SPORTS.KZ
16 сентября 2010 (00:37)

Равиль Сабитов: «Не знал, что „Актобе“ — наш заклятый враг»

Равиль Сабитов: «Не знал, что „Актобе“ — наш заклятый враг»

В его активе финал чемпионата Европы среди юниоров, работа в подмосковных «Химках», московском «Торпедо». А сейчас возглавляемый им «Тобол» уверенно движется к своему долгожданному чемпионству.

О нем говорят, как о перспективном и интересном специалисте, отмечают скромность и коммуникабельность. Главным его качеством со знаком плюс считается умение воспитывать молодежь, раскрывать их потенциал. В общем, Равиль Сабитов — фигура известная, но для Казахстана довольно загадочная. За весь сезон он не дал ни одного обширного интервью.

Но для Sport&KS сделал исключение.

Другое представление


— Начнем с вашего назначения. Итак, как у вас возник вариант с «Тоболом»?
— Скажу честно, что до приезда сюда о Казахстане я знал мало, а о его футболе и вовсе ничего. Единственное, что меня с ним связывало, так это приезд в Алма-Ату еще в составе московского «Локомотива», в бытность футболистом. И все. Поэтому, когда мой агент предложил мне вариант с «Тоболом», то я тут же стал наводить справки, читать прессу, звонить людям. За пару дней собрал много полезной информации как о стране, так и о ее футболе.

— Наводить справки было легко?
— Конечно, ведь казахстанский футбольный рынок освоили агенты, здесь было много футболистов из России, специалистов поработало немало. Вот и мне стало интересно. Сейчас могу смело утверждать, что не жалею о принятом решении. Уровень казахстанского футбола, если быть откровенным, оказался выше моего первоначального представления о нем. То есть, мне говорили, что здесь футбол развивается, что уровень неплохой, и легкой прогулки не будет. Однако все же я представлял ваш чемпионат несколько иначе, слабее. Но рад, что заблуждался. И рад приглашению в «Тобол».

— Лестная оценка, но почему же в таком случае наши клубы неудачно играют в Европе?
— Неудачи в Европе — лишь стечение обстоятельств. А игру «Актобе» неудачной я бы не назвал — что в прошлом году, что в нынешнем команда Владимира Муханова показала отличный футбол, прошла несколько раундов в Лиге чемпионов. Естественно, я тоже читал многочисленные интервью Егора Титова и Сергея Юрана о местном футболе, но за моими плечами опыт футболиста, тренера, и я понимал, что их критика казахстанского футбола не должна влиять на мое решение. Да и тот факт, что «Актобе» дважды играл в финале Кубка Содружества, говорит о многом. Что касается еврокубков, то, уверен, в ближайшее время казахстанские клубы начнут проходить в групповые этапы Лиги Европы и Лиги чемпионов. Это время не за горами.

Шанс для молодых


— В чем главное отличие нашего чемпионата от первого дивизиона России?
— Разницу выводить не буду, скажу лишь об особенности: я еще никогда не видел, чтобы против моего клуба с первого тура играли с таким настроем, с каким выходят соперники на игры против «Тобола». С самого первого тура у нас не было ни одной проходной игры. Ни одной! В России вы такого не увидите. Во всяком случае, в первой лиге.

— Про «лимитчиков» у нас принято говорить либо плохо, либо ничего. Как вам такое правило?
— Приведу пример и заодно постараюсь ответить. Когда я тренировал юношескую сборную России 1985-го года рождения, в которой играли такие известные футболисты, как Александр Павленко, Игорь Шевченко, всем вам известный Андрей Харабара, был у меня один парень на год младше остальных. В своем родном клубе, в московском «Локомотиве», он даже не попадал в стартовый состав «дубля». Но у меня играл, я в него поверил. И селекционер «Локомотива» Геннадий Логофет как-то тоже увидел этого парня в матче за юношескую сборную. После игры он позвонил Юрию Семину и сказал, чтобы он взял этого парня в основную команду, ни минуты не раздумывая. Звали этого талантливого парня Динияр Билялетдинов. Семин пригласил его, и Динияру повезло: из-за травм в команде не оказалось центральных полузащитников, и его выпустили на поле вместо травмированного Дмитрия Лоськова. С тех пор Билялетдинов в «дубль» не возвращался. А сейчас он играет за «Эвертон». Ему просто повезло, что были «сломаны» Евсеев, Лоськов. Но сейчас никто об этом не вспоминает, главное — что Семин дал ему шанс, и Динияр за короткий срок превратился в «сборника». Так вот, мой ответ на ваш вопрос: молодым нужно доверять, иначе им не выбраться из «дубля».

— То есть, вы одобряете правило о «лимитчиках»?
— Не то что одобряю, я даже считаю, что казахстанскому футболу повезло с этим правилом. Да, есть свои минусы в виде, так сказать, мотивации у молодых футболистов. Но мне об этом ничего не известно, так как к молодым игрокам «Тобола» у меня таких претензий нет. Если помните, в начале сезона «лимитчиков» нашего клуба называли едва ли не самыми слабыми в стране. Но сейчас Санат Шалекенов, Ермек Куантаев и Алексей Малышев — твердые игроки основного состава, без скидок на всякие правила о молодых. При должной работе с ними они могут вырасти в больших мастеров. Просто нужно вкладывать в них душу. Когда я впервые увидел Куантаева в деле, то не мог понять, что это за футболист. Хотел отправить его со сборов обратно. Да и Малышев не произвел особого впечатления. Но постепенно они вышли на новый уровень, стали понимать требования тренерского штаба. Они прибавляли шаг за шагом. Сейчас я констатирую, что в костанайском футболе появились собственные яркие воспитанники. Про нас нельзя сказать, что мы играем вдевятером, у нас 11 полноценных футболистом в стартовом составе. Опять вернусь к примеру с Билялетдиновым: когда он играл у меня в юношеской сборной, но при этом не попадал в дублирующий состав «Локомотива», один из руководителей клуба ругал меня, утверждая, что я беру его в сборную по национальному признаку. Мол, своих татар тащит. Я столько нелицеприятного услышал в свой адрес! Особенно от этого спортивного директора (Борис Игнатьев — прим. авт.). Но я ему сказал, что Динияр — сильнейший в этой сборной. Он ответил, что мне нужно лечиться.

— Это вам повезло с «лимитчиками», а в других клубах часто случается, что молодежь «филонит», зная, что место в составе им гарантировано.
— Не забывайте, что наш «дубль» — трехкратный чемпион. Причем, кряду. Поэтому на сборах мне было из кого выбирать. Я просмотрел большую группу молодежи и выбрал сильнейших. Поймите, если есть правило, то нужно его принимать, придерживаться, а не ругаться. Есть пункт в регламенте, и ничего не попишешь, хочешь ты этого или нет. Нужно просто работать, принимать как данность. Вот вам пример: перед началом сезона я думал, что у меня в составе точно будет играть защитник Александр Шкот, обладающий как хорошими данными, так и опытом выступлений в премьер-лиге. Но у него была эта успокоенность, расслабленность. Поэтому его сейчас нет в нашем составе.

Огай — сильный специалист


— Судейство в Казахстане вас ничем не удивило?
— Скажу, что оно ничем не отличается от того, что есть в премьер-лиге России. Ни в одном матче я не имел претензий к арбитрам. Хотя были результативные ошибки, из-за которых мы пострадали. Но это были именно ошибки, а не предвзятость. На судей кивать всегда легко, но не всегда правильно. Если мы проигрываем, то я предпочитаю искать вину в себе, в своей работе ищу ошибки.

— Равиль Руфаилович, с вашим послужным списком и регалиями вы могли бы работать в России и дальше. Но выбрали Казахстан. Не считаете это шагом назад?
— Когда я уходил из РФС, Виталий Мутко отговаривал меня: мол, зачем тебе «Торпедо»? Здесь сборная, хорошая работа, а там стресс, отсутствие больших задач. Но мне тогда не казалось, что это шаг назад. Мне нужен был новый опыт. Для меня важен процесс — я не могу работать, если не загружен по максимуму. В клубе ты задействован ежедневно, а в сборной лишь несколько раз в году. Поэтому устал сидеть без такой объемной работы. Предложение от «Тобола» подоспело в самый подходящий момент. После того, как я ознакомился с моим нынешним клубом, то был только рад, что согласился на эту работу. Сейчас я считаю, что сделал шаг вперед. Я познакомился с новыми людьми, узнал близко казахский народ, который мне безумно нравится и близок по духу. В общем, сейчас Казахстан — моя вторая родина. Это не просто красивые слова.

— До вас в «Тоболе» трудился титулованный казахстанский специалист Дмитрий Огай. Вы как-то анализировали его работу?
— Естественно. Просмотрел много матчей «Тобола» прошлого года, заочно я с ним знаком, у меня даже сложилось о нем свое мнение как о специалисте. Огай, естественно, по праву считается одним из сильнейших тренеров в Казахстане, и после него мне достались хороший коллектив, определенная база, заложенная им. Не было такого, что я пришел после него и увидел выжженное поле. В общем, я к нему отношусь с большим уважением. Хотя понимаю, что меня долго будут сравнивать с ним. Но я этого не боюсь, так как сравнивать меня будут с сильным специалистом. А это своего рода комплимент.

Загадка для «Тобола»

— Когда на первом сборе вы только начали знакомиться с командой, что было самым сложным?
— Запомнить всех по именам, поскольку это был селекционный сбор, и людей было много. У меня голова шла кругом, ведь нужно было принимать оперативные решения.

— Ни один клуб из Казахстана до этого не проводил сборы в Италии.
— Это заслуга акима области Сергея Кулагина и генерального директора Халимжана Ержанова. Я видел, что ребятам было приятно оказаться в этой стране после поднадоевшей всем Турции. Мы побывали на матче Серии, А «Рома» — «Милан», были на игре «Рома» — «Панатинаикос». Помимо всего прочего, это положительно сказалось на эмоциональном фоне в команде.

— Вы уже тогда знали о том, кто главные конкуренты «Тобола» в чемпионате?
— Да, знал, кто будет играть в еврокубках, знал, кто претендует на медали. Но видел в деле только «Актобе», действующего чемпиона. У команды Муханова свой почерк, свой стиль, основанный на контроле мяча. Остальные команды были для меня загадкой. А вот для них мы не были загадкой, так как наш официальный сайт расписывал каждый наш день, каждую тренировку. Но мы этого не боялись — пусть нас боятся. Но я все же не представлял, в какой футбол наши соперники играют. В общем, знал, что «Актобе» — наш главный соперник в борьбе за «золото».

— К тому же это еще и принципиальный соперник.
— Почему?

— Ну как же, «Тобол» и «Актобе» — это, так сказать, казахстанское эль-классико. Что-то вроде «Спартак» — ЦСКА.
— Надо же, а я и не знал этого! Я думал, что на «Актобе» бешеный настрой только потому, что это чемпион. А почему сложилось такое противостояние?

— Из-за схожести амбиций, соперничества, длящегося уже давно. Да и фаны этих клубов вечно «грызутся» между собой.
— Обалдеть! Представляете, а я всего этого не знал! Честное слово, полагал, что все дело в чемпионстве «Актобе», не думал, что это злейший враг (смеется). Оказывается, вон оно как все…

— Это в корне меняет ситуацию?
— Нет, для нас каждый соперник принципиален, и каждый матч важен. Поэтому будем биться со всеми с одинаковым настроем.

— Кого-то из «Актобе» выделить можете?
— Намекаете на Смакова и Тлешева, которых не берут в сборную? Я это комментировать не буду, так как это не касается моего клуба, да и в работу тренера сборной вмешиваться не вправе. Вместо этого я лучше вам выделю футболистов из каждого клуба чемпионата. Если это вам интересно.

— Интересно.
— Тогда и начнем с «Актобе». Естественно, Смаков, Карпович, Тлешев, Эссомба. Из молодежи приглянулся Акжол Серикжанов, который здорово действовал против нас, был очень активен. В «Иртыше», конечно, Давид Лория, молодой хавбек Шомко и серб Николич. В «Шахтере» нравятся Скорых и Финонченко. Из игроков «Атырау» очень понравились капитан команды Пиралы Алиев, резкий и взрывной хавбек Сахалбаев, румын Кроитору. Сейчас мне немного грустно из-за того, что мы упустили Нурдаулетова зимой. В «Локо» он смотрится отлично. Как и молдаване Бугаев с Андроником. В «Кайрате» отметил бы вратаря Эрича, защитника Тркулю. В «Таразе» здорово смотрятся Байтана, Землянухин, Мукашев. «Ордабасы» запомнился своим бразильцем Вагнером и полузащитниками Касьяновым и Евстигнеевым. В «Жетысу» отметил бы атакующую тройку Белич-Перич-Мужиков. С уходом Перича она несколько потеряла в остроте, как мне кажется. Да и мощи поубавилось. Мозес Саки из «Акжайыка» произвел сильное впечатление. В «Окжетпесе» тоже есть неплохие исполнители, к сожалению, фамилий не назову. Только прошу, не стройте теперь догадок, кто из этого списка усилит «Тобол» в следующем году.

Медаль для Димитрова


— Говорят, вы намерены подарить золотую медаль Станимиру Димитрову в случае, если команда станет чемпионом.

— Действительно, обещал. Здорово было бы сдержать слово. С Дими я не работал, но познакомился с ним во время сборов в Турции, он произвел на меня впечатление большого человека. Знаю, что его очень любят в Костанае, да и сам он навсегда сохранил воспоминания об этом городе в своем сердце. Он многое сделал для клуба, поэтому я готов отдать свою медаль ему. Но это при идеальном раскладе. Пока же нужно идти к этому, стремиться, добиваться этой медали.

— В последнее время в состав «Тобола» перестали попадать несколько игроков. Например, старожил клуба Данияр Муканов.

— С Мукановым все предельно просто: перед ответным матчем Лиги Европы со «Зриньски» он получил травму, после которой долго восстанавливался. Затем он приболел и вновь выбыл из строя. Теперь он набирает форму, а пока на его месте успешно действует Куантаев.

— В этом сезоне Нурбол Жумаскалиев выдал несколько ярких матчей, да и заиграл как-то по-новому. Как вам удалось раскрыть в нем дополнительные сильные стороны?

— Я не согласен с тем, что Нурбол выдал лишь несколько ярких матчей. Он весь сезон играет ярко. Жумаскалиев — это профессионал, лидер, и у него великолепная левая нога (смеется). Мне приятно, что при мне он раскрылся, заиграл по-новому. Но это в большей степени заслуга самого Нурбола. Я лишь немного подстроил тактику под него. Рад, что его игру оценили в тренерском штабе сборной, и сейчас он вновь лидер главной команды страны.

— Правда, забивать он стал в последнее время меньше.

— Дело в том, что до вылета из Лиги Европы мы играли с двумя «опорниками», а сейчас Жумаскалиев играет чуть глубже, и на нем еще больше организационной работы. Но ничего, он еще наколотит мячей. Как и Бакаев, который имеет все шансы стать лучшим бомбардиром чемпионата.

«Не потерплю вмешательства»


— На минуту представим, что вам удается стать чемпионом, и следует приглашение от клуба премьер-лиги России. Уедете?
— Это провокационный вопрос. Но я постараюсь на него ответить примером опять же из личного опыта. Когда я работал с «Химками», в Подмосковье приехал мэр Казани, звал работать в «Рубин». Предлагал любые условия. Но я отказался, так как в Химках меня все устраивало. Однако через полгода после этого я ушел только потому, что вице-президент клуба (Анатолий Бышовец — прим. авт.) пытался давить на меня, указывал, кого я должен ставить в состав, а кого — нет. Такое я не потерплю. Поэтому собрал вещи и уехал. Кстати, тогда «Химки» шли на третьем месте, после моего ухода потерпели восемь поражений кряду, но не опустились ниже пятого места.

— То есть, не уйдете?
— Не хочу выглядеть лицемером. От предложения возглавить клуб премьер-лиги России отказаться тяжело. Но все будет зависеть от того, как у меня будут складываться дела в «Тоболе». Могу уйти и без никакого приглашения, если будет подобная ситуация, как в Химках, и кто-то начнет вмешиваться в мою работу. Такого не потерплю. А, может, и уволят, если не будет результата. Ведь это часть тренерской доли.

— С акимом области Сергеем Кулагиным часто общаетесь?
— Бывает. Мне не хочется его отвлекать от более значимых дел своими звонками. Но он всегда интересуется всем, что происходит с командой. Такого живого интереса я ни у кого не видел. Он буквально болеет футболом. Работать на такого человека легко, он понимает все тонкости игры.

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
Больше новостей

Статистика


Опрос

Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

Наверх