«Возместить такие потери будет тяжело». Максим Спиридонов о «Барысе», ушедших игроках и интеллигентном «заменителе» Скабелки
Преданные болельщики единственного представителя Казахстана в КХЛ «Барыса» наверняка с теплотой вспоминают то время, когда любимая ими команда только обретала свой фирменный почерк в турнире, участником которого она остается и по сей день. На заре выступлений в новой на тот момент международной хоккейной лиге визитной карточкой флагмана отечественного клубного хоккея была обескураживающая атака, которая загадочным образом оставалась таковой даже со сменой тренерского штаба команды, которая на практике в стане «барсов» происходила нередко.
В первом сезоне Континентальной хоккейной лиги главной движущей силой «Барыса» были результативные форварды Константин Глазачев, Йозеф Штумпел и Максим Спиридонов, наколотившие на троих в регулярном сезоне в ворота соперника целых 55 шайб. Сюда же можно отнести и Кевина Даллмэна, чей снайперский счет был равен 28 голам. Великолепное взаимодействие одной неполной пятерки столичной команды, вылившееся в итоге в ее впечатляющийся бомбардирский успех, вводило в трепет оборону даже признанных зубров лиги.
Корреспондент республиканского интернет-портал Sports.kz решил связаться с одним из главных действующих лиц «барсов» того времени Максимом Спиридоновым, чтобы вместе с ним вспомнить период становления казахстанского клуба в КХЛ, а также обсудить самые актуальные выступления «Барыса» в сезоне 2019/2020 годов.
— Максим, в «Барысе» Вы отыграли больше трех сезонов игровой карьеры. С какими чувствами вспоминаете время, проведенное в Казахстане?
— Я уже не раз говорил, что самое светлое и позитивное время моей карьеры связано с «Барысом», так как там у меня складывались самые удачные сезоны, если взглянуть на статистику.
— Сезон 2008/2009 годов был первым для «Барыса», который клуб проводил на таком высоком уровне, как КХЛ. Игроки команды каким-то образом ощущали на себе серьезную ответственность, выпавшую на их долю?
— Первая товарищеская игра «Барыса», по-моему, была в Финляндии с Уфой. Уфа на тот момент была действующим чемпионом России, а у нас больше половины команды было составлено из ребят, которые еще не играли на таком уровне. Но были и такие, как я и Штумпел, — то есть, уже те, кто поопытнее. В любом случае, все мы себя рассматривали единым коллективом, для которого все начинается заново. Хочу сказать, что в первой товарищеской встрече нам сразу попалась самая сильная команда предыдущего чемпионата. У нас с Уфой тогда были одна или две игры, в которых дело доходило и до драк, — то есть, мы абсолютно не испугались, а были заряжены как на последний матч. С таким настроем мы вышли уже на предсезонку. Тогда в «Барысе» был хорошие коллектив, дух и атмосфера. Счет — 7:5 или 7:6, а ребята из Уфы тогда недоумевали: «Что это за команда, и откуда она вообще взялась?!». Такого шороху мы навели прямо с первой своей игры.
— Легко ли Вам было тогда находить общий язык с иностранными игроками «Барыса», учитывая, что начало профессиональной карьеры Вы провели в Северной Америке?
— Абсолютно легко, потому что английский язык я знал, и это было для меня плюсом. У нас тогда были канадцы Кевин Даллмэн, Тревор Летовски, а Йозеф Штумпел говорил по-русски, по-английски и на своем словацком языке. Пять лет, проведенных мной в Северной Америке, мне очень сильно помогли. Я помогал ребятам в качестве переводчика в разных организационных моментах, — даже когда им нужно было точить коньки.
— Первую шайбу «Барыса» в КХЛ забросил Кевин Даллмэн, а его ассистентом выступили именно Вы. Помните тот исторический гол?
— Не помню. Я помню свой первый гол за «Барыс», который забросил в матче против «Трактора». Если первый гол команды в КХЛ случился в Нижнекамске, когда мы разыгрывали шайбу в численном преимуществе 5 на 3, то я помню тот момент. У нас тогда был выезд Нижнекамск — Тольятти — и еще какой-то город... (Казань, Sports.kz).
— В первые три сезона в КХЛ «Барыс» на старте плей-офф постоянно уступал «Ак-Барсу». Казанцы в то время просто были немножко на другом уровне?
— Конечно, если взять в совокупности две команды, то по именам «Ак Барс» не на голову, но был сильнее «Барыса». Обидно, что мы не проходили этого соперника, потому что у нас тоже были достойные игроки и не мальчики для битья, тем более, в течение сезона мы показывали, как можем играть. Наша команда тогда всегда очень много забивала, и в атаке «Барыс» мог навести такого шороху любому сопернику, что мама не горюй. Было не сладко всем, особенно тем, кто тогда приезжал в Астану. Насколько, я помню, все счета с «Ак Барсом» у нас были с разницей в одну шайбу. Конечно, если бы эти поражения были только в одном или двух матчах, то их можно было бы назвать случайностью, но мы раза четыре с «Ак Барсом» играли в сезоне — и не могли у него выиграть. Получается, что на тот момент «Барыс» был послабее, но не настолько, так как проигрывали в одну шайбу, и где-то не хватало всего чуть-чуть. Считаю, что сражались мы достойно, — все-таки, казанцы потом даже выигрывали Кубок Гагарина. То есть, это подтверждает то, что мы играли против самого сильного соперника в КХЛ, и нам всего лишь не хватало чуточку.
— Кроме всего прочего с «Барысом» связана и самая, наверное, тяжелая Ваша травма в хоккее. Тот злополучный эпизод Вам в страшных снах сейчас не снится?
— Сейчас, — нет, я и давным-давно уже его не помню, но шлем, который был пробит коньком, до сих пор лежит у меня в шкафу. Если я его достану и посмотрю на эту сквозную дыру, конечно же, она меня вернет в тот момент. Я об этом уже не думаю, но когда меня спрашивают, то приходится вспомнить, что была такая жуткая травма. После этого случая я уже бы не стал относиться к сотрясению мозга как к легкой травме, о которой можно говорить с насмешкой. Все намного серьезнее. Шесть-семь недель я восстанавливался, а первые три-четыре недели для меня были самыми тяжелыми, так как все стояло практически на одном месте и улучшений не наблюдалось. Тогда я уже начинал чуть-чуть волноваться, но, все равно, старался быть на позитиве, хотя некоторые игроки в той же НХЛ так и не вышли из этого состояния и заканчивают карьеру, поэтому здесь все индивидуально. К счастью, я вернулся здоровым, но психологически было непросто.
— В розыгрыше Кубка Гагарина-2020 «Барыс» выглядел достаточно уверенно, выбив в первом раунде турнира некогда грозный магнитогорский «Металлург». Потенциала замахнуться на престижный трофей у подопечных Андрея Скабелки хватило бы, как Вы думаете?
— Лично я думал, что пройти в финал Восточной конференции «Барысу» было по силам. Конечно, если бы команда в финале Кубка Гагарина сыграла бы с ЦСКА или СКА, то было бы интересно на это посмотреть. Я болел за «Барыс», потому что люблю эту команду. Если судить по факту, то в этом сезоне команда реально была грамотной с тактической точки зрения, выполняла тренерское задание и была очень дисциплинирована. Помимо всего прочего «Барыс» забивал достаточно голов. Тренерскому штабу удалось сократить количество пропущенных голов и держать достаточный уровень забитых шайб, пусть он и не был таким, который у команды имелся ранее.
— Уход Андрея Скабелки существенно может отразиться на результатах «Барыса» в КХЛ?
— Время покажет. Ходят слухи, что, возможно, уйдут Старченко, Михайлис, Найт и Паскуале. Если эти игроки действительно покинут команду, то «Барысу» нужно будет искать им замену. Казахстанцами возместить такие потери сразу же будет тяжело. Возможно, возьмут легионеров, но с ними еще нужно и не промахнуться. В «Барысе» наблюдается такая закономерность, что легионеры подбираются удачно. Либо, действительно, это удача, либо в клубе иностранцы, правда, чувствуют себя как дома. Отличный город, хорошая погода и так далее — все это влияет. Комплектование состава у команды хорошее. Если уйдут Старченко и Михайлис, то нужно смотреть, готовы ли будут местные ребята взять на себя их роль. Я сомневаюсь, что есть такие лидеры, которые бы могли заменить таких хоккеистов.
— По силам ли вообще Роману Старченко проявить себя в Ярославле после столь продолжительного периода, проведенного в «Барысе»?
— Я думаю, что в плане мастерства — конечно, по силам, но психология здесь будет очень важным моментом. Все-таки, Ярославль — не такой уж светлый город, и там нет такого палящего солнца, как в Астане. Витамина D, который способствует вырабатыванию гормона радости, там будет не так уж и много. Если команду будут преследовать неудачи, можно начать нервничать, — и этот ком может нарастать. Старченко абсолютно уверенно может играть в любой команде, но главный момент будет заключаться именно в психологии, так как он столько лет отыграл в «Барысе». Его и зовут в «Локомотив», потому что уверены в том, что по игре он справится.
— Пришло ли время для одного из лучших на данный момент казахстанских хоккеистов Никиты Михайлиса покинуть «Барыс»?
— Я считаю, что Никите еще нужно немножко поиграть за «Барыс». Да, он с каждым годом прогрессирует, но уходить, на мой взгляд, еще рановато. Еще на сезон, мне кажется, можно и нужно остаться дома, чтобы окрепнуть. Парень только начинает расти, поэтому если в этот момент сделать переход, то снова будет играть свою роль психология, которая составляет по разным данным более 50% успеха в хоккее. В НХЛ и вовсе эту цифру приравнивают к 75%, а остальное уже — умение и труд. Сможет ли Михайлис адаптироваться в новом клубе, где ему предстоит все доказывать заново.
— В каких-либо российских топ-клубах он мог бы себя проявить, на Ваш взгляд?
— Не думаю, что прямо сейчас он готов для тех же СКА или ЦСКА. «Магнитка» у нас вылетела в первом раунде, — получается, это уже не топ-клуб, хотя за «Металлургом» числятся определенные звания. Если Михайлис и пойдет в какой-либо топ-клуб, то ему нужно будет играть в первых двух звеньях, а если он в них не пройдет, то делать ему там нечего. В третьем и четвертом сочетаниях он может превратиться в рядового игрока, который будет получать не так много времени. Ему обязательно нужно играть в большинстве, где он будет расти и набирать очки. Третье и четвертые звенья он уже проходил, в том числе и с Назаровым, когда для него все складывалось несладко. Пусть все и вся докажет сначала в «Барысе», а потом уже уходит. Старченко уже все доказал, поэтому ему можно попробовать себя где-то в другом месте.
— Кто бы, на Ваш взгляд, подошел самому «Барысу» в качестве замены Андрею Скабелке?
— Сейчас очень много разных специалистов. Где-то видел, что ходят разговоры о Селине. Вот эта кандидатура мне нравится. Я работал с этим тренером в последний год, и мне он очень нравился как тренер. У него все настолько просто и понятно. Он не делает каких-то больших собраний и митингов по 45 минут, как было с некоторыми специалистами, с которыми мне доводилось повстречаться. У Селина есть четкий план агрессивного и компактного хоккея атакующего плана, при котором все пять человек должны как атаковать, так и обороняться. Плюс ко всему — это хороший человек, от которого исходит позитивная энергия, а это тоже очень важно. Он хорошо общается с журналистами, никуда не убегает. Мне кажется, именно этот человек, если бы сейчас вернулся в «Барыс», очень ценил бы свою работу. Думаю, что у Селина есть для этого огромное желание, а сам он — очень интеллигентный человек. Из всех кандидатур я бы двумя руками был именно за этого тренера. Тот его сезон в «Барысе» показал, что он умеет работать с ребятами, и все хоккеисты при нем росли, так как он находил правильные сочетания. Именно Селин поставил в одну тройку меня, Талгата и Федьку Полищука, — то есть, именно он придумал это сочетание. Свое видение у этого специалиста есть, просто ему нужно будет одного или двух помощников, которые бы ему помогли, — сродни тому Раймо Хелминену, с которым они в «Барысе» тогда и работали. Им двоим все равно нужен какой-то один человек из России, который бы знал английский язык, чтобы не было барьера с хоккеистами.
— По-русски в то время Ари-Пекка Селин что-то знал?
— Он знал «до свидания» и другие короткие словосочетания. Не думаю, что он выучил бы язык за один год, но что-то говорить пытался.
Обстрелянный квартет из НХЛ, или Кого нашел «Барыс» вместо ушедших лидеров
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
- Хоккей24 ноября 2024 (20:43)«Просто не хватило везения». Никита Сетдиков разобрал обидное поражение «Барыса»
- Хоккей24 ноября 2024 (20:36)«Весь наш труд насмарку». Адиль Бекетаев объяснил упущенную победу в день рождения «Барыса»
- Хоккей20 ноября 2024 (22:57)«Все от нас зависит». Капитан «Барыса» разобрал победу над «Металлургом»
- Хоккей20 ноября 2024 (22:33)«Собрались „кулачком“». Максим Мухаметов рассказал, за счет чего «Барыс» победил «Металлург»
- 24 ноября, 2024
- 23:05ХоккейХоккеист «Барыса» рассказал о принципиальности матча с «Авангардом» и выходе в плей-офф КХЛ
- 22:06ХоккейХоккеист сборной Казахстана отметился в матче со следующим соперником «Барыса»
- 19:44ХоккейВратарь сборной Казахстана стал звездой матча КХЛ
- 19:40ХоккейМамбеталиев объяснил обидное поражение «Барыса» и ответил на критику топового форварда
- 19:20ХоккейНаставник «Авангарда» поздравил «Барыс» после победы в Астане
- 19:13ХоккейКХЛ отметила «испорченный» день рождения «Барыса»1
- 19:06ХоккейВидеообзор матча «Барыс» — «Авангард» с победным камбэком и овертаймом в КХЛ
- 19:02ХоккейФоторепортаж с матча КХЛ «Барыс» — «Авангард» 2:3 ОТ
- 18:48Хоккей«Барыс» потерпел обидное поражение в КХЛ16
- 17:29Хоккей12 шайбами обернулся матч клуба конференции «Барыса» в КХЛ