SPORTS.KZ
6 мая 2010 (00:38)

Сколько голов забил Мухтар Ауэзов?

Сколько голов забил Мухтар Ауэзов?

Такие люди, как алматинец Михаил Маркин, наперечет не только в Казахстане, но, пожалуй, и во всем мире. Он футбольный статистик. Да, ни сборная Казахстана, ни наши клубы на международной арене пока не блещут, однако истинному болельщику всегда интересно знать, кто, сколько и при каких обстоятельствах забил голов.

Кто и в какие годы играл в той или иной команде. Какой из вратарей провел больше всех «сухих» матчей или кто из полевых игроков лучше других бьет пенальти. Всего этого не найти в футбольных программках, которые можно купить на стадионе перед игрой. Специальной литературы об отечественном футболе тоже очень мало. Поэтому хорошо, что есть такие летописцы народной игры, как наш сегодняшний собеседник Михаил Маркин.

— Футболом, как и многие мои сверстники, заболел с детства, — рассказывает он. — Родители служили в Ленинске, ныне — Байконур, там я и родился. Летом с семьей частенько гостили в Алма-Ате, и обычно две-три игры нам с отцом удавалось посмотреть вживую. Вот с тех пор в моем сердце прочно поселился «Кайрат». В начале 1986-го переехали жить в Алма-Ату. После службы в армии любовь к футболу трансформировалась в профессию: журналистика, статистика, история.

— А почему именно статистика?
— Интересовала не только сама игра, но и то, что за ней стояло. С годами информация копилась. Позже стал использовать ее, обозревая матчи чемпионатов в различных СМИ. Пытался донести не только суть игры, но и объяснить, что стоит за тем или иным результатом. Конечно, апеллируя цифрами и фактами, но разбавляя их разными историями и байками из жизни команд и их игроков. Кому интересна просто информация о том, кто и на какой минуте забил гол или сделал результативный пас? Только таким, как я — статистикам или людям с математическим складом ума. Большинству же интересна так называемая футбольная кухня, жизнь тренеров и игроков изнутри!

— И что же стоит за тем или иным результатом?
— Если на руках есть протокол встречи, то он скажет нашему брату гораздо больше, нежели любой журналистский репортаж о нем. Вот смотрим, к примеру, сводные данные по «Кайрату» за 1993 год. Почему-то среди тех, кто выходил на поле, числится весь тренерский штаб команды — Курбан Бердыев, Бахтияр Байсеитов и Борис Евдокимов. Разбираемся. Берем протокол первой игры сезона против «Актюбинца». И выясняется, что руководство «Кайрата» просто не успевало заявить футболистов, вот и вынуждены были наставники команды, которым всем было за сорок, сами выйти на поле в качестве полевых игроков и отыграть этот матч. Еще один интересный момент. Судил тот поединок Анатолий Чернов, который спустя несколько лет, не имея диплома о тренерском образовании, привел семипалатинский «Елимай» к золотым наградам нашего первенства.

— Чем еще удивишь?
— Ну, например, вы удивитесь, если скажу, что в союзные времена команды были окупаемы в финансовом плане. Допустим, бюджет нашего «Кайрата» в середине 50-х составлял порядка 800 тысяч рублей в год, и треть этой суммы покрывалась выручкой от продажи билетов на календарные игры чемпионата. Сравните с сегодняшним днем любого нашего клуба: если на матч регулярного первенства продадут билетов 200 — это уже считается здорово!

Или такой удивительный факт. Мало кто знает, что один из братьев известной российской футбольной династии Артемьевых — Тимофей Тимофеевич — с 37-го до начала шестидесятых годов работал в Алма-Ате и внес значительный вклад в дело популяризации футбола и русского хоккея в Казахстане.

О том, что патриарх советского футбола Николай Петрович Старостин в начале 50-х жил и работал в Акмолинске и Алма-Ате, знают вроде бы многие. Но мало кому известно, что и новый 1947 год он встречал в Алма-Ате, хотя должен был в это время находиться на Дальнем Востоке и отбывать срок по сфабрикованному обвинению. Дело в том, что приказом командующего Хабаровским военным округом из числа зэков-футболистов была сформирована команда, которая ездила по стране с показательными матчами. Вот под новый 1947-й Старостин и оказался в нашем городе.

— Во времена СССР большая часть информации об истории советского футбола черпалась из архивов известного футбольного статистика Константина Есенина.
— Это неудивительно. Ведь он один из немногих, кто имел доступ к официальной информации. Но, как мне известно, в последнее время коллеги из бывшего СССР (среди них и наш Ерлан Манашев) в буквальном смысле переписывали всю историю советского футбола и сейчас готовят к выпуску довольно объемное издание.

— А ты где черпаешь информацию?
— Помимо того что сам собирал, мне еще и повезло в отношениях с людьми. В 1998-м не стало известного статистика Валерия Гулякова, и его жена Ирина передала архив мне. Очень помогли мне личные документы бывшего игрока «Кайрата» Владимира Сергеевича Болотова (дай бог ему здоровья!) и покойного ныне футбольного арбитра Михаила Евфрановича Черданцева. Сейчас штудирую документы в Госархиве, по возможности общаюсь с ветеранами футбола. Увы, все больше убеждаюсь, что история нашего футбола никому не нужна. Она уходит вместе с ветеранами игры. У нас клубы не знают своего прошлого. В каком нашем городе вы найдете музей футбольной истории? Восемь лет назад прежнее руководство Футбольного союза Казахстана предложило собрать воедино всю статистику по казахстанскому футболу. Мы с коллегами «по цифрам» за пару лет проделали, считаю, огромную работу. На деньги ФСК был издан трехтомник, который приурочили к 90-летию отечественного футбола. Скоро вековой юбилей всенародно любимой игры в Казахстане, и эту работу хотелось бы продолжить.

— А много еще «белых пятен» осталось в истории казахстанского футбола?
— К примеру, считается, что впервые футбол в Казахстане появился в Семипалатинске в 1913 году. Этому есть и документальное подтверждение — газетная публикация. В Семипалатинск, а затем и в Павлодар, которые тогда входили в число крупнейших в Средней Азии и Сибири торговых центров, футбол был завезен из Англии побывавшими там купцами. Известны и названия команд того времени: ССК, «Олимп», «Ласточка», «Орлята», «Ярыш». В составе последнего играл даже будущий великий писатель Мухтар Ауэхов. Но как-то однажды в редакцию газеты «Спорт», где я тогда работал, пришло письмо от одного из знатоков футбола Уральска. В нем он утверждал, что футбол в республике зародился не в Семипалатинске, а в Уральске, и произошло это годом раньше — в 1912-м. Эту информацию он почерпнул из источников в краеведческом музее своего города. Возможно, придется переписывать историю нашего футбола.

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
Больше новостей

Статистика


Опрос

Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

Наверх