SPORTS.KZ
29 октября 2010 (00:07)

Павел Новиков: «Надо готовить руки и рожать детей»

Павел Новиков: «Надо готовить руки и рожать детей»

Павел Максимович Новиков — личность для казахстанского спорта знаковая. На сегодняшний день он совмещает работу сразу на трех должностях: президент Федерации легкой атлетики Казахстана, вице-президент Национального олимпийского комитета Казахстана и советник акима Алматы. Сам Новиков по этому поводу говорит, что к такому жесткому графику работы ему не привыкать, ведь в свое время он работал и на семи постах одновременно.

В преддверии важнейшего временного отрезка для отечественного спорта (в течение ближайших пяти месяцев казахстанцам предстоит выступить на двух значимых континентальных соревнованиях — летних и зимних Азиатских играх) корреспондент «Капитал.kz» встретился с Павлом Максимовичем и адресовал ему свои многочисленные вопросы.

— До старта летних Азиатских игр, которые пройдут в китайском городе Гуанчжоу, остается чуть более месяца. Сколько казахстанских спортсменов отправится на это соревнование?
— На данный момент точную цифру я назвать не могу. Дело в том, что травмы, болезни и другие форс-мажорные обстоятельства всегда могут внести в состав некоторые коррективы. Примерно 500 человек составят только спортивную часть нашей делегации в Китае. Наша команда будет одна из самых многочисленных в Гуанчжоу. Наверное, только китайцев, японцев и корейцев будет на этой Азиаде больше.

— Если кто-то из ведущих спортсменов нашей команды по каким-то причинам все же не сможет поехать в Поднебесную, у молодых казахстанцев будет шанс занять освободившееся место?
— Да. Команды оформлены с запасом. Необходимый резерв есть, и у всех резервистов документы для поездки в Гуанчжоу тоже подготовлены. Если понадобится делать замену, то тренерские штабы будут сами решать, кем кого заменить.

— Азиатские игры отличаются от Олимпийских игр тем, что на континентальное соревнование спортсмены не должны завоевывать лицензии. То есть каждая из участвующих стран сама решает, кто поедет на летнюю Азиаду, а кто — нет. По какому принципу решался этот вопрос у нас?
— Решение зависело от того, насколько были убедительны тренеры, докладывая о проделанной работе и о том, могут ли они достойно выглядеть на Азиаде.

— Многих пришлось отсеять?
— Да, конечно. Почти в двадцати видах программы Казахстан на летней Азиаде представлен не будет. Из 49 видов, мы поучаствуем в 31-м. К примеру, ни мужская, ни женская баскетбольные команды в Китай не поедут. В своей предыдущей работе баскетболисты не доказали, что имеют право поехать на Азиатские игры.

— Какие конкретно претензии были им высказаны?
— Претензии заключаются в том, что нигде из тех соревнований, в которых принимали участие наши баскетболисты, результата хорошего не было.

— Но ведь для развития вида спорта необходимо выступать на престижных международных турнирах, чтобы набирать опыт. Тем более никакой квалификации не было. А сейчас мы пропускаем главный старт четырехлетия на нашем континенте! Неужели нельзя было отправить баскетболистов на Азиаду и посмотреть, что у них получится? В любом случае девушки и парни, которые мечтали об Азиаде, получили бы пользу от этой поездки. А если их не пускать, наверное, можно сразу ставить крест на данном виде спорта и забыть мечты о сильном казахстанском баскетболе…
— Ну, зачем же так драматизировать?

— Потому что многие люди тратят жизнь на развитие баскетбола, а их не пускают играть…
— Это ведь разные вещи — тратить деньги и тратить жизнь. То есть надо так тратить свою жизнь, чтобы ни у кого не возникало сомнений на тему, надо тебе быть на Азиаде, или нет.

— Совсем недавно у мужской баскетбольной сборной поменялся главный тренер. Вместо Стребкова пришел Бураков. У него еще времени не было, чтобы показать достойный результат. А ему уже преграждают путь?
— Да почему преграждают? Может быть, вам стоит спросить у самого Буракова об этом? Может быть, он сам не захотел ехать? Когда у него здесь спросили, что будет на Азиатских играх, он сказал, что сегодняшнее положение дел в баскетбольном хозяйстве страны не позволяет успешно выступать на Азиаде, то есть бороться там за медали.

— А если команда может претендовать на пятое место в Гуанчжоу, как наша женская баскетбольная сборная…
— Это не результат! В женском баскетболе в Казахстане, как и в бенди, да и в других видах спорта существует большая проблема — отсутствие команд. Как правило, есть один клуб, в который тянут игроков и прочие ресурсы со всех сторон. Этот клуб значительно сильнее всех своих немногочисленных конкурентов. В таком чемпионате, лишенном интриги, развивать спорт просто невозможно.

— Ну, что же делать, если в областях не интересуются этим видом спорта?
— Надо развивать. Думаю, следует разобраться, насколько вообще полезно, рентабельно и целесообразно идет работа в территориальных комитетах по стране. Руководители на местах считают, что сегодня нет условий для развития баскетбола. Самое элементарное — нет тренеров.

— Почему бы не пригласить специалистов из других стран?
— Надо воспитать своих тренеров, как это было в советской системе. К сожалению, сегодня в Казахстане даже нет высшего учебного заведения, где бы готовились специалисты. Академия спорта — это абсолютная фикция, там никого не готовят. Надо разобраться! Существуют тренерские факультеты в педагогических институтах, которые также не работают. Тоже надо разобраться. Систему надо поднимать с самого основания.

— Неужели не будет толка, если сегодня в каждом дворе построить по баскетбольной площадке?
— Не будет. Кто будет играть на этой площадке, если нет интереса к виду спорта? Сегодня надо рожать детей, которые придут в спорт, и готовить профессиональные руки, в которые этих детей можно будет отдать. Еще раз повторяю, сегодня некому и некого тренировать.

— Ну, так что теперь делать нашей баскетбольной федерации? Ждать следующей Азиады?
— Тренироваться надо хорошо, успешно играть на других международных соревнованиях, организовать нормальный внутренний чемпионат. У них ведь настоящий бардак в хозяйстве.

— Что значит нормальный чемпионат? Если в стране всего пять — шесть команд, которые способны играть на уровне национальной лиги с ее затратностью и игровой конкуренцией. В нынешнем сезоне начали играть национальную лигу по разъездной системе. Но как регламент не меняй — мы все равно NBA не получим.
— Да. Как не меняй регламент, все равно ничего не получится. Просто надо навести порядок, а для этого пока не хватает дисциплины и порядочности. Думаю, я имею право иметь свое мнение по поводу баскетбола, потому что с моим участием были выиграны Кубок Советского Союза — он у меня до сих пор хранится — и медали чемпионата СССР. Я имею в виду алматинский клуб СКА. Так вот, мне кажется, что сегодня заранее определяется победитель в чемпионате Казахстана по баскетболу, нет никакого судейства — председатель судейской коллегии господин Никогосян вьет веревки из любого, и ему все это хозяйство отдано на откуп. Это выгодно ему и еще нескольким людям, которые живут не баскетболом, а за счет баскетбола. Здесь только интриги и интриги. Такая формула существования — интригуй и живи. Самим баскетболом никто не занимается.

Разогнать всех надо, если честно, и все (смеется). Это надо было еще 20 лет назад сделать.

— А когда же будут перемены?
— Я думаю, перемены себя ждать не заставят. То, что мужская и женская баскетбольные сборные не поехали на Азиаду, — было очень серьезным сигналом. Уже сегодня принимаются шаги к тому, чтобы в баскетболе был наведен порядок.

— На Ваш взгляд, Азиатские игры — это действительно настолько важный турнир, что имеет смысл верстать календарь наших спортсменов специально под Азиаду, порой пренебрегая какими-то другими интересами?
— Азиада — это третье по значимости соревнование в мире, после Олимпийских игр и Всемирной Универсиады. Кстати, Азиада — это единственное континентальное соревнование подобного уровня. С нынешнего года начали проводить и юношеские Олимпийские игры, но я думаю, что Азиада важнее. Все-таки, юношеская олимпиада — это очень небольшое мероприятие с ограниченным количеством видов и спортсменов.

— Раз уж заговорили, как Вы оцениваете выступление казахстанских спортсменов на юношеских Играх в Сингапуре?
— Я думаю, абсолютно не важно, какие места там заняли наши атлеты. Главное, что казахстанцы прошли соответствующий отбор, и наша страна была представлена в Сингапуре на первых юношеских Олимпийских играх. Туда ведь было очень тяжело попасть. Вот этот результат обнадеживает и заставляет с оптимизмом смотреть в будущее.

— Многие виды спорта, которые неплохо развиваются в нашей стране, поддерживаются в основном из спонсорского кармана…
— С чего это вы взяли?!

— Ну, как же? Представители федераций тяжелой атлетики, гандбола, волейбола, большого тенниса и других видов спорта очень часто упоминают, что они существуют благодаря мощной спонсорской поддержке.
— Я официально заявляю, и всегда говорил, что главным и основным спонсором отечественного спорта является государство. Никаких частных карманов там не присутствует. Приглашенные тренеры, консультанты — все получают деньги из государственного кармана. Если деньги выделяются из фонда «Самрук-Казына», от компаний «Казахтелеком» или «Казахстан темир жолы», то все это государственные структуры, а значит, и деньги государственные. Я не знаю ни одного частного лица, который затрачивал бы на спорт свои собственные деньги.

— Как на сегодняшний день распределяются средства из ДШНК (Дирекция штатных национальных команд, — прим. авт.)?
— ДШНК курирует работу штатных национальных команд, определяет тенденции развития в тех или иных видах спорта и принимает решение, на какие нужды и какой команды затрачивать деньги, выделенные государством. Кроме того, ДШНК из огромного календаря соревнований, которые расписаны на год или на целый олимпийский цикл, выделяет те турниры, которые подходят различным командам, и финансирует участие в них. Так, на сегодняшний день принято решение, что на Азиаду поедут и мужская, и женская волейбольные команды. Эти поездки финансируются государством.

— А подготовка к Азиаде, покупка инвентаря, аренда залов кем финансируется?
— Министерством туризма и спорта. А если речь идет о чемпионате Казахстана, то, значит, деньги выделяются клубам территориальными управлениями.

— Женская сборная Казахстана по волейболу, которая отправилась в Японию на чемпионат мира, на сегодняшний день не имеет достаточной материальной базы, чтобы провести полноценный сбор за рубежом перед мировым первенством…
— Что значит достаточной материальной базы? У главного тренера этой команды Нелли Алексеевны Щербаковой одно мнение на сей счет, а у кого-то еще — другое. Надо же приходить к какому-то консенсусу.

Постоянно говорить о том, что нам чего-то не хватает — это один из путей, который оказывает негативное влияние на саму подготовку. Я думаю, что нынешнее материальное обеспечение данной команды на хорошем уровне.

— Но ведь Вы не будете спорить с тем, что результат, которого сумеют добиться наши волейболистки в Японии, будет тем выше, чем лучше они подготовятся. Почему нельзя дать Щербаковой то, что она просит?
— Команда уже героически вышла в финальную часть чемпионата мира. Здесь никаких вопросов нет — молодцы. Но теперь возникает другой вопрос: на что команда может претендовать в Японии? Я думаю, что абсолютно все согласятся с тем, что мы на этом чемпионате мира будем занимать очень скромное…надцатое место. Так зачем сегодня делать дополнительные траты на команду, если выше головы она все равно не прыгнет? Чтобы сборная Казахстана заняла не 19-е, а 17-е место? Деньги выделяются под конкретную задачу. Если надо просто поучаствовать — вот вам на участие. Если надо занять высокое место — вот вам на подготовку. Я думаю, это по-хозяйски.

— Тогда другой вопрос о волейболе. Два года назад казахстанские волейболистки, которые героически завоевали путевку на пекинскую Олимпиаду, подняли немалый шум из-за того, что финансирование всей квалификационной кампании осуществляла казахстанская железная дорога. А как только наши девушки добились успеха — ДШНК все затраты возместила. Это тоже по-хозяйски?
— Я не бухгалтер, и я не имею представления об этой ситуации. Но могу предположить, что в тот момент в ДШНК просто не было необходимых средств. И, наверное, Федерация волейбола Казахстана заранее имела договоренность с ДШНК о том, что какая-то часть затраченных средств позднее будет компенсирована. И сегодня такие вещи происходят. Это нормально.

— А если бы тогда, в 2008-м, наша сборная не пробилась на Олимпиаду, деньги все равно были бы возмещены?
— Не важно, какой был бы результат. Если это оговаривалось заранее, ДШНК возместила бы затраты и в случае поражения.

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей
    Наверх