Вся «королевская» рать
C генеральным секретарем Федерации легкой атлетики Казахстана Алексеем Кондратом мы встретились почти сразу после его возвращения из довольно длительной поездки, в ходе которой он побывал сначала в Сингапуре на азиатской квалификации для участия в первых юношеских Олимпийских играх, а затем в Индии на всех трех этапах азиатской серии «Гран-при».
— Алексей Михайлович, давайте начнем с «Гран-при». В каких условиях проходили эти старты, как вам индийские стадионы?
— Стадионы неплохие. Насколько я могу судить (а я в Индии не раз бывал и раньше), там в столице каждого штата, да и во многих обычных городах имеются стадионы с современным синтетическим покрытием, способные принимать подобного рода соревнования. Некоторые из них похуже по качеству, а некоторые просто великолепны. Например, в Гувахати, Хайдарабаде целые спортивные комплексы. Или, допустим, на стадионе в Пуне, где проходил первый этап нынешней серии «Гран-при», два года назад состоялись юношеские Игры Содружества с участием спортсменов из бывших британских колоний. Сами понимаете — чтобы проводить такие соревнования, на которые приезжают делегации более чем полусотни стран, надо иметь соответствующие условия. В общем, стадионы неплохие, но обычно в Индии спортсмены из других стран сталкиваются с другими проблемами, связанными с непривычным питанием, санитарным состоянием — многое для нас там выглядит немного диковато. Вот и на сей раз практически у всех команд, в том числе и у нашей, были желудочные расстройства, приходилось принимать много таблеток. А, например, сборная Таиланда по этой причине полным составом снялась с заключительного этапа.
— На втором этапе в Бангалоре казахстанцы, особенно прыгуны, показали значительно более высокие результаты, чем на первом…
— Да, еще во время разминки они все отметили, что на этом стадионе прыжковые сектора как бы «подбрасывающие». А Евгений Эктов, который на первом этапе травмировался, вышел размяться и после этого сожалел, что не может выступать, потому что на такой дорожке только прыгать и прыгать. И действительно, многие показали высокие результаты. Наш Константин Сафронов установил личный рекорд, прыгнув в длину на 8.06, китаец, который выиграл у него шесть сантиметров, тоже никогда раньше так далеко не прыгал. Анна Устинова, взяв высоту 1.93, тоже улучшила личное достижение. В тройном прыжке наш Роман Валиев показал 16.93 — лишь на пять сантиметров хуже личного рекорда. То есть дорожки для прыгунов оказались очень хорошими.
— А что случилось с Эктовым, который в прошлом году прыгал тройным за 17 метров?
— Он травмировался еще на разминке во время первого этапа в Пуне. Не смогла выступить на «Гран-при» и Марина Масленко, которая со своими результатами в беге на 400 метров могла выиграть все три этапа. Ее личный рекорд — 51,41, а там победительницы пробегали эту дистанцию за 53,5 — 54 секунды. У Марины что-то с ногой. Хорошо, что до Азиатских игр есть еще полгода.
— А вообще, кого из наших спортсменов, выступавших на «Гран-при», вы бы могли отметить?
— Если смотреть по личным рекордам, то, безусловно, Сафронова, Устинову. Анна уже довольно давно прыгнула на 1.92 и после этого никак не могла улучшить этот результат. А тут она взяла 1.93 и была очень близка к тому, чтобы преодолеть 1.95 — планка покачалась-покачалась и упала. Личный рекорд в беге на 100 метров установила Ольга Блудова — она самая молодая в сборной Казахстана, может еще выступать в юниорских соревнованиях. Близко к личным рекордам подобрались Валиев и Анастасия Супрунова. Настя вообще выиграла все три этапа. Ее и Устинову хочу отметить за их настрой — обе оптимистки, неунывающие, никакие трудности (например, непривычное питание и вызванные этим проблемы) не могли их вывести из себя. Ну, и Маргарита Мацко в беге на 800 метров выиграла два этапа из трех. Могла победить и на третьем, но уступила тактически девушке из Индии, которую тренирует белорусский специалист. Этот тренер обратил внимание на то, что Мацко, когда выигрывала все три этапа «Гран-при» в прошлом году и первые два в нынешнем, применяла одну и ту же тактику — отсиживалась за спиной основной соперницы, а на последней прямой «включалась» и обходила ее. И вот на заключительном этапе в Ченнаи он дал своей подопечной установку — со старта убежать от Мацко подальше, а затем дотерпеть. И эта тактика сработала. Потому сегодня на заседании тренерского совета мы поговорили в том числе и на эту тему, поскольку подобные ситуации могут случиться и на Азиатских играх. И уже сейчас надо готовиться к разным тактическим вариантам.
Планы на Азиаду
— Что происходит с Сергеем Засимовичем? 2.05 — 2.10 — разве это результат для «высотника» с личным рекордом 2.30? Насколько я знаю, там малаец побеждал с прыжками на 2.24 — 2.27…
— Если вы помните, на прошлогодний чемпионат мира в Берлине он приехал с серьезной травмой — страшно распухла стопа. После этого мы очень сильно конфликтовали с его отцом (он же является личным тренером), был даже конфликт с Карагандинским управлением физической культуры и спорта. Причина в следующем. После чемпионата мира Сергею требовалось лечение, и мы настаивали на том, что ему нельзя выступать ни на чемпионате Азии, ни на Азиатских играх в закрытых помещениях, которые проводились следом друг за другом в конце октября — начале ноября. Вроде бы договорились, но проходят две-три недели, и нам начинают предъявлять претензии — мол, мы «душим» спортсмена, не хотим брать его на Азиатские игры. Мы говорим: «Вы что, с ума сошли? Ведь только что откачали жидкость из стопы — о каких соревнованиях может идти речь? Его лечить надо». А нам в ответ: «Нет, он первый номер, он должен ехать». В общем, начались звонки, ультиматумы — «если вы не возьмете Засимовича, мы отправим его за свой счет». И когда эти требования перешли все разумные границы, мы сказали: «Хорошо, флаг вам в руки, только потом на себя пеняйте». Сергей поехал, и, как вы знаете, ничего хорошего из этого не получилось. И вот эта эпопея продолжается до сих пор. Нога у него уже не болит, но теперь случился какой-то психологический надлом. И с этим надо что-то делать, а также с разбегом, который разладился. Кстати, ситуация с Сергеем озадачивает не только нас, но и представителей азиатской федерации. Ее генеральный секретарь, который видел, как он прыгал на 2.30, на 2.28, подходил к нам и спрашивал: «Что случилось с Засимовичем?». Ведь речь идет не о том, что Сергей не взял 2.25 или хотя бы 2.20 — он же даже 2.05 брал со второй-третьей попытки. Хорошо, что это только первые соревнования в сезоне, и до Азиатских игр еще достаточно времени, чтобы исправить ситуацию. Тем не менее, у нас есть опасения относительно того, что будет дальше. Возможно, это тот случай, когда одна голова хорошо, а две лучше, и нужно, отбросив все личные амбиции, собрать тренерский консилиум (слава богу, специалисты у нас есть), чтобы посоветоваться и решить, как нужно поступить. Ведь еще недавно Засимович был лидером в Азии, а сейчас невооруженным глазом видно, что у него большие проблемы. В общем, есть над чем подумать.
— Конечно, тяжело проецировать результаты «Гран-при» на летние Азиатские игры, поскольку в этих стартах участвовали не все сильнейшие легкоатлеты нашего континента, и тем не менее… На Азиаде четырехлетней давности наша сборная завоевала четыре золотые медали. Можно ли в Гуанчжоу хотя бы повторить этот результат?
— Мы, конечно, надеемся выступить не мене успешно, чем в Дохе, и предпосылки для этого у нас есть. Если говорить о реальных претендентах на «золото», то это, безусловно, Ольга Рыпакова (она, скорее всего, выступит в двух дисциплинах — тройном прыжке и прыжках в длину), Марина Аитова, Дмитрий Карпов. Конечно, надеемся на двух «тройников» — Валиева и Эктова, на тех же Засимовича, Мацко и Масленко, на Наталью Ивонинскую и Супрунову в барьерном беге на 100 метров, на женскую команду в эстафете 4×400 метров. То есть, список претендентов на медали довольно большой, но если мы завоюем четыре «золота» (а именно столько планируем), это было бы хорошо. Тем более что мы видим, как готовятся спортсмены из других азиатских стран. Например, сборная Таиланда приехала на «Гран-при» в составе 50 человек (в том числе 42 спортсмена), хотя в ней нет ярких легкоатлетов, кроме победителя прошлогоднего юношеского чемпионата мира по прыжкам в длину Супанары и «высотницы», которая на первом этапе оставила позади себя Устинову и заняла второе место. В частности, тайцы привезли по два состава для участия в эстафетах. Это, можно сказать, их национальный вид — на чемпионате страны выступает большое количество команд, тайцы часто выигрывают эстафеты на чемпионатах Азии, хотя отдельных сильных бегунов-спринтеров вроде бы нет. В общем, эта страна прислала очень многочисленную делегацию, потратив достаточно большие деньги. Тут надо сказать, что в нынешнем году из-за кризиса международная федерация выделила меньше, чем прежде, средств на проведение «Гран-при», и если раньше участники практически ни за что не платили (ну разве что за визы), то теперь значительная часть расходов легла на сами команды. И в этом плане я хочу от имени федерации поблагодарить ДШНК, которая изыскала средства на то, чтобы отправить легкоатлетов на «Гран-при». Да, нашу команду (12 спортсменов) трудно сравнить по численности с тайской, но дело в том, что об изменившихся условиях нам сообщили поздно — в марте, когда все финансовые планы были уже утверждены. И этой ситуации руководство ДШНК, понимая, в сколь сложной ситуации находится легкоатлетическая сборная (без стадиона, без соревнований), пошло нам навстречу.
Конечно, на «Гран-при» приехали не все сильнейшие. Например, не было представителей многих арабских стран. Причина в том, что из-за страшной жары у себя дома они уже в мае выезжают тренироваться в Европу, а оттуда летать в Индию не с руки. Первые номера сборных этих стран — Катара, Бахрейна, а также Китая, Японии, среди которых есть чемпионы и призеры Олимпиад, мировых первенств, предпочитают выступать в более престижных турнирах, таких, как «Бриллиантовая лига», «Гран-при» ИААФ. Там и призовые хорошие, и условия лучше. Впрочем, это касается и лидеров сборной Казахстана.
— Понятно, почему на азиатский «Гран-при» не поехали Рыпакова и Аитова. А по какой причине в составе сборной не оказалось уже названной вами Ивонинской, «высотницы» Екатерины Евсеевой, «тройницы» Ирины Литвиненко, барьеристки Татьяны Азаровой? Ведь все они — участницы последней Олимпиады.
— Тут сложилась такая ситуация. Ивонинская травмировалась, но эта травма не спортивного плана, а бытового. Наталья уже вылечилась, и мы включили ее в список кандидатов для участия в турнире «Звезды Азии», который состоится в июле. У Евсеевой была травма стопы, и мы надеемся, что скоро она тоже вернется в строй. Остальные пока не могут выступать по другой причине. Кстати, вы не назвали еще одну спортсменку — Анастасию Пилипенко, которая в 2008-м была лидером на нашем континенте в беге на 100 метров с барьерами. Так вот, 12 мая она родила. В августе должна родить Литвиненко, второй номер сборной Казахстана (после Рыпаковой) и одна из лучших на континенте в тройном прыжке. Ирина Науменко, жена Дмитрия Карпова, которая на протяжении нескольких лет была лучшей многоборкой Азии, и Азарова, первый номер сборной в барьерном беге на 400 метров, тоже собираются стать матерями — у них это ожидается осенью. Конечно, все они очень могли бы помочь нам на Азиатских играх, и тогда бы речь шла не о четырех, а о большем количестве золотых медалей. Но такова жизнь, природа, и от этого никуда не деться. А кроме того, впереди не менее важные старты — чемпионат мира, лондонская Олимпиада. Мы знаем примеры тех же Рыпаковой и Аитовой, а еще можно вспомнить Ольгу Шишигину, Татьяну Росланову — все они брали перерыв, чтобы родить, и после этого добивались лучших своих достижений. В таких случаях в женском организме происходят определенные изменения, что нередко ведет к всплеску, росту спортивных результатов. И раз уж так получилось, остается только пожелать, чтобы все у них сложилось благополучно и счастливо. Мы постоянно поддерживаем с ними контакт, тем более что все они, как правило, замужем за нашими же ребятами — легкоатлетами. Надеемся, что после родов и трехмесячного восстановительного периода они потихоньку приступят к тренировкам. У них будет время для выполнения нормативов для попадания на чемпионат мира 2011 года, не говоря уже об Олимпийских играх.
— Трое из этих девушек еще молоды, а Науменко вроде бы уже в возрасте…
— Да, Ирине 30 лет, но многоборки могут выступать долго. И она собирается вернуться в спорт.
— Давайте теперь о ее муже — Карпове. На недавнем традиционном турнире в Гетцисе он показал не очень высокие результаты…
— Согласен. Я только вчера прилетел из Индии и еще не разговаривал с ним и его тренером по этому поводу, а потому могу судить только по результатам. Но скажу следующее. После всех этих травм, полосы неудач и психологического спада, после того, как он вернулся к Павлу Хямялайнену, перед ним стояла задача пройти первый старт без серьезных сбоев от начала до конца — все десять видов. И эту задачу он выполнил. Да, занял не ахти какое место, да, результаты невысокие, но главное — он жив-здоров, выступает на соревнованиях. Сейчас Дмитрий находится в Финляндии и 15 июня должен принять участие в соревнованиях-либо в Кладно (Чехия), либо в Ратингене (Германия). Где конкретно — это они с тренером должны решить сами. Ему уже далеко не двадцать лет, он должен беречь себя, чтобы не травмироваться, поэтому восстанавливать прежнюю форму надо постепенно, плавно, не форсируя события. Ведь главное для него в этом году — абсолютно здоровым подойти к Азиатским играм и выиграть их. Все остальные старты до этого следует рассматривать как промежуточные. Кстати, даже та невысокая сумма, которую он набрал в Гетцисе, является лучшей в Азии. Это были первые для него соревнования в нынешнем сезоне, и относиться к показанному им результату надо с учетом этого обстоятельства. То же самое касается и других спортсменов. Например, меня лично немного разочаровали итоги выступлений наших легкоатлетов на первом этапе азиатской серии «Гран-при» в Пуне. Но когда в Бангалоре и Сафронов, и Устинова, и Валиев, и наши бегуньи показали результаты выше или на уровне личных рекордов, у меня на душе немного полегчало.
(Окончание в следующем номере)
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
- Атлетика30 августа 2024 (12:42)Восьмикратной чемпионке мира из Казахстана не хватает денег на жизнь. Интервью после скандального подарка1
- Атлетика19 мая 2023 (15:56)Финиш — только начало: Parimatch бросает вызов участникам марафона Tau Jarys1
- Атлетика22 февраля 2023 (12:08)Тяжелая атлетика Казахстана больна допингом. Неизлечимо3
- Атлетика21 июля 2022 (15:01)«„Золото“ в мусорке». Триумф Казахстана на чемпионате мира по легкой атлетике оценили мировые СМИ
- 27 ноября, 2024
- 23:15АтлетикаТарасова высказалась о названной предателем родины Исинбаевой
- 15:42АтлетикаЕлене Исинбаевой «присвоили» звание героя после обвинения в предательстве родины
- 26 ноября, 2024
- 11:01АтлетикаЕлене Исинбаевой вынесли вердикт после «объявления» предателем родины
- 25 ноября, 2024
- 22:34АтлетикаВ России выступили с призывом по Исинбаевой после обвинений в предательстве
- 19:31АтлетикаВ России отреагировали на обвинение Елены Исинбаевой в предательстве родины
- 19:25АтлетикаВ Госдуме России выступили с призывом после «объявления» Исинбаевой предателем родины
- 16:13Атлетика«Я категорически не согласна». Поступок Елены Исинбаевой вновь осудили в России
- 24 ноября, 2024
- 14:11АтлетикаЕлена Исинбаева получила неприятную новость из России
- 21 ноября, 2024
- 11:29АтлетикаКазахстанец стал чемпионом мира по стритлифтингу
- 19 ноября, 2024
- 14:47АтлетикаОтстраненная за допинг тяжелоатлетка вернулась и стала чемпионкой Казахстана