SPORTS.KZ
16 марта 2012 (12:32)

Михаил Дедов: «Сильных не любит никто»

Михаил Дедов: «Сильных не любит никто»

Еще рано говорить о выпуске БК «Астана» сезона 2011/2012. Несмотря на то, что сезон этот основной соревновательной серии — Единой Лиги ВТБ практически подошел к концу, республиканские турниры еще продолжаются. Но уже сейчас можно подвести главную черту в первой странице истории этого прорывного, по всем показателям, проекта для казахстанского баскетбола.

Принято, что черту подводить должен генеральный директор или президент клуба. И, как правило, общую итоговую характеристику клубу дает главный тренер. А впечатления от сезона обычно выясняют у игроков, как главных действующих лиц. Но нам показалось, что итог в работе именно дебютного сезона должны подвести те люди, которые непосредственное отношение имели к организации матчей, те, кто первыми сталкивались со всеми вопросами, которые возникали у команды, и те, кто делал все, чтобы работа и генерального директора, и главного тренера, и команды в целом (тут имеются ввиду игроки), была максимально комфортной. Обычно на передовой находятся именно такие люди — административный штаб. У «Астаны» он совсем маленький, совсем ничего по меркам команд Лиги ВТБ. Но ведь мы изначально во всем были поставлены в неравные условия с этими грандами европейского баскетбола. Об этом, мы поговорили со спортивным менеджером «Астаны» Михаилом Дедовым, и узнали его мнение.

— Сейчас уже можно подводить промежуточные итоги сезона. Расскажите, все ли задачи выполнены?
— Вы знаете, смотря о каких задачах говорить. Если о спортивной части, то конечно обидно, что не попали в плей-офф. Тем более, что генеральный директор у нас максималист, то есть всегда ставит нам высокие задачи. Даже ту планку, что не ставит перед клубом вышестоящее руководство, нам задают однозначно. Но если брать команду в целом, то я считаю, что задачи выполнены на все 110–120%. Просто даже если вспомнить то, как мы собирались, с чего мы начинали, в каких условиях-то та модель команды, которую мы произвели — практически идеальна. На сегодняшний день мы полностью соответствуем модели команд Лиги ВТБ и российской ПБЛ, и даже показали, что можем выиграть команд самого высокого европейского уровня.

— Михаил Геннадьевич, давайте перейдем к вашей непосредственной задаче в команде. Какие должны быть критерии у команд Лиги ВТБ?
— Это не только уровень команды на площадке, это — уровень проведения, уровень подготовки, показатель того, что мы состоялись, как клуб. В марте прошлого года, когда мы только встретились с Тихоненко, и обсуждали все эти вопросы, было очень много непонятного. Представьте себе команду, не имеющую традиций, своей базы, полноценного бюджета. Казахстанские игроки на то время не то, что о ВТБ не думали, они и на азиатском континенте-то не на первых ролях были. И сразу кинуть их в европейский уровень команд, было очень сложно. То что нас вообще взяли в ВТБ -я снимаю шляпу перед Тихоненко. Я, честно говоря, не верил в это до того, как нас официально не объявили. Конечно, до этого мы все обсуждали, планы строили, но глобально нас еще и не пригласили даже. Да и с первого раза никто не проходит, тем более было много желающих помимо нас, у которых были и условия, и арена, и бюджет, и имя какое-то. Мы говорим, у нас не было традиций. Традиция — это не то, как мы их понимаем, история и т. д. А даже то, что в столицу впервые приехали такие игроки, как Маршалл, Уильямс, Цветкович, Джонсон, и, конечно, Боничиолли… У меня были большие сомнения насчет того, что специалист такого уровня может к нам приехать. Не из-за денег даже, а просто приехать в Казахстан — который никто уже в баскетболе не помнит и не знает. Насколько я знаю, именно из-за этого ряд игроков отказались приехать. Для них мы были страной третьего мира в баскетболе. Это потом уже, когда приехали наши первые легионеры, было проще говорить и с другими. Сейчас все эти сложности, которые решались в начале сезона, кажутся не столь значительными. Ничего подобного! Громадная работа была проведена — в селекции, в допуске команды в лигу. Кроме этого, вопрос с ареной. В первый раз на велотреке не было ни оборудования, ни покрытия, ни трибун.

— У вас на тот момент было с чем сравнивать?
— Я ездил в «Химки» смотрел, как такие игры проходят, посмотрел регламент — очень жесткий, везде одни штрафные санкции. Мы просто были не готовы. Но опять же, снова снимаю шляпу перед Тихоненко, который задал вектор, сумел организовать работу. Нас, конечно, еще спасли наработки «Тигров». Это тренерский состав, тот же — Меховых, Стребков, административная группа. Это все люди, которые минимальными затратами, дают огромный результат. Для примера скажу, что наш штат в три раза меньше, чем штат клуба «Локомотив» Кубань. Когда у тебя есть костяк, стержень и есть от чего отталкиваться, то ответвления- это не проблема. Мы находились на ровном месте. Даже бюджет — не мы его подгоняли, а нам пришлось себя подгонять под бюджет. Но наш генеральный (В. А. Тихоненко — прим.авт.) — максималист. Он ставит очень высокие задачи, несмотря на условия вокруг.

— Вы говорили о штрафных санкциях, которыми пестрит регламент соревнований. Были ли какие-либо ошибки у нас?
— Хочу похвалиться, что за весь сезон мы не получили ни одного «щтрафника»! Хотя их там больше ста в регламенте. А ведь судейский столик у нас был очень большой проблемой. Баскетбол немного искусственный здесь был, даже домашние игры игрались на выезде. Мы столкнулись с тем, что не было у нас судейского столика. И если он был, то в усеченном составе. Те девчонки и парни, которые сидят у нас за судейским столиком, такого уровня никогда не видели, и поначалу был очень сильный мандраж. Особенно после второй игры с ВЭФом. Один из судей, очень квалифицированный, который обслуживал чемпионат мира, сказал у вас супер-квалифицированные судьи, ни одной ошибки еще не допустили. Я не мог сказать, что это в принципе — их вторая игра в жизни такого уровня.

— Судейский столик, организация матчей. С чем еще команде пришлось столкнуться в самом начале?
— Когда уже стало понятно, что команде быть, когда были игроки, была тренерская команда, существовала одна проблема — это уровень Лиги. Нам нужно было достойно выглядеть несмотря на высокую планку. Первоначально на форумах многие писали, а почему дескать Монголию не взяли, можно было и их пригласить, чего уж там. О нас там такие комментарии были — на грани хамства. Касались и велотрека мол, почему не ипподром, не конюшня, для Казахстана самое то. Никто ведь даже не понимал, что такое Астана и Казахстан. Все специалисты просмотрели выступление национальной сборной, они уже год-полтора на официальных соревнованиях не выступали, и скептицизм этот был вообщем-то понятен. Пришлось им показывать и доказывать. Опять же первые игры уже показали. С тем же УНИКСом — были три четверти достойной борьбы — многие насторожились, случайно это произошло или нет. После победы над «Жальгирисом» — все точки над «i» были уже расставлены: «Астана» заявилась не случайно, это команда, которая будет биться с любой командой, несмотря на уровень, положение и историю.

— Вы ожидали все-таки такой результат от этих игр?
— Знаете, я пессимист в некоторых моментах, скорее даже реалист — составы, которые были у «Жальгириса» и у нас — несопоставимы. Соотношение 7 к 3 не в нашу пользу. Результат оказался другим. Дальше был сезон. Открою небольшую тайну — основная задача была — заявиться, достойно выглядеть, ну и максимум одну-две игры зацепить. Это с «Калевом», и, наверное, с «ВЭФ»-ом. Мы рассчитывали выиграть одну-две, максимум три игры. А итог сезона — 6 побед, еще игра с «Химками», где мы напоследок однозначно попытаемся хлопнуть дверью. Даже остальные матчи были отличные, достойные. У нас за весь чемпионат было, может быть, три провальных матча. Это в Риге, дома с «ВЭФ»-ом, и дома с «Нижним Новгородом». В последней мы вообще должны были побеждать, команда была нам по зубам.

— Получается, команда сразу, нырнула в омут, и поплыла?
— Да, но идеализировать все невозможно, проблемы были и у нас. Но мы справляемся. Баскетбол далеко ушел, и в организации и в проведении. Все это на современном уровне. Наш заслон Валерий Алексеевич Тихоненко, который прошел большую школу и ЦСКА, и Динамо, и сборной СССР. Здесь самые критичные моменты решает он, и направляет нас он. Мы многому у него учимся, но, и ему приходится учится тоже. Есть много ресурсов, которые нужно восполнять, есть много идей, которые идут и дальше. У генерального идеи вплоть до Еврокубков. Но надо, наверное, идти шаг за шагом. У нас проблемы, во- первых, с ареной. Есть в Астане ледовый дворец, есть великолепный велотрек, но в Казахстане нет ни одной арены для игровых видов спорта — для баскетбола, гандбола, волейбола, футзала. Я имею ввиду специализированного — с двумя разминочными, с тренажерными и восстановительными залами. Астана не созрела еще для 10-тысячника. На 5–7 тысяч зрителей было бы идеально. Он необходим как воздух.

— Вы говорите о далеко идущих планах вашего клуба. Известно, что вы инициируете приезд специалистов самого высокого уровня и организовываете семинары для судей, тренеров и детей, это значит, что реализовывать свои планы вы уже начали?
— Мы пытаемся идти по этому пути. Сейчас проводим семинары для тренеров. Я сначала не понимал, для чего мы приглашаем тренеров и судей. В моем понимании, это больше работа федерации. Нас никто об этом и не просил, но мы тем самым помогаем не только федерации, а казахстанскому баскетболу в целом. Тихоненко такой человек, который хочет развивать баскетбол в глобальном плане, а не просто замкнуться на одном только клубе. Сейчас у нас большие задумки по проекту школьной лиги. Нужно, чтобы дети воспитывались в клубной системе, так это делается во многих известных мировых клубах, «Барселоне», «ЦСКА» например.

— Михаил Геннадиевич, такой вопрос. Известно, что проект этот существует за счет спонсорских средств. Теоретически предположим, что будет клубом, если этих средств не будет?
— Проект будет существовать минимум три года. За это время можно зарекомендовать себя, как качественный проект, который может давать свои плоды. Мы ставили задачу, реализовать его, как имиджевый проект. Это проще говоря, визитная карточка страны. Визитку мы уже сделали. Теперь хотелось бы расширенный альбом. Если говорить в сравнении, сначала дается визитка, потом делается бизнес план, потом проект, потом сам продукт. Хотелось бы по этому же сценарию двигаться. Пример у нас есть. «Барыс». Ведь у них тоже, если не ошибаюсь, не очень много людей на трибунах было. А сейчас и на Регулярном Чемпионате и на плей-офф столько желающих было попасть, а столько детей хотят играть в хоккей! Многие говорят, что Астана искусственный город, но ведь сколько доказательств обратному. Не нужно изобретать велосипед, просто нужно его усовершенствовать.

— Тогда другой вопрос сразу. Вот зарубежом наши коллеги восприняли нас изначально, как «кота в мешке», скажем так…
— Как конь в мешке, я бы сказал (смеется — прим.авт.)

— Хорошо, как конь в мешке. А как здесь в Казахстане воспринимают «Астану»? Нет ли ощущения, что вы своего рода раздражитель для команд национальной лиги?
— А сильных вообще редко кто любит. Есть человеческий фактор. Зависть. В лиге мы раздражитель очень сильный, все команды понимают, что находятся с нами не в равных условиях. Естественно, они не могут позволить себе легионеров того уровня, что у нас. Но и мы в таких же условиях в Лиге ВТБ. У команд ВТБ бюджет больше нашего в 2-3-5 раз. Также, как и мы не можем конкурировать с грандами европейского уровня, так и казахстанские команды равноценно не могут конкурировать с нами. В целом, если брать профессионалов, даже та же Федерация, с которой у нас были в начале недопонимания, сейчас нас по большому счету поддерживает. Они понимают, что вместе с нами растет и уровень нашего чемпионата. Если ты будешь играть со слабым, то и будешь всегда слабым. Нужно подтягиваться за сильным.

— Давайте затронем вопрос команды. Что будет с ней во втором сезоне?

— Если говорить по составу, то вопрос, конечно не ко мне. Но в общем, однозначно то, что мы не сохраним ее в том составе, в котором она есть. Легионеры в нашей команде самореализовались на все сто, проявили себя так, как не смогли бы проявить в другом клубе. Соответственно, их рейтинг очень вырос. Контракты наших легионеров заканчиваются в мае. Кто-то останется, кого-то потеряем, ценник на них поднимется однозначно. Кто-то будет нам просто не по карману. Это нормально, это спорт. У нас есть другой момент — положительный. Нам будет легче теперь разговаривать с другими игроками (легионерами), которые хотят, что-то доказать, и я думаю конкуренция между ними возрастет. Кроме этого, тренер Боничиолли останется с нами, еще минимум на один год, а это ключевая фигура в команде. И даже если мы не удержим всех своих легионеров, изменения я думаю, будут не в худшую сторону. Основная проблема — не уронить уровень, что у нас уже есть и не попасть в ту яму, в которую попадают многие дебютанты, выстреливающие в первом сезоне, и не сумевшие потом удержаться.

— Как привыкали наши казахстанские игроки к легионерам?
— Им непросто было изначально. Языковой барьер, абсолютно другие требования на площадке, уровень игры. Я сам немного играл в баскетбол, но у меня не было такого шанса попасть в такую команду, а нашим парням он предоставился. Я считаю, что им нужно понимать, куда они попали и перестраивать полностью свою психику и мышление. Ведь до участия в Лиге, они были единственные в своем роде, великие и неповторимые, шестикратные чемпионы Казахстана! Сейчас нашим игрокам приходится учиться профессионализму. Тебе дают 30 секунд, ты должен выйти и так отыграть, чтобы в следующий раз тебе дальше больше игрового времени. Нужно быть профессионалом, чтобы понимать это.

— Но сейчас их отношение поменялось?
— Конечно, если брать начало сезона, и сейчас — земля и небо. Наши парни молодцы они быстро адаптировались и перестроились. Их погрузили в модель профессионального европейского клуба, который задал Маттео, к которому они в начале не были готовы. У них не было культуры поведения в профессиональном клубе. Это все задается с детства. Для этого и нужны детские школы при клубах — учить, как вести себя на площадке и вне ее, чтобы сейчас не терять на это время. Сейчас же они могут составить достойную конкуренцию легионерам.

— И что же получается, наших ребят — всех — можно считать командой или еще нет?

— Если брать по большому счету, то ДА! В самых экстремальных ситуациях они показали, что команда есть. Когда все понимали что нужно биться и идет жесткая борьба — тогда это была команда. В рядовых играх они естественно ведут себя по разному. Да и невозможно на все игры настраиваться одинаково, вам скажет это любой игрок. Хочу вам сказать, что за год, за два, даже за пять лет у клуба не будет идеальной модели. Клуб — это традиция. Поэтому нужно чтобы все это не пропало, а продолжало расти. И еще хотелось бы пожелать терпения болельщикам, и тем людям, от которых мы зависим. Считаю, что в целом этот сезон прошел гладко, потому, что мы заявились, показали себя. Даже в Казахстане резонанс слабее, чем за границей. Там мы вообще наделали шума. Это же Астана, говорят о нас теперь.

— Спасибо за беседу!

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Статистика


    Опрос

    Довольны ли вы выступлениями «Астаны» в Единой лиге ВТБ?

    Наверх