SPORTS.KZ
28 августа 2012 (00:48)

Светлана Подобедова: «В штангу пошла от нечего делать»

Светлана Подобедова: «В штангу пошла от нечего делать»

Краситься она начала в семь лет, занималась вышивкой и молча сносила насмешки одноклассников

Для чемпионов и призеров из Казахстана завершившейся недавно XXX летней Олимпиады в Лондоне настала пора «собирать камни». Напомним, Игры-2012 для отечественных атлетов стали самыми успешными за всю историю выступлений на главных стартах четырехлетия. На счету казахстанцев семь золотых, одна серебряная и пять бронзовых наград, а также почетное 12-е место в общекомандном медальном зачете.

Победа на Олимпиаде в Лондоне тяжелоатлетки Светланы Подобедовой в весовой категории до 75 кг стоит особняком. Это своего рода вызов судьбе, в котором уроженка России оказалась сильнее.

Мало кто помнит, что 6 лет назад на первенстве мира среди юниоров Светлана, впервые взойдя на высшую ступень пьедестала, подняла планку мирового рекорда среди взрослых до 286 кг. В то время конкуренция в весе, где состязалась Света, была очень большой. На место в сборной РФ претендовали Наталья Заболотная и Надежда Евстюхина, на них и сделали ставку российские тренеры. Выбрать претенденток им в какой-то мере помог допинговый скандал: проба, А Подобедовой, отправленная российской федерацией в лабораторию Международного антидопингового агентства (WADA) в Кельне, дала положительный результат (вместе с ней под подозрение попали еще три спортсмена).

За честь сибирячки можно и нужно было бороться: как известно, существует еще проба В, анализ которой расставил бы все точки над «i». Но боссы Федерации тяжелой атлетики и пальцем не пошевелили, чтобы восстановить справедливость: зачем, когда в данном весе все и так было хорошо?

Последовавшая двухгодичная дисквалификация грозила закатом спортивной карьеры, но Светлана и ее тренер Павел Блинов не опустили рук, продолжали работать. Срок отлучения тогда еще россиянки от большого спорта заканчивался в июле 2008 года, в канун Олимпиады в Пекине. О месте в родной сборной Светлана и ее тренер тогда и не мечтали: о былых заслугах там никто не помнил, а новых не было. Неожиданно для многих сибирячку согласилась принять Федерация тяжелой атлетики Казахстана, куда обратился Блинов.

— Я сначала не поверил ему (Блинову. — М.В.), подумал, что это шутка. Но Блинов говорил на полном серьезе, — вспоминает главный тренер сборной Казахстана по тяжелой атлетике Алексей Ни. — Он предложил, чтобы Подобедова приняла гражданство Казахстана и стала выступать за нашу страну. Тогда я пригласил Свету приехать к нам в Алматы. Мы с ней побеседовали, ей создали условия, и весной этого года она приняла казахстанское гражданство. Уникальность же Подобедовой в том, что она, во-первых, очень сильна в толчке (большинство великих штангистов выигрывали соревнования за счет доминирования именно в этом виде многоборья. — М.В.), а во-вторых, что с самого начала нашего знакомства она говорила, что станет в Пекине олимпийской чемпионкой. Учитывая ее стабильную психику, я ей поверил.

— Мое детство прошло в небольшом городке Зима Иркутской области, — рассказывает Света. — С досугом там было не очень, поэтому в начальных классах ходила в художественную школу, занималась вышивкой, а в 11 лет подруга Таня привела меня в зал тяжелой атлетики. Мне понравилось, и уже через несколько лет начала выезжать на международные соревнования, а еще позже стала двукратной чемпионкой Европы в составе сборной России.

— Однако в 2007 году вы стали казахстанкой. Почему?
— Основной моей конкуренткой в российской команде была моя одногодка Наталья Заболотная. Но ее карьера на международной арене началась немного раньше моей. Ей очень не понравилось, что в 2006-м я, установив мировой рекорд на юниорском мировом первенстве, обошла ее. В общем, друг друга мы невзлюбили. Были постоянные интриги. А тут еще в моем организме обнаружили допинг. Вполне возможно, что кто-то подсыпал какую-то дрянь мне в еду. Меня дисквалифицировали. Было понятно, что дороги в сборную России теперь для меня нет.

— В итоге в сборную Казахстана вы тоже попали не сразу…

— Да. Нужно было дождаться окончания дисквалификации. К тому же россияне всячески пытались помешать тому, чтобы на Олимпиаде-2008 в Пекине я защищала честь Казахстана. В итоге поехала на Игры в Пекин туристом… Спасибо Алексею Геннадьевичу Ни и Энверу Туркелари (турецкий специалист, тренер-консультант сборной Казахстана. — М.В.), которые помогли пережить те тяжелые времена…

— В жизни и спорте у вас было немало взлетов и падений. С чем, на ваш взгляд, больше ассоциируется ваша фамилия: с победой или бедой?

— Меня в детстве многие не любили. Даже не знаю, за что. В школе все дразнили. Никто по имени не называл, только по фамилии. Мне всегда говорили: на тебя посмотришь — у тебя лицо такое наглое, а потом пообщаешься с тобой, вроде ничего, нормальная девчонка. Впрочем, я не очень-то обращала на все эти слова внимания. Это уж точно — не беда. Если будешь на таких мелочах зацикливаться, ныть, переживать, то времени на более важные дела не хватит.

— В составе казахстанской дружины вы стали двукратной чемпионкой мира. Какое золото доставалось тяжелее — в 2009-м в Южной Корее или годом позже в Турции?
— Морально тяжелее было в Анталье. Там выступала моя главная конкурентка — Заболотная. Было видно, что неприязнь, которая между нами возникла несколько лет назад, у нее не прошла. В то же время меня это очень подстегивало. В итоге я ее обошла. После церемонии награждения она меня поздравила, но было видно, что далось ей это очень нелегко. В Париже-2011 я тоже настраивалась только на победу. И даже не думала, что могу кому-то проиграть. Меня еще на спартакиаде спрашивали: «Что может лишить вас победы на мировом первенстве?» Я отвечала: «Только травма». И она, как назло, меня настигла. Перед тем мировым первенством я разбила ключицу. Такое в нашем виде спорта часто случается, и это очень сильно мешает. Нужно было ее недели три не беспокоить, чтобы она полностью зажила. Но не получалось: каждый день были нагрузки, тренировки. Нога у меня сильно болела — два месяца я терпела. Казалось, что в полную силу тренируюсь, но, видимо, подсознательно я боялась усугубить травму и поэтому где-то недорабатывала. Вообще-то я чувствовала, что не все идет гладко. Раньше я просто выходила на помост и делала свою работу.

— В итоге в Лондоне вы все-таки выиграли золото Олимпиады…

— Очень этому рада. Эта медаль для меня самая дорогая.

— Поговорим о личном. Заметил, что на любых соревнованиях вы выходите на помост с накрашенными ногтями…
— А что, я уродина, что ли! Я женщина, поэтому слежу за собой. Краситься начала еще с 7 лет. Тогда впервые «позаимствовала» у мамы лак для ногтей. Сейчас в моем гардеробе помимо спортивной формы есть платья и туфли на высоких каблуках. Жаль, что носить практически негде. Даже во время церемонии награждения лучших штангистов мира несколько дней назад я была в брючном костюме.

— Ну, а любимый человек у вас есть?
— Это Володя Седов, выступающий в том же весе, что и двукратный олимпийский чемпион Илья Ильин (до 94 кг. — М.В.). Мы живем в гражданском браке, он очень добрый и заботится обо мне. В семье у нас равноправие: занимаюсь уборкой я, а вот кушать готовим по очереди. Правда, он не любит ходить со мной по магазинам: я там долго «зависаю», а ему это не нравится.

— Ну, а свадьба-то когда?
— Планируем зимой.

— А как со спортивной карьерой? Продолжите или завершите?
— Пока буду выступать по мере сил и возможностей. А там посмотрим.

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Опрос

    Следите ли вы за выступлениями казахстанских легкоатлетов?

    Наверх