SPORTS.KZ
19 января 2012 (20:01)

Василий Юрченко: «Казахстанские арбитры не хуже европейских»

Василий Юрченко: «Казахстанские арбитры не хуже европейских»

В интервью газете «АТ» директор футбольного клуба «Актобе-Жас» Василий Юрченко рассказывает о тонкостях работы с молодым футболистами, защищает казахстанских судей и называет Юрия Логвиненко исключением из правил.

Как рассказывает сам Василий Анатольевич, родился он в другой союзной республике. Когда был маленьким, родители переехали в Актобе. «С тех пор я тут и живу, — говорит директор. — Работал я футбольным арбитром. После того как закончилась карьера судьи, меня назначили начальником команды «Актобе». Случилось это в 2005 году. Был потом директором клуба, и обратно пришел начальником команды. Сейчас работаю директором футбольного клуба «Актобе-Жас».

— Вы хорошо знакомы с актюбинским футболом. Отсюда хочется задать вам вопрос, какие проблемы вы сейчас видите именно в детском футболе?

— На мой взгляд, если раньше в футбольные школы шел отбор, то сейчас идет просто набор в футбольную секцию. Раньше детей отбирали, просматривая различные детские турниры, в том числе и «кожаный мяч». Сейчас все по-другому. Но я не могу сказать, что это недоработка наших тренеров. Просто сейчас сложилась такая ситуация. Еще одна проблема, что в школу идет работать малое количество молодых специалистов. Связано это, конечно, с отсутствием достойной заработной платы. Ребята оканчивают педагогический институт и идут работать в школу. Но для того, чтобы был хороший оклад, надо брать сразу несколько групп подготовки. Но я скажу вам, что тренеру без опыта очень сложно работать с большим количеством маленьких детей.

— А вы согласны с тем, что когда ФК «Актобе» стал чемпионом, в городе был футбольный бум? Народ массово увлекся этим видом спорта. В футбол играли как взрослые, так и дети. Я знаю, что многие родители начали отдавать своих детей в футбольную школу, мечтая о том, чтобы их сыновья стали профессиональными игроками.
— Да, безусловно, когда команда стала давать результаты, интерес к футболу в городе вырос. У детей появились кумиры, на которых они хотели ровняться. Сейчас я вижу, как родители приходят в школу, чтобы записать своих детей в секцию футбола, и сидят в очереди в коридоре (футбольная школа и ФК «Актобе-Жас» находятся в одном здании — прим.авт.). Это говорит о том, что все больше и больше народу интересуется этим видом спорта.

— Но все равно. Вам не кажется, что уровень подготовки наших молодых футболистов уступает другим школам в других областях? Все-таки, спрос на тех же воспитанников шымкентского и алматинского футбола больше чем на наших молодых игроков?
— Я скажу так. В то время, когда я работал в «Актобе», у нас были достаточно сильные молодежные команды. Наши молодые футболисты становились призерами и победителями чемпионата среди дублеров. Среди них были кандидаты и те игроки, которых часто вызывали в различные возрастные сборные Казахстана. Если брать в сумме по 5 возрастам, то уступали мы только павлодарским молодежным командам. А остальные команды мы обходили в рейтинге. Уступаем мы им в тот момент, когда ребята переходят с юношеского футбола во взрослый футбол. Это период от 16 лет и старше. Именно в этом возрасте мы теряем большое количество молодых футболистов. В этом аспекте нас обходят Астана, Караганда и Павлодар. Также тут еще нельзя забывать о том, что на подготовку ребят влияет фактор климата. К примеру, в том же Шымкенте и Таразе вообще не бывает зимы. Когда у нас тут идет снег и сильные морозы, у них там сохраняется достаточно теплая погода. Поэтому молодые игроки имеют возможность целый год заниматься футболом. А у нас полгода на полях лежит снег. С другой стороны раньше были команды КФК. И тех ребят, которые перерастали дубль, отправляли в КФК. А там уже был другой футбол — мужской. А во взрослом футболе все совсем по-другому.

— Что именно по-другому? Можете подробнее об этом рассказать?
— Как правило, в дубле играют ребята 15, 16 и 17 лет. Дальше они перерастают уровень и им нужна переходная команда, которая поможет заиграть во взрослый футбол. К примеру, в Актобе — это команда «Жас». Наша задача — взять такого игрока и адаптировать к взрослому футболу. А дальше игрок может перейти в главную команду, где с него будет совсем другой спрос. Потому что там совсем другой подход к делу. Но и в главной команде, с этим молодым футболистом надо работать. Мое мнение, в командах мастеров должен быть один определенный тренер, который будет работать именно с этим сырым материалом, то есть молодым игроком. Когда молодого футболиста берут в главную команду, он начинает тренироваться в общей группе, наравне со всеми игроками. И так бывает, что с этим многие из них не справляются. Тут еще дело в психологии игрока. Ведь в футбольную команду попадают футболисты разного характера. Кто-то может справиться, кто-то — нет. Поэтому к каждому из них нужен индивидуальный подход. Конечно, есть исключение из правил, когда игрок может сразу же заиграть в главной команде. Но таких игроков — единицы. В качестве примера можно назвать Юрия Логвиненко.

— Кстати, раз мы заговорили о Логвиненко. Вы не считаете, что у него наступил застой в игре? И прошлый год, мне кажется, у него был провальным.

— Как я сказал, Юра Логвиненко — один из тех, кто безболезненно влился в основную команду. Мальчик шел к этому постепенно, и он не сломался. Как я уже говорил, заиграет игрок в главной команде или нет, зависит от многих факторов. У Юры спокойный характер. Если ему тренер скажет сделать 50 приседаний, то он сделает. Он прислушивался к тренерам. Да, где-то ему повезло. Но он сам к этому шел, он целенаправленно работал. Логвиненко — футболист с головой. Не все ребята с таким характером. С другой стороны, он же был сырым материалом, и тренеры провели большую работу. Что же касается сезона, то я не считаю, что он был провальным, он был немного смазанным. Тут нельзя забывать о том, что у него была травма. После таких травм нужно долго восстанавливаться. Сейчас он набирает ход, и дальше будет набирать.

— Не считаете, что настанет такое время, когда Логвиненко надо будет уезжать в более сильный чемпионат?

— У каждого игрока есть свой потолок, и у Юры тоже. Тут он должен выбирать сам, уезжать ему или нет. Если честно, я не понимаю тех болельщиков, которые считают предателями тех игроков, которые переходят в другие команды. Жизнь футболиста короткая. Если у игрока есть возможность заиграть на более высоком уровне, то почему бы и нет? Другое дело, если игрок меняет шило на мыло. Что же касается Юры, то в России — в Премьер-лиге ему будет очень тяжело, а вот в Первом дивизионе можно попробовать.

— По Актюбинской области получается только одна команда, в которой молодой игрок может пройти обкатку, это как вы сказали — «Жас». В российских командах практикуются варианты, когда молодых футболистов, которые перерастают дубль, отдают бесплатно в аренду в команды рангом ниже. Но почему в Актобе такое не практикуется?
— Сейчас уже многие актюбинские ребята уходят в другие команды. К примеру, Игорь Абдущеев играет в «Астане-64», Антон Шурыгин — в «Сункаре», Санат Шалекенов — в «Атырау». Плюс ко всему, сейчас на просмотр уехал ряд футболистов, которые были в «Жас»: Кайрат Иманалин поехал в «Акжайык», Канат Ахметов и Мирамбек Бикеев находятся в «Кайрате», а Олжас Алтаев — на просмотре в «Кайсаре». В прошлом году мы в «Жас» брали молодого Вольфа. Играл он у нас как лимитчик. Во втором круге он раскрылся и начал играть более уверенно. Он почувствовал вкус к футболу. После сезона «Актобе» его забрал к себе на сборы. Кстати, я думаю, что именно Мирамбек Бикеев мог бы играть в команде Премьер-лиги. Но он пересидел. Хотя он является лимитчиком, в этом году ему будет тяжелее. Ему надо было пробовать себя в команде мастеров еще в прошлом сезоне. А нам в этом году надо думать над тем, чтобы не потерять новое молодое поколение игроков, которое будет в «Актобе-Жасе». Надо все проработать.

— Как нужно бороться со звездной болезнью молодых футболистов?
— Звездная болезнь у футболистов была, есть и будет. Все зависит от самого игрока, от его характера. Если молодой парень заиграл и у него все получается, то о нем начинают говорить и писать. Многие все это не выдерживают. А вот Юра Логвиненко через все это прошел, и главное справился с этим. А так в дубле, в «Жасе» и в «Актобе» на сегодняшний день есть такие игроки, которые чуть что, сразу начинают терять голову.

— Европейские команды как-то борются с этим. К примеру, нанимают в команду психолога, который непосредственно работает с молодыми игроками.
— Клубы более высокого ранга могут себе позволить взять в команду специального врача-психолога. Но я не хочу обидеть наши казахстанские команды. В клуб можно взять целый штаб таких специалистов, но тут нельзя забывать о финансовых возможностях этого самого клуба. Знаете, когда мы ездили в Бремен, у нас была возможность больше узнать о немецком футболе. Меня поразило, когда сказали, что в «Вердере» работает 120 сотрудников. Я имею в виду клуб. Представляете себе, 120 человек?! Там у каждого своя обязанность. Допустим, грубо говоря, если кому-то нужно постирать футболку, то он будет стирать ее, то есть каждый человек конкретно отвечает за свое дело. В Казахстане немного другая система, другой подход.

— Недавно руководители нашей Федерации футбола, при помощи спортивного директора Анатолия Юревича, создали программу развития молодежного футбола. Как вы относитесь к этому проекту?

— Думаю, это правильно, но это надо было делать вчера. Хотя хорошо, что в стране появились люди, которые хотят дать толчок молодежному футболу. Но тут должно быть много сопутствующих факторов. Самый главный — это финансирование. Если не будет финансовой поддержки, то это будет мертвый ребенок. Я свое время предлагал создать при клубах собственные школы. То есть создать отдельную организацию, в которой будет своя инфраструктура. Этот самый проект хотят реализовать сейчас.

— Давайте плавно перейдем к «Актобе-Жасу». Как оцените выступление команды в этом году?
— Перед сезоном президент команды Сагат Енсегенович встречался с командой. Тогда была поставлена задача занять место в первой восьмерке. Но, к сожалению, мы задачу не выполнили. Заняли по итогам сезона 9 место, чтобы выполнить задачу не хватило всего 1 очка. Но с другой стороны, ребята показали хороший футбол. По итогам года у команды был хороший баланс забитых и пропущенных мячей. И как итог — наш нападающий Канат Ахметов стал лучшим бомбардиром. Сейчас в команде большие перестановки. Сменился тренерский штаб, состав будет омоложен. Я хочу сказать большое спасибо всем тем тренерам, которые тут работали ранее. Исходя из скромного бюджета, они выжимали из команды максимум. Но время требует перемен и сейчас в команду пришли Прохницкий, Михалев и Галиаскаров. Немаловажную роль сыграл тот факт, что у этих тренеров есть соответствующие лицензии. Эти специалисты хотят работать и прогрессировать, и я думаю, они смогут вывести команду на более высокий уровень.

— Какие еще конкретные изменения будут в «Жасе»? Что будет с финансированием команды?

— Финансирование сохранилось на уровне прошлого года. Что же касается состава, то мы из прошлогодних игроков оставим 30–40%, и наберем более молодых. Но скажу, что всем нужно будет доказывать свою состоятельность на сборах. Это касается и лимитчиков.

— Хочу затронуть тему казахстанских судей. Какой на ваш взгляд уровень судейства местных рефери? Наблюдается ли прогресс?

— Я в качестве рефери застал еще те времена, когда казахстанские судьи провели свой первый сбор за рубежом. Это было в Турции. Помню, что тогда для нас было проблемно освоить английский язык. Поэтому сейчас одно из требований — это знание английского языка на уровне разговорного. В целом уровень судейства, конечно, растет. У нас, к примеру, был судья Игорь Кистер. Он работал на достаточно хорошем уровне и обслуживал международные матчи. А так я вижу, что сейчас казахстанский судейский корпус пополняется хорошими молодыми специалистами. И они будут прогрессировать, потому что наш футбол не стоит на месте, но тоже стремится вперед.

— Несмотря на это, болельщики высказывают мнение, что при Николае Левникове качество судейства было лучше, чем сейчас.
— Конечно, при Левникове был определенный прогресс. Но и сейчас судейский корпус работает хорошо. Судьям постоянно устраиваются тренинги с участием зарубежных специалистов. Конечно, болельщику легко сидеть на трибуне и кричать, что судья такой-то… Не стоит забывать, что футбольный арбитр — простой человек, которому свойственны ошибки. Задача судьи — в доли секунды определить: было нарушение или нет. И правильно наказать игрока, если он этого заслуживает. Все это надо делать моментально. На поле при этом присутствует высокое напряжение. Трибуны и игроки — все напряжены до предела. Ведь футбольный матч — это большие деньги. И если команда проигрывает и теряет очки, то игроки соответственно теряют премии и бонусы. Но, чтобы простой болельщик понял это, он должен побывать на месте рефери. Если вы смотрите европейский футбол, то можно увидеть, что ошибаются судьи даже высокого уровня. Давайте вспомним гол Марадоны… А гол Анри в ворота сборной Ирландии? Там были грубые нарушения. Я даже скажу так, наши судьи работают не хуже судей из европейских чемпионатов. Просто за казахстанским футболом мы постоянно наблюдаем, и замечаем абсолютно все ошибки, но допустим те же матчи чемпионатов Голландии, Бельгии и Италии наш болельщик не видит. Но там арбитры допускают такие ошибки, что за голову хватаешься. Надо ко всему подходить с практической точки зрения.
Автор: Нуркен Мирзагалиев aktobetimes.kz

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

    Статистика


    Опрос

    Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

    Наверх