной составляют футболисты БАТЭ, которые наделали шума в Европе. Это ведь тоже молодые футболисты, которые растут. Тоже самое с украинцами, чья молодежь выиграла чемпионат Европы совсем недавно. Сейчас многие из той команды в национальной сборной. И уже ими интересуются в Европе. Поэтому и нам без молодежи никуда. А вы возмущаетесь «лимитом». Это ведь тоже вынужденная мера, и временная. Мы провели анализ, увидели, что тренеры клубов не хотят работать с молодежью, не развивают ее, поэтому пришлось внести такой пункт в регламент. Если о нашем будущем мы сами не позаботимся, то никто этого не сделает за нас. Ругайте, критикуйте, но мы от своего не отступим. Потому что, так надо для будущего Казахстана.
— А кто решает это? Лично вы? Президент федерации?
— Исполком федерации. В него входят специалисты, не требующие представления. Моя роль скромнее, я всего лишь менеджер, который должен правильно организовать работу.
— Как генсек федерации, назовите главные беды нашего футбола?
— Кадры. У нас очень мало профессиональных специалистов в области менеджмента. Посмотрите на «Кайрат». На последний домашний матч алматинцев пришло 270 человек! Всего 270 человек на полуторамиллионный город! Порой злости не хватает, когда видишь промашки руководителей некоторых клубов. Например, ситуация с «Атырау» в еврокубках. Для нас это был большой удар. Недоглядеть в составе наличие дисквалифицированного игрока — это большой минус. И такие моменты не позволяют нашему футболу развиваться еще быстрее, тормозят. Еще нам не хватает терпения, в нашем футболе не умеют ждать. Опять же, это к разговору о перспективе. Далеко пойдут те, кто работает на эту перспективу.
— Некоторые руководители клубов считают, что ФФК сильно загоняет их в рамки.
— Это в чем же, интересно?
— Например, правило об обязательном наличии у тренера лицензии PRO.
— Они что, не хотят, чтобы у них работали квалифицированные специалисты? Причем, мы делаем все, чтобы казахстанские тренеры получали эту лицензию здесь, у нас, а не где-то в России. Это же большой успех! Это шанс повысить свой уровень. Или, к примеру, правило о наличии своих групп подготовки. Это разве плохо? Да, мы были вынуждены требовать это. Иначе никто не хотел развивать свою клубную школу. Но кто от этого проигрывает? Никто! Все только в плюсе. Так что, говорить о том, что мы мешаем клубам — глупо. Да, где-то мы вынуждены действовать жестко, так сказать, на «грани фола». Но иначе нельзя. Благо, что с каждым годом люди все больше стали понимать важность наших приоритетных направлений. И критики со стороны именно специалистов в области футбола становится все меньше.
— Почему вы так не любите эту самую критику?
— «Не любите» — не совсем правильно. Я отношусь к ней нормально. Только если она тоже нормальная, здравая, по делу и по существу. Реагировать на нее тоже можно по-разному. Например, мы несколько раз уже могли подать в суд на некоторые издания, и спокойно выиграть дело. Но не стали пока этого делать. Я считаю нам нужно бороться с нашими критиками не такими способами, а делом. Зачем нам говорить или отвечать? Нужно просто работать, поменьше болтать, и больше делать.
— Это интервью попадет на интернет-порталы. Не боитесь, что вновь пойдет масса негатива?
— Не боюсь. Никто не может запретить людям выражать свое мнение. У нас же в футболе и в политике все разбираются, все мастера давать советы (смеется). А вот реально помочь никто не желает. Если болельщикам действительно важен казахстанский футбол, то это нужно показывать делом. Нужно приходить на стадионы, создавать там атмосферу праздника, а не щелкать семечки. Футбол не будет развиваться без эмоциональной публики.
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
- Футбол22 ноября 2024 (01:26)«Лимитов быть не должно!». Виктор Кумыков оценил уровень КПЛ, чемпионство «Кайрата» и работу Черчесова3
- Футбол21 ноября 2024 (18:31)Кубок Лиги. Новый трофей в копилку столицы
- Футбол21 ноября 2024 (14:30)Народные кандидаты. Казахстанцы выбрали замену Станиславу Черчесову в национальной сборной11
- Футбол21 ноября 2024 (10:39)Почему стоит оставить Станислава Черчесова в сборной Казахстана8
- 22 ноября, 2024
- 08:43ФутболТренер сборной Казахстана возглавит клуб КПЛ
- 08:38ФутболСборной Казахстана предложили вернуть Магомеда Адиева
- 01:49Футбол«Манчестер Сити» официально решил судьбу Пепа Гвардиолы
- 01:17Футбол«Двояких ощущений не было». Танжариков вспомнил дебют в сборной Казахстана
- 01:12Футбол«Никогда обид ни на кого не было». Игрок «Актобе» рассказал о вызове в сборную Казахстана
- 21 ноября, 2024
- 23:47ФутболВ «группе жизни» для Казахстана в отборе на ЧМ-2026 оказались Австрия и Норвегия1
- 23:40ФутболХави остался без клуба из-за Месси
- 22:40ФутболВ России высказали обвинения Станиславу Черчесову
- 21:43ФутболЖозе Моуринью готовит трансфер Криштиану Роналду
- 21:37ФутболОценены шансы Узбекистана выйти на ЧМ-2026 по футболу
- 20:58ФутболРоналду сделал неожиданное заявление о своем будущем
- 20:42ФутболНашелся покупатель на Беллингема. Известна сумма трансфера
- 18:48ФутболЛионель Месси возвращается в «Барселону»
- 18:38ФутболПочему «Ордабасы» после чемпионского сезона не попал в призеры КПЛ-2024? Найдено объяснение1
- 18:34ФутболЛегионер раскрыл свои планы после ухода из «Ордабасы»
Статистика
Опрос
Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?