SPORTS.KZ
7 ноября 2011 (13:30)

Мастер спорта, мастер кино

Мастер спорта, мастер кино

Известный казахстанский кинорежиссёр и драматург, в прошлом игрок сборной Казахстана по мини-футболу Ермек Турсунов на встречу с корреспондентом «Футбольных Вестей» ворвался стремительной и лёгкой походкой и столь же динамично начал рассказ.

Борьба vs Футбол

— Родился и вырос я в посёлке 1 Мая, что в предгорьях Заилийского Алатау, в 45 километрах от Алматы. В семье, как тогда принято было говорить, сельской интеллигенции. Я поздний ребёнок, отсюда и имя моё Ермек — старикам на забаву оно означает. Мама Куляй Жанузаковна преподавала в школе русский язык и литературу в казахских классах и наоборот — казахский язык русскоговорящим, то есть была истинным гуманитарием.

— Посёлок был спортивным?
— Да, это так, хотя боксом все занимались в Чемолгане, в пяти километрах от нас. Все мои одногодки тоже предпочитали бокс. А я стал заниматься борьбой. У нас в средней школе был преподаватель физкультуры Амир, отчество его, к сожалению, сейчас не помню, вот он увлёк меня самбо и дзюдо. Признаюсь, свою роль сыграло и кимоно, очень оно мне нравилось. Когда я поступил на журфак КазГУ, меня тренировал Темирхан Мынайдарович Досмухамбетов, а спарринг-партнёром был чемпион мира Маден Калияков, мы выступали в одной весовой категории. Я, правда, особых успехов в дзюдо не добился, выполнив лишь норматив кандидата в мастера спорта.

— Почему?
— Разрывался между борьбой и футболом. В итоге любовь к игре № 1 победила. Я ведь с детства любил гонять мяч. А в университете у нас был легендарный футбольный тренер Андрей Буирович Чен Ир Сон.

Как ругался Чен Сон Ир


— К слову, в этом году у Чен Ир Сона юбилей — 90 лет со дня рождения. Каким он вам запомнился?

— Человеком с большой буквы был. Выглядел очень строгим, порой даже злым, однако на самом деле был добрым, замечательным педагогом и наставником. Каким Андрей Буирович был психологом, как умел настроить на матч — с этой его способностью мало кто может сравниться! Он тренировал сборную КазГУ по футболу, отслеживал игроков на всех факультетах и перетащил меня в свою команду. Как-то раз сказал: «Хватит тебе кувыркаться, пошли к нам!» Чена мы все очень уважали, про его успехи в работе со сборной КНДР, которая сотворила сенсацию на чемпионате мира в Англии в 1966 году, знали. Андрей Буирович, кстати, практически не использовал ненормативную лексику, хотя на футбольном поле и вокруг него — это обычное явление. Мы боялись услышать от него одно-единственное слово «Ушкалов», которое было страшнее любого ругательства. Что оно означало? Видимо, человек с такой фамилией крепко насолил Чен Ир Сону в жизни. Во всяком случае, с такой характерной интонацией произносил это слово Буирович.

— А на каком уровне выступала ваша команда?
— Профессионалами нас назвать было нельзя, ведь все были студентами и учились очно. Однако на межвузовских соревнованиях выглядели достойно, с командой института физкультуры боролись на равных. Играли, помню, даже с дублирующим составом «Кайрата». Моя позиция на поле была в центре полузащиты, выполнял роль так называемого волнореза, хотя иногда выдвигали и вперёд, и я играл под нападающими.

По два сердца и четыре легких


— Когда в вашей жизни появился мини-футбол?
— В 95-м. Нашу команду «Кайнур» тренировал сначала Владислав Александрович Маркин, а затем, увы, уже покойный Анатолий Михайлович Ионкин. Тренером по физподготовке был Павел Петрович Черепанов, работающий ныне в казанском «Рубине». Его работа была особенно важна, ведь на паркете задействованы другие группы мышц, нежели на газоне. Техника тоже сильно отличалась, да и мячи тогда были какими-то жёсткими, я бы сказал, дубовыми. У нас подобрался неплохой состав, в основном из известных игроков большого футбола, и мы стали первыми чемпионами Казахстана. В этой команде я был защитником — мне импонировало прочитать игру, прервать атаку соперников и отдать первый пас. Хотя я тяготел и к игре впереди, так что был атакующим защитником, тем более что в футзале всё намного динамичнее. Мне эта игра пришлась по душе — взрывная, скоростная, жёсткая. Играли мы четвёрками — отработаем на максимуме какой-то отрезок матча и меняемся всем квартетом.

— Откуда у вас такая спортивная разносторонность?

— Генетически заложена, наверное. В детстве у нас было постоянное желание двигаться. Футбол был лишь одной из подвижных игр, как и все остальные. Сейчас мальчишки не знают даже их названий. Увы, компьютеры всё вытесняют. Я ведь и теперь играю в различных турнирах и порой поражаюсь: упал молодой парень — и сразу перелом ноги. А взять моих ровесников, которые далеки от спорта — у них уже солидные пивные животики и одышка. Мой же фундамент физической подготовки, заложенный в детстве, позволяет и сейчас чувствовать себя молодым. Не скажу, что я придерживаюсь какой-то особой диеты — ем всё. Хотя всегда вёл здоровый образ жизни, никогда не курил и не пил. Вспомню ещё Черепанова, как он умел подвести нас к сезону. После сборов, где он готовил функционально, мы чувствовали, что у нас по два сердца и четыре лёгких. После такой подготовки мы просто-таки летали по полю. В составе «Кайнура» стал чемпионом Казахстана и дважды выигрывал Кубок страны.

Малазийский успех и гватемальские страдания


— Играли и в сборной страны…
— Да, в сборной была четвёрка Александра Бондарева из клуба «Алиби» и наш кайнуровский квартет. У нас в чемпионате были в финалах принципиальные «зарубы», но от этого уровень мастерства только повышался, что для национальной сборной было большим плюсом. Думаю, тот состав сборной Казахстана был самым сильным за всё время. В 1999 году мы завоевали бронзовые медали на континентальном первенстве, а потом выступали в отборочном турнире к чемпионату мира и уступили лишь в финале иранцам. По ходу турнира обыграли хозяев и команду Кореи, а в полуфинале встречались с японцами. Я вот потом просматривал диск с записью этого матча и всё время задавал себе вопрос — за счёт чего мы победили 6:4? Помню, как мы ходили и смотрели тренировки японской сборной, которую возглавлял бразилец, учились у них, а затем обыграли. За счёт тактики, но главное — куража, действий с феноменальной самоотдачей. Мы вышли в финальную часть чемпионата мира, и это был действительно серьёзный результат. Тогда нам присвоили звания мастеров спорта международного класса.

Потом к руководству отечественным футболом пришла команда Рахата Алиева и начались какие-то подковёрные игры и интриги, и нашу сборную, по сути, расформировали. А к чемпионату мира стали вновь набирать в спешном порядке. В итоге мы поехали в Гватемалу несыгранными и (яркий пример неподготовленности!) лишь с одним вратарём. Да и соперники в группе у нас оказались какие! Только представьте себе — первая игра с Бразилией, вторая — с Португалией и третья с хозяевами. В общем, не преуспели мы. Понятно, что против бразильцев нам ничего не светило, но с португальцами могли побороться, ведь у нас были хорошо наигранные тактические схемы и комбинации, и ничью мы смогли бы вырвать. А португальцы в Гватемале стали в итоге бронзовыми призёрами. У меня чувство неудовлетворённости осталось, ведь чуть раньше мы были готовы показать совсем другую, более качественную и достойную игру! После чемпионата мира ещё годик поиграл и завязал, физических кондиций хватало, но мотивация пропала.

Под руководством Фрида и Митты


— Что было дальше?

— Не забывайте, что я окончил журфак. Сразу после получения диплома попал на работу в газету «Ленинская смена», в которой тогда были собраны истинные профессионалы своего дела, мастера слова и пера. Для меня это стало прекрасной школой, ведь учился я в КазГУ, откровенно говоря, ни шатко ни валко. Спорт отнимал много времени, как шутили тогда — раз спортсмен, то в голове на две извилины меньше. Так вот, в отделе литературы и искусства «Ленинской смены» я работал несколько лет, параллельно занимался литературным переводом на русский язык казахских писателей. Потом появились и мои собственные рассказы и повести, выходили в печать небольшие книги.

В 1988 году был объявлен конкурс во ВГИК на сценарно-режиссёрский факультет. В Казахстане я прошёл отбор, в котором участвовали двенадцать человек на одно место, а позже в столице СССР был ещё один такой конкурс. Мне посчастливилось выиграть и стать слушателем. На нашем курсе преподавали и читали лекции Владимир Мотыль, Эмиль Лотяну, Виктор Мережко, Валентин Черных и другие мастера киноиндустрии. Моим мастером был Валерий Семёнович Фрид — легендарная личность, автор сценария сорока фильмов, назову только «Экипаж» и «Гори, гори, моя звезда», а мастером по режиссуре был гуру Александр Наумович Митта.

Клипы для мармонов


— В 1991 году я окончил ВГИК и вернулся на родину. Время было сложное, на киностудии «Казахфильм» в павильонах царило запустение, а по территории бегали стаи собак. Режиссёры и актёры торговали на базарах. Я устроился на работу в Союз писателей, где мы стали переводить ранее запрещённых Ахмета Байтурсынова, Магжана Жумабаева и других. А позже Олжас Сулейменов пригласил меня на работу в созданное антиядерное движение «Невада — Семипалатинск». Мне приходилось летать в командировки в США в тот самый штат Невада, и однажды мне предложили работу в тогда неизвестном провинциальном городке Солт-Лейк-Сити, что в штате Юта. Работал я в режиссёрской профессии — снимал рекламные и социальные ролики, какие-то клипы. Работа была сдельной, только за гонорары, как-то мне пришлось поработать даже на церковь мормонов. Причём уезжал я в США, практически не зная языка, но когда есть захочешь, то и по-китайски заговоришь (смеётся).

Я жил в американской семье, понемногу стал общаться с хозяевами и заговорил. А мормонам я подошёл как транснациональный и толерантный режиссёр. Я — выходец из СССР — не был ни мусульманином, ни христианином, ни иудеем, скорее, атеистом, но без особых накруток. Но жить в Америке мне не хотелось, по-настоящему грызла ностальгия. Скажу только, что играть на домбре я научился именно в США и с удовольствием смотрел в записи выпуски программы «Тамаша», которую раньше терпеть не мог.

Главный редактор, генеральный директор, кинорежиссер…


— Когда вернулись в Казахстан?
— В 1994 году как-то созвонились с покойным Алтынбеком Сарсенбаевым (мы с ним сокурсники), и он, будучи тогда уже министром, позвал поработать на благо Казахстана. Сначала я был главным редактором газеты движения «Невада — Семей» «Избиратель». Тогда вообще ещё не было негосударственных изданий, и помню, наше желание вызвало, мягко говоря, недопонимание. Назвать газету я хотел «Караван» и выпускать её на двух языках — русском и казахском. Рубрики даже различные подготовили — «Караван-сарай», к примеру, С этой идеей пришли к Олжасу Сулейменову, но он её зарубил. Мы с ним тогда поссорились, и я заявил: «Вы — поэт, а не газетчик. Поверьте, идея — классная!» Но получился «Избиратель» — в любом случае первая независимая газета в Казахстане. Затем я стал генеральным директором телерадиокорпорации «Казахстан» с коллективом 1 200 человек.

— Теперь вы в кино…
— Вообще, я никогда не занимался тем, что мне не нравится. А кино — это моя профессия. Был период, когда кино невозможно было снимать. Как можно заниматься тем, чего нет? Что касается футбола, то для меня он был, есть и будет всегда, эта любовь на всю жизнь. Если я не выйду на поле и не сыграю хотя бы два раза в неделю, то чувствую дискомфорт. А в кино, по моему мнению, должны приходить люди с багажом жизненного опыта. Я не говорю, что молодым там места нет. Но я уже не раз говорил, что давным-давно не вижу настоящего кино. Мы воспитаны на творчестве Чухрая, Данелия и других, а сейчас мне и в Москве говорят, что кино нет, остались лишь сериалы. Всё делается лишь для прибыли, появилось понятие — коммерческое кино. Нет оригинального мышления, появляются плохие копии плохих копий. Люди растрачивают свой талант попусту.

«Келин» — кино мультинациональное


— Ваш фильм «Келин» вызвал неоднозначную реакцию, и не спросить о нём нельзя. Что вы хотели высказать в картине?
— Это выстраданная вещь, за которую мне не стыдно. Что такое картина? Это год или два твоей жизни. Каждый из них — это всего лишь одно слово. «Келин» — эта женщина свята. Сколько таких слов в своей жизни я скажу? Ну, может, 8–10, но для меня этого достаточно.

— За «Келин» вы получили изрядную порцию критики, если не хулы…
— Было такое… Я бы даже назвал это травлей. Куда только на меня не жаловались, требовали даже выслать из страны. Я спокойно отношусь к подобной реакции. Знал, что есть зритель, который этого не понимает и не поймёт никогда, есть зритель, который не понимает, но старается понять, и есть зритель, которому это интересно и близко. Картина о тюркской жизни и быте прошла в 46 странах мира и получила множество призов. Я делал не просто казахское, а наднациональное, мультинациональное кино, потому его хорошо принимали во Франции и Японии, Америке и Турции…

Футзальный «Кайрат» вызывает гордость


— Вы уже говорили, что без футбола своей жизни не представляете. А следить за ним успеваете? На Финале четырёх в Алматы были?
— Конечно! И страстно болел! Меня всегда приглашают, ведь «Кайрат» для меня родная команда, в которой я был и капитаном. Признаюсь, временами возникало желание выскочить на поле и помочь команде (смеётся). На площадке было бы полегче, чем переживать на трибуне. Не сочтите за брюзжание, но игра сейчас стала другой. На мой взгляд, футзал потерял в зрелищности. Может быть, теперь бы те финты и не прошли, но они в исполнении Шумахера, Жоана, того же кайратовца Андерсона, против которых мне довелось играть, вызывали восхищение болельщиков. А теперь в цене оборонительные тактические схемы и лишь упование на контратаки. Всё это обедняет игру. Победа того же «Монтесильвано» в алматинском финале Кубка УЕФА лишь подтверждает мои рассуждения.

А вообще тот факт, что в Алматы мы увидели турнир подобного уровня, радует. Если бы нам в своё время об этом сказали, мы бы от души посмеялись, как над шуткой. А теперь стали свидетелями. И то, что наш «Кайрат» стал третьим в Кубке УЕФА, вызывает гордость. Ведь футзал — тоже футбол, не в том смысле, что пони — тоже кони, а в том, что это полноценная составляющая международных календарей УЕФА и ФИФА. И наши успехи напомнили мне, что когда наша сборная пробилась в финальную часть чемпионата мира в Гватемале, в рейтинге ФИФА мы были, если мне не изменяет память, на 12-м или 13-м месте. Так что пожелаю нынешнему поколению футзалистов вновь достичь подобного результата.

Турсунов Ермек Каримжанович

Родился 20 июля 1961 года.
Режиссёр, поэт, писатель, переводчик, кинодраматург, автор сценариев, член Союза журналистов СССР.
Лауреат международных конкурсов, лауреат премии «Алтын Адам» 2010 года в номинации «Казахстанец года» за вклад в формирование международного имиджа Казахстана.

Образование:

КазНу им. Аль-Фараби (КазГК), факультет журналистики,
ВГИК, сценарный факультет.
В 2008 году вышел его скандальный фильм «Келин», где он является не только режиссёром, но и сценаристом.
В 2009 году презентован новый роман Ермека Турсунова «Мамлюк», посвящённый знаменитому государственному деятелю средневекового Востока Султану Бейбарсу.
Двукратный чемпион Казахстана, призёр многих международных турниров, бронзовый призёр чемпионата Азии по мини-футболу, мастер спорта международного класса.
Автор: Кайсар Бетпебаев «Футбольные Вести»

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Статистика


    Опрос

    Есть ли у вас интерес к чемпионату Казахстана по футзалу?

    Наверх