SPORTS.KZ
26 апреля 2011 (00:09)

Людмила Зарипова: «Спорт — это школа»

Людмила Зарипова: «Спорт — это школа»

Быть спортсменом непросто, и дано это не каждому. Запредельные физические нагрузки на тренировках и состязаниях, невероятное моральное напряжение на ответственных выступлениях, отказ от многих житейских радостей ради напряженного графика — вот далеко неполный список всего того, с чем приходится сталкиваться людям, серьезно занимающихся спортом. Но помимо этого существует для них и еще одна сложность, когда спортивная карьера остается позади — чем заняться потом, как найти свое место в нашей непростой жизни?

Тем приятней видеть, что люди, некогда блиставшие на состязаниях, проявляют характер, упорство и находят достойное применение тем навыкам и умениям, что дал им спорт. Об этом и многом другом мы беседуем с неоднократной чемпионкой Республики Казахстан по художественной гимнастике, мастером спорта Людмилой Зариповой, ныне солисткой Театра танца «Терра» города Астаны.

— Людмила, а почему именно вид спорта стал Вашим выбором?
— Поначалу это был выбор моего отца, который хотел из дочки сделать куколку. Водили меня до этого на музыку, но потом родители решили, что скрипки не надо. Отдавали на бальные танцы, но не нашлось партнера, там с мальчиками всегда было тяжело. И тогда папа привел меня в секцию художественной гимнастики. Мне понравилось, и с пяти лет начался мой спортивный путь. Первые два-три года вообще было здорово — никто тебя не ругает, особенно не гоняет. Потом условия стали жестче…

— А в родне кто-то из спортсменов был?
— На любительском уровне все у нас чем-то занимались, а профессионально — я первая.

— И сколько лет было отдано спорту?
— Тринадцать. Причем я, как человек увлекающийся, отдавала себя гимнастике всю, без остатка. Если до 6 класса у меня в школе-лицее № 11 были отметки только «4», «5», то когда затем училась в открывшемся в 2005 году филиале Спортивного интерната имени Хаджимукана Мунайтпасова, то учиться стала хуже. Во-первых, в день было по две тренировки, а во-вторых, стали ездить на соревнования. Тут у меня пошли оценки в основном — «3». Отец, видя эту картину, сказал: «Дочь, ты у меня человек уже взрослый. Нужно определиться — или ты возьмешься за учебу, или выбираешь спортивную карьеру?». Я ответила: «Спорт». Он спросил: «А в спорте, на тренировках у тебя как?» «Все хорошо». На том и порешили. Теперь я ему приносила дневники с двойками-тройками, и он молча расписывался.

— А на тренировках действительно все было хорошо? Про гимнастику иногда рассказывают, что там воспитывают очень жестко?
— Бывает и приходилось терпеть, поскольку родителям не пожалуешься, да они бы и не пошли разбираться. Сказали бы просто — брось! А бросить я уже не могла. Да там бывает и больно и обидно до слез. В гимнастике нужно много силы воли, терпения и дисциплины.

— Какое выступление Вам наиболее запомнилось?
— Трудно сказать, поскольку их было много, и проходили они, как правило, одинаково. Пожалуй, можно рассказать о Чемпионате Казахстана в спорткомплексе «Алатау» в 2000 году. У нашей команды в активе уже была одна победа и, ощутив ее вкус, мы, как и все спортсмены, стремились к еще одной. Однако, у нас в составе поменяли одну девочку, которая не разделяла наш азарт и стремление. Она нам практически завалила выступление, и мне пришлось вмешаться.

Дело в том, что я в группе была самой опытной, выступление строилось вокруг меня и девочки иногда менялись, а я оставалась в центре. И вот на правах, если можно так сказать ветерана команды, я в паузе между выступлениями поговорила с этой новенькой и попросила: «Соберись, мне, девочкам, да и тебе самой нужна же эта победа». Она вроде поняла, пообещала, но, то ли так и не собралась, то ли из вредности характера как давай и дальше портить выступление. У меня даже слезы от обиды, досады и злости прямо во время выступления появились. А нас и так по очкам сильная команда из Шымкента догоняет, так тут еще и эта… Короче, на второй день перед соревнованиями зажала ее в углу и говорю: «Ты что творишь?!" Припугнула как следует и надо же — что откуда взялось? Дальше все пошло без ошибок и помарок и Шымкент — нашего основного соперника мы тогда опередили.

Ну, а так, ощущения, впечатления схожие — страх, волнение, руки потеют, да еще и тренер твой сидит и по столу кулаком стучит, мол, надо победить. И побеждали…

— Сколько всего побед на Вашем счету?
— У меня пять золотых медалей и трижды я становилась серебряным призером в групповых соревнованиях на Чемпионатах Казахстана по художественной гимнастике.

— Вы выступали только в групповых соревнованиях?
— Нет, до 13 лет выступала индивидуально, а уже затем в групповых. Впрочем, иногда и индивидуально работала. Меня выставляли, чтобы я могла определенные пять-шесть соревнований пройти и на звание Мастера спорта выполнить.

— Как складывались отношения в группе — партнерские или дружеские?
— Мы дружили, но во время соревнований этот азарт — выше, сильнее, быстрее был таким, что могли и поругаться. У меня лучшая подруга, до сих пор общаемся, так вот мы с нею на соревнованиях старались друг к другу не подходить. Даже взглядами такими обменивались, что ужас, прям как враги какие-то. Как-то она заняла четвертое место, а я пятое, так расплакалась за кулисами, а она давай меня успокаивать, мол, сегодня я выступила чуть лучше, завтра ты, но помогало это мало.

— Неужели из-за этого так расстраивались? По Вам так не скажешь. В Вас чувствуется такая внутренняя сила…
— Это дал спорт. У нас в танцевальном коллективе девочки иногда удивляются, говорят: «У тебя что-то болит, а ты терпишь, что-то не получается, а ты все равно это упорно делаешь». А по-другому нельзя — иначе не будет результата. Так что спорт — это школа, он многое дает. Это и режим дня, и характер, и терпение. Я сейчас от всей души поблагодарила бы своих тренеров, хотя были моменты, что и ненавидела их. Пять раз хотела бросить гимнастику, приходила домой с истериками, вымотавшаяся. А то еще и скакалкой получишь и думаешь — все, не хочу, не могу. Но на следующий день собираешься и идешь, как ни в чем не бывало. Так что я и детей своих обязательно в спорт отдам.

— В каких городах и странах приходилось выступать?
— Кроме Астаны удалось побывать в Алматы, Шымкенте, Усть-Каменогорске и Павлодаре. Из зарубежных стран — нигде. Собирались мы в Болгарию, но по ряду причин поездка сорвалась, да и я к тому времени уже ушла из команды. В какой-то мере было стыдно перед девчонками, вроде подвела их, но по ряду признаков было ясно, что поедем не мы, а команда из другого города и это стало так обидно. Плюс мне уже было 18 лет, сверстницы — по дискотекам, с мальчиками гуляют… Да и усталость накопилась.

— В каких городах Казахстана побывали?
— Алмата, Чимкент, Усть-Каменогорск, Павлодар. В Болгарию готовились поехать, но в Болгарию готовились мы и Шымкент, как раз выбиралась команда. Наш тренер говорила, — или вы, или Шымкент, но постепенно переметнулась на Чимкент — помощь в плане спонсорства, покупать новые предметы, у нас ленточки — стандарт шесть метров, а у нас они до того потрепанные — 4,8 метров. Меня это начало обижать — как так?! И в том момент я бросаю команду и ухожу. Мне говорили, — что ты делаешь? Я ответила — мне плевать… И ушла. А сейчас стыдно — девок бросила. И так не выезжала никуда за рубеж. Если бы осталась, может быть…

— А что в основном бросили, усталость?
— Больше конечно усталость. И до того надоело — 13 лет изо дня в день это так надоедает. В 18 лет начинаешь уже смотреть — девочки сверстницы гуляют на дискотеках. А раньше позовут — нет я дома. Уже захотелось чего-то такого. Усталость, надоело. И ушла.

— Кроме танцев никаких вариантов не было, они подвернулись и все?
— Да.

— Вы стали солисткой это как отголосок спортивного, что выше быстрее сильнее. Или солисткой вам удобней танцевать какие-то свои сольные композиции?
— Нет это все-таки я пришла по-любому я-то в открытую не скажу что я лучше, но внутри я лучше. Я была уверена, что я стану солисткой даже вопросов не было. Начала пахать, доказывать, чтобы люди увидели. Буквально через полгода, как пришла Дильбар Садыковна, мне предложили сдавать на солистку. Это видно сразу. Это все-таки со спорта — надо доказывать что ты лучшая.

— А вам удобнее танцевать сольные или групповые после спорта не пугают.
— Меня в этом плане ничего не пугает, нравится все. И вместе групповое танцем массовка, но и когда одна тоже приятно, что на тебя одну ставят, а именно на тебя. У меня один сольник есть который мне не очень нравится, но я люблю его на сцене танцевать… отдача полная…

— Над пропастью? А как это название возникло?
— Интересный момент в жизни чуть-чуть не получилось. Депрессия страшная ужасная, чуть ли не с собой покончить — что делать. И тут приезжает к нам Паша Глухов с Москвы ставит всякие танцы и Диля ему говорит: «Слушай Паша, посмотри на нее. Она сейчас в таком состоянии ей бы что-нибудь лирическое». Начал он ставить, а я не могу его понять ну вперед, ну назад, что, а он говорит: «Ну представь что ушел от тебя мальчик все и ты над пропастью и ты маешься тебе некуда деваться — туда сюда, не знаешь что делать». И в конце ты прыгаешь, мы свет тушим и тебя нет.

— Получается в Терре вы со дня основания.
— Да с самого начала.

— Яна говорила, что у вас у первого состава какие-то распределения обязанностей. У вас они есть?

— У меня вообще нет и я довольна этим. У меня нет этих проблем как у девочек. Прихожу на работу отрабатыаю что от меня требуют и ухожу. Когда всем что-то давали мне досталось журнал отмечать кто приходит. И то я пару месяцев позаполняла, я не представляю как Яна с бумажками носится Оля с фонграммами.

— Из гастролей что наиболее запоминающееся?

— Киев. Это были Дни культуры Астаны. Город очень понравился, я влюбилась, шикарный город. А во-вторых как отработали программу я не помню как зал назывался наш аким Аскар Узакпаевич принимал их мэра. Уже вресторане и там программу. Я там увидела группу Хай-Фай. А-студио. У нас тогда девуше казашек не было. Так вот у нас номер латино в платьицах со шляпками. Сейчас подарок с Астаны проходим мимо Хай-Фай и тут оттуда доносится ничего себе казашки! А они думали.

— Смешные моменты?
— Один раз было такое. Такой человек боюсь вурдалаков. Я жила в номере с Лелей. В гостинице Алма-Ата. Мы с нею обсуждаем концерт, я лежу спиной к двери, а она лицом. И вдруг говорит: «Стоп!» Все у меня уже бурная фатазия и истерика. Я опять что-то рассказываю, но она опять говрит — подожди. Я вот была в плавках выскочила в коридор с визгом. По коридору знаю что там камеры и охрана прийдет. Ольга за мной — Если бы не ты я б не выбежала. Простынь мне вынесла. И мы снею в два часа ночи в холле. Нет чтобы к девушкам пойти. Подходит охрана спрашивает, мы ему говорим там у вас барабашка. Но охранник почему-то не пошел его выгонять, а стал говорить — не бойтесь идите в номер. Ольга пошла, я сказала иди — если тебя будут убивать я не пойду туда. Она пошла, — «Иди сюда, Зарипова." Мы оказывается свет в туалете не выключили, дверь сквозняком колыхало и свет то моргал, то тух.

— Сейчас Дильбар Садыковна рассказала о том, что готовятся ставить танцевальный спектакль вы считаете что вы подошли к тому уровню, чтобы делать более серьезные вещи?
— Наверное нет мне еще работать и работать. Я пришла мимика лица с меня не могли улыбку выжать. Я все сосредоточенно делала. Прошло четыре года я уже могу. Прогресс что номер такой поставили. Хотя не знаю смотря что мне дадут, насколько оно мне будет ближе. Я бы хотела через пару лет в Тодес съездить попробовать. Мне и сечас говорят, — ты готова. Я говорю вам кажется таким как я в Москве миллион. Я говорю мне надо набраться артистизма опыта мастерства. Поэтому насчет спектакля не знаю — может попробую.

— Нет желания поучиться артистическому мастерству?

— Нет. В этом плане я — лентяйка. Ходить там что-нить. Мне уже говорят схложди на курсы и так далее. В этих делах я ленюсь. Жизнь впереди, еще успею.

— Людмила, со своими девушками по спорту встречаетесь?

— Встречаемся очень редко на самом деле. Не всегда есть желание. Не со всеми хорошие отношения. По интеренту хорошо общаемся не только с Астаны, но и с Чимкентом, с Алматы. Две подружки родили, кто-то замуж вышел…

— А кто-то чего-то большего добился?
— Кто был в моей команде? Нет. Мы почти одинаково, одновременно все ушли. Девочки пошли в другой коллектив. А я попала в танцы. Закончила, Мастера Спорта выполнила. Думаю — все, заниматься ничем не буду. До того это надоело все ужасно. Детства не было… Садики, цирки, лагеря, — не знаю что это такое. Полгода дома пролежала у меня все — ломки начались. Страшные ломки до слез прямо. Я говорю — мама, все, я не могу… мне надо что-то делать. Мне посоветовали танцы. Теперь я живу этим и не могу без этого.

— Какие есть планы на будущее? Как долго Вы планируете танцевать?
— Я хочу танцевать лет до тридцати, а если буду себя нормально чувствовать-то и дальше.

— А какие-то другие интересы?
— У меня мечта в Астане открыть что-то для детей. У нас нет ничего. Пытались сделать хореографическое… маленькие кружки не спасают. И если было бы что-то для взрослых — я бы пошла и хореографическое образование я бы плучила. Для себя. И еще одна мечта — открыть приют для бездомных собак и кошек. Пожалуй, все.

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Кто является главной действующей звездой казахстанского спорта?

    Наверх