SPORTS.KZ
17 июля 2010 (00:05)

Полет — нормальный!

Полет — нормальный!

Все меньше времени остается до начала зимних Азиатских игр, которые пройдут в начале 2011 года в Астане и Алматы. Потому понятен интерес не только спортивных болельщиков, но и всех казахстанцев к тому, как идет строительство объектов Азиады, как к этим крупным соревнованиям готовятся наши спортсмены. Мы начинаем серию публикаций, посвященных Азиатским играм. Сегодня рассказ пойдет о современном комплексе трамплинов, который строится в Алматы.

Вместе с Ернатом Базилом, ведущим специалистом управления строительства города Алматы, мы направляемся в самое сердце комплекса, к двум трамплинам, где полным ходом идут строительные работы. Честное слово, даже дух захватывает при виде 125- и 95-метровых трамплинов, берущих начало на высокой горе.

— Вот это да! — не могу удержаться я от восхищенного возгласа.

-То ли еще будет! — отвечает Ернат и добавляет. — Трамплинов с такими техническими характеристиками, наверное, нет больше нигде на всем постсоветском пространстве.

— С конца 2007-го заказчиком этого объекта было Министерство туризма и спорта РК, а в прошлом году он перешел в коммунальную собственность города Алматы, соответственно заказчиком строительства стал горакимат южной столицы, — продолжает рассказ мой собеседник. — Генеральным подрядчиком выступило ТОО «Курылыс» (директор Александр Давыденко), а проектировщиком — акционерное общество «ДАН-строй» (директор проектного управления Леонид Андриевский). Хотелось бы отметить, что мы возводим монументальный и во многом уникальный объект. Во всей Европе или, скажем, в Южной Корее в основном строят временные трамплины и трибуны, которые состоят из легких конструкций, — их собирают и разбираются на время соревнований. Мы же пошли другим путем и возводим сооружение на совесть, а значит на века.

— Значит, теперь казахстанские «летающие лыжники» могут не ездить на сборы в Европу?
— Конечно. Более того, после того, как комплекс будет сдан в эксплуатацию, сборная любой страны может проводить учебно-тренировочные сборы в Казахстане. К примеру, команды из Европы, которые едут на этапы Кубка мира в Южную Корею или Японию, могут остановиться в Алматы, чтобы пройти здесь акклиматизацию.

— Во сколько обошелся этот комплекс государству?
— Общая стоимость объекта — 38 миллиардов тенге, но в связи с секвестированием бюджета было принято решение разделить его на два пусковых комплекса. Что это значит? В первый пусковой комплекс вошли те здания и сооружения, которые жизненно необходимы для проведении 7-х зимних Азиатских игр в 2011 году. Это два трамплина К-125 и К-95, судейская вышка, канатная дорога, многофункциональное здание с трибунами и медиа-центр. На их строительство было выделено 20,7 миллиарда тенге, из которых в прошлом году нами было освоено 15 миллиардов тенге, а в нынешнем дополнительно выделено еще 5,5 миллиарда. Второй комплекс состоит из тех зданий и сооружений, которые не будут играть существенной роли при проведении Азиады, но важны для подготовки резерва и для любителей спорта. Это три учебно-тренировочных трамплина — 60-, 40- и 20-метровые, школа-интернат для одаренных в спорте детей, двухэтажное здание с бассейном и здание со спортивными залами. Строительные работы на втором пусковом комплексе мы начали, но временно законсервировали. Если на следующий год будут выделены средства, будем достраивать.

— Когда планируется завершение первого пускового комплекса?
— В конце августа. А 26 сентября планируется провести здесь международные соревнования.

Следующий мой собеседник — Роман Елшин, инженер по эксплуатации.

— Я сам бывший «летающий лыжник», — говорит Роман. — С 11 лет занимался прыжками с трамплина, правда, больших результатов не достиг. Кстати, мой отец, мастер спорта по прыжкам с трамплина, рассказывал, как они строили первый 90-метровый трамплин, а малые они называли «кочками». В мои обязанности на данном объекте входит контроль за качеством работ на ранней стадии строительства. Если возникнет необходимость (например, при обнаружении неполадок), мы вправе обговорить с представителями строительных компаний те моменты, которые нужно скорректировать. Внимательно слежу за ходом строительства, чтобы во время приема объекта в эксплуатацию быть уверенным, что комплекс сдается в отличном состоянии. Хотя у строительной компании ТОО «Курылыс» есть свой технический надзор, который очень хорошо работает и вовремя замечает недоработки и устраняет их. На сегодня основные работы уже выполнены, и остается совсем немного…

Максимально полно о технических характеристиках и возможностях нового международного комплекса лыжных трамплинов может рассказать тот, кто его проектировал, — главный архитектор проекта Сергей Козлов (АО «ДАН-строй»). Поэтому ему слово.

— Трамплины в Казахстане строились в 1950-е годы, и большего опыта в строительстве подобных сооружений, но уже с использованием современных технологий, у нас не было. Потому для разработки архитектуры и конструкции двух трамплинов международного уровня были приглашены специалисты немецкой фирмы «Shertel plan + project gmbh». Они были ознакомлены со всеми действующими в нашей стране строительными нормативами и при проектировании учитывали данные института КазНИИСА о характере сейсмических воздействий. Для сейсмоустойчивости всего комплекса, в том числе и трамплинов, были проведены работы по внедрению в грунт, на глубину тридцати метров, игольчатых свай.

Если говорить о главных трамплинах, то на обоих установлены одинаковые системы заморозки, зоны приземления, но разные технологии разгона в зимнем режиме. На 125-метровом сооружена колея для разгона из высокопрочного пластика, и на 12 участках по длине разгона, которые контролируются компьютерами, колея подмораживается специальным раствором. На ней, как в холодильнике, образуется тонкий слой льда до двух сантиметров, по которому и скользят лыжи. Кстати, в мировой практике эта система, которая получила название немецкой, появилась совсем недавно — в связи с тем, что в Европе часто бывает оттепель. И хотя вокруг нее продолжаются дискуссии, она принята и утверждена Международной федерацией лыжных видов спорта (FIS). На 95-метровом трамплине будет использоваться норвежская система. Для зимнего сезона предусмотрены специальные пушки, которые будут набрасывать на трамплин искусственный снег, выработанный специальными аппаратами заморозки. Дополнительно будет применяться система подморозки, которая находится под снегом, чтобы он не сползал и не таял. И в самой зоне разгона на утрамбованном снегу будут нарезана колея для лыж.

Зона приземления для обоих трамплинов при работе в зимнем режиме будет накидываться снегом высотой до 30 сантиметров. Если природного снега не будет, также будет использоваться искусственный.

Для поднятия спортсменов наверх во время соревнований сооружена канатная дорога с 12 кабинками. Также предусмотрен наклонный лифт, находящийся внутри «тела» трамплина, как на Эйфелевой башне. На самом верху установлена двухэтажная судейская вышка. Это здание сугубо спортивное, с комнатами для судейской коллегии, начиненное дорогостоящим оборудованием для замеров прыжков и всех автофиксаций результатов, а на его крыше будет располагаться видовая площадка. Также там предусмотрено VIP-помещение — на тот случай, если на соревнования приедут высокие гости.

Теперь о летнем режиме работы, который одинаков для обоих трамплинов. Прыгуны будут скатываться по керамической колее, по которой для улучшения скольжения будет стекать вода. После разгона спортсмен совершает прыжок и приземляется в зону, покрытую искусственными щетками, обильно смоченными водой (согласно технологии, водяное орошение щеток должно совершаться за полчаса до прыжков). Зона приземления на обоих трамплинах одинаковая. Кстати, когда мы ездили смотреть подобные сооружения в других странах, то заметили, что лыжники приземляются на грунт, поверх которого ложатся резиновые маты и сетки, и все это укрепляется штырями, чтобы не сползло. Мы же решили сделать зону приземления на высоком уровне, то есть высокотехнологичной. Гора приземления залита 30-сантиметровым бетонным слоем, для амортизации прыжка лыжников на бетон укладываются умягченные пенные маты, ну, а самым верхним слоем будет служить естественное травяное покрытие.

Зона выката достигает в длину 100 метров, и для комфортного торможения более половины ее площади также будет смочено водой. Например, за границей выкаты делают с контуром уклона вверх, а мы сделали его горизонтальным — с той целью, чтобы в перерывах между соревнованиями эта площадь могла использоваться для проведения концертов, других мероприятий. К примеру, фестиваль «Азия дауысы» или конкурс «Жас канат» вполне можно организовать на месте выката.

Зрительский комплекс, или «подкова», как мы условно называем многофункциональное здание с трибунами, спроектирован с таким расчетом, чтобы сооружение могло использоваться и для проведения других мероприятий, ведь наш объект, в отличие от Медео, находится в зоне большей доступности для жителей и гостей южной столицы. Было бы здорово, если бы комплекс работал в режиме и соревнований, и ежедневного использования, тогда он будет окупаться. «Подкова» — двухэтажная. На втором этаже находятся трибуны на 5100 посадочных мест под открытым небом и 198 мест в VIP-ложе под навесами, также предусмотрена ложа на 30 мест для инвалидов и сопровождающих их лиц. Ложа расположена на последнем седьмом люке-выходе на трибуны, и здесь созданы все условия для подъема и спуска на колясках людей с ограниченными возможностями. Этажом ниже, как раз под ложей инвалидов, будут медицинские помещения и кабинеты полицейских. Также на первом этаже будут работать три крупных кафетерия — к примеру, зимой они будут как тамбуры-грелки, где можно попить горячие напитки, согреться и вновь подняться на трибуны.

Еще одной особенностью «подковы» является спортивный комплекс на первом этаже, изолированный от других помещений этого уровня и с отдельным входом. Как вы знаете, в городе очень мало тренировочных площадок и спортивных залов. А в этом спорткомплексе будут расположены тренировочные кабинеты, гардеробные, душевые. Нами в проект заложены четыре крупных спортивных зала и гардеробные для них на 80 человек. Один из залов — тренажерный, а три остальных оснащены зеркалами, что подходит для занятий аэробикой, фитнессом.

В правой части зрительского комплекса находится четырехэтажный медиа-центр. Для удобства здесь предусмотрены четыре лифта. На самом верхнем этаже будет помещение администрации комплекса, шесть стационарных комментаторских кабинок и телестудия, где будет обрабатываться информация и подаваться «картинка» на табло. На третьем этаже находится рабочая зона журналистов — компьютерные столы, подключенные к Интернету. На втором этаже — большой конференц-зал, комната для моления и кафе на 50 посадочных мест для аккредитованных журналистов. На первом — холл для встреч журналистов и гардеробные. Приятным сюрпризом для автолюбителей станет подземный паркинг на 104 машины, расположенный под зрительским комплексом.

И, наконец, об объектах второй очереди, которые из-за кризиса пока остаются «замороженными». В частности, это три тренировочных трамплина — К-20, К-40, К-60. А на месте бывшей базы ЦСКА и спортшколы начато строительство спроектированных нами зданий. Это современный пятиэтажный корпус спортивного интерната на 150 учащихся с просторными спальными помещениями, столовыми, школой. Мы разработали и проект двухэтажного здания, где первый уровень займут бассейн, две сауны, массажные комнаты, медицинский пункт, а второй — 8 спортивных залов (для занятий тяжелой атлетикой, настольным теннисом и другими видами спорта). Наконец, планируется возведение отдельного трехэтажного здания с большим универсальным спортзалом, где можно играть в мини-футбол, баскетбол, волейбол…

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей
    Наверх