SPORTS.KZ
19 февраля 2007 (13:06)

Али Алиев: У наших футболистов есть терпение

Один из ветеранов «Кайрата» уже не раз порывался трудоустроиться в турецком клубе, но все время что-то мешало: сроки, паспорт, деньги. Однако этой зимой очередная попытка закрепиться в турецком соккере завершилась удачно – Али Алиев стал игроком клуба первой лиги Турции «Себатспор».

Звонок корреспондента «PROСПОРТ» застал полузащитника «Кайрата» врасплох, но все же Али не растерялся и сам первым решил задать вопрос: «Что там с «Кайратом»?» - спросил Али и, получив ответ «Все так же», немного расстроился. Однако долго горевать Али мы не дали, начав расспросы о новом клубе.

- «Себатспор» - клуб первой лиги чемпионата Турции, он является чем-то вроде дочерней команды «Трабзонспора», входящего в пятерку сильнейших коллективов в этой стране, - начал Али.
- Фарм-клуб что ли?
- Нет, это совсем разные команды, никак юридически не связанные, просто из одного города. Политика «Себатспора» - обкатка футболистов, не попадающих в состав клубов высшей лиги. Так как я приехал сразу же после завершения сезона в Казахстане, то мои физические кондиции были не самыми идеальными. И мне менеджеры «Ризаспора» предложили попробовать себя в «Себатспоре». Тренер «Ризаспора» объяснил мне, что они уже провели селекцию и сейчас место в основном составе мне не предвидится: «Я же не могу посадить на скамейку полузащитника, купленного за три миллиона долларов, и выпустить игрока, который еще себя в турецком футболе не испытал». Я с ним согласился, и мы договорились, что после окончания чемпионата я вернусь с «Ризаспор» - клуб высшей лиги.
- Ну и как твои дела в турецком футболе?
- Честно говоря, такое ощущение, что я только начал играть. Вроде «Кайрат» приближался к европейским стандартам по ведению хозяйства, и организация была в алматинской команде неплохая, но то, что меня ждало в Турции, просто неописуемо. Однако попробую нapиcoвать картину. К примеру, отправляясь на первый выездной матч, я по привычке стал складывать вещи в сумку: форму там, бутсы, полотенце и так далее. Подходит ко мне администратор и говорит: «Ничего не бери с собой, лишь предметы личной гигиены, полотенце ни к чему. Остальное все просто сдай». Приезжаем на игру, а в раздевалке моя сумка с вещами: и полотенце там, и форма, и бутсы, и тренировочный костюм в общем, все на месте. Кстати, недавно делился впечатлениями с Андреем Карповичем, и он мне рассказал, что и в «Динамо» все также на высоком уровне.

Про Володю Колева, историческую родину и немного о сборной

- Значит, тебе уже довелось поучаствовать в официальных матчах?
- Да, уже отыграл в двух встречах. Так как я приехал, не проходя никаких сборов, то тренерский штаб провел полное детальное обследование моего организма, и врачи выявили, что я готов лишь на 60 процентов. Поэтому мне дали паузу для восстановления. После этого тренер выпустил меня на 45 минут в одном матче, а в следующем я уже отыграл все 90.
- Впечатления?
- Непередаваемые. Для полного счастья не хватает лишь вызова в национальную сборную Казахстана. Знаешь, сейчас мечтаю лишь об этом. Хочу полностью реализовать себя, защищать честь флага своей родины. Это не просто громкие и красивые слова, а что-то вроде крика души. Засыпаю с мыслями о сборной. Когда мой агент привез меня сюда и представил нескольким селекционерам клубов, то первый их вопрос был: «Являетесь ли вы футболистом своей сборной? Когда ответил, что нет, тут же 5-6 человек развернулись и ушли, даже не стали дальше выслушивать информацию обо мне. Можешь себе представить такое? И так не только в Турции, в той же Греции все идентично. Они просто не будут с тобой разговаривать, будь ты хоть самим Марадоной: если не вызываешься в сборную, то расценивать тебя как потенциальное усиление клуба никто не станет. Мне же просто повезло, я в контрольном матче забил и отдал голевую передачу. Вот и все. Спасибо моему агенту, болгарину Володе Колеву, который представил меня профессионально, подготовил видеоматериал о моих выступлениях за «Кайрат».
- Колев сам вышел на тебя?
- На предсезонных сборах он привозил в «Кайрат» сербских футболистов и случайно стал свидетелем моей игры, а по завершении подошел ко мне и спрашивает: «Тебя как звать?» - «Али», - отвечаю ему, а он мне: «Кто ты по нации? - Я ему: «Турок». Он говорит: «Хочешь попробовать себя на своей исторической родине?» Я не стал всерьез воспринимать такое предложение, но сказал, что мне это интересно. Мы обменялись координатами, а ближе к окончанию первого круга прошлогоднего чемпионата он позвонил мне и предложил приехать в Турцию. Тут меня просмотрели и хотели тут же подписать, но у меня еще действовал контракт с алматинцами. А платить за футболиста, у которого через три месяца истекает трудовое соглашение, никто не станет. Решили, что
Подождем до окончания сезона. Как только он завершился, я собрал вещи и сел в самолет.
- В команде встретили нормально?
- Может быть из-за того, что у нас общее вероисповедание - ислам, а я так же, как и они, турок; и менталитет несколько схож, не знаю, по какой именно причине, но общий язык с новыми партнерами нашел сразу же и без каких-либо проблем. Кстати, мне больше всего хочется поделиться вот чем: как только в турецкой прессе прошла информация о том, что приехал футболист из Казахстана, так через несколько дней на базу «Себатспора» приехали казахи, обучающиеся в турецких лицеях. Ребята из Караганды и Актау приехали с флагом Казахстана и приветствовали меня... До сих пор от воспоминания об этом все внутри переворачивается. Так приятно! Это словами не передать. Мурашки по коже от этого (смеется). Пригласил их к себе домой, и мы вместе поужинали. Правда, ребята говорят только на казахском, и мне пришлось вспоминать язык, но ничего, в грязь лицом не ударил, все-таки говорю же на казахском. В общем, я был растроган.

Про прессу, «фишку» и Зеедорфа

- На тренировках уже успел продемонстрировать умение бить из стандартных положений?
- Да, и не только на тренировках. Я уже в игре бью штрафные, дважды доверили. Первый удар вратарь взял, а второй угодил в штангу. Кстати, на первой же тренировке тренер заставил бить через «стенку», благо, не подкачал, удары получались. Видимо, из видеоматериала им стало известно, что была такая «фишка» у меня - со стандартов забивать (смеется). Думаю, что мною просто движет желание показать себя, доказать, прежде всего, самому себе, что я еще не выдохся как футболист, что еще умею и могу играть. Поэтому дела в Турции складываются нормально.
- Местная пресса отзывалась об Али Алиеве также положительно?
- Могу привезти тебе газеты, когда заеду домой к родителям. После первого моего матча меня пригласили в пресс-центр, где журналисты дали оценку моей игре. Честно говоря, я их впечатлил. Газета Fanatik устроила фоторепортаж с матча, и большинство снимков акцентировались на мне.
- Сколько интервью успел раздать?
- За две с половиной недели четыре раза общался с журналистами.
- Показатель неплохой.
- Местному телевидению давал блиц-интервью перед матчем, а телеканалу, вещающему на всю страну, более обстоятельное. А фанаты что творят! Знаешь, как ноги сами бегут, когда они поддерживают тебя? На предматчевой разминке стадион уже почти полон, болельщики сочиняют свои речевки для каждого игрока и подзывают тебя к трибунам. Тренер не возражает, если ты подойдешь и аплодисментами поблагодаришь их за это. Первый матч мы играли в Стамбуле, на легендарном «Ататюрке», где проходил финал Лиги чемпионов-2005 между «Миланом» и «Ливерпулем» мы разместились в раздевалке, где находились футболисты «Милана». Они там свои автографы оставили.
- Чей же шкафчик ты занимал?
- Кларенса Зеедорфа.
- Вы же футболисты одного амплуа. Кстати, на какой позиции тебя используют?
- Играю центральным полузащитником, под нападающими, даже на правом фланге попробовал себя. Ихрам Дерелиоглу - наш тренер (он с помогал Шенолу Гюнешу на чемпионате мира-2002, когда Турция заняла третье место) - видит меня в центре поля.
- Семью пере везти успел?
- Нет, у супруги сейчас сессия. Отрывать ее не хочется, но скоро она присоединится ко мне. Здесь клуб снимает мне квартиру с окнами на Черное море. Вообще организация тут самая высшая. Как только я приехал, у меня взяли мои паспортные данные и открыли счет в банке. Когда я прилетел в Стамбул, меня там встретил представитель клуба, посадил на самолет в Трабзон, а здесь меня встретил клубный автобус и привез на базу, где уже была готова комната. То есть тут нет никакой спонтанности. Все четко. Здесь не думали о моем приезде в день прибытия, а подготовили все заранее. Так же, как в Испании, президенты клубов в обязательном порядке смотрят матчи вместе. Это норма. А у нас, в Казахстане, что творится?! В общем, «отбыть номер» на поле невозможно: президент, человек, который платит тебе деньги, следит за твоей игрой, и ноги сами бегут от такого внимания. После победы он сказал, что нас ожидает премия. На второй день звонят из банка и говорят, что на мой счет поступила определенная сумма. Теперь я не удивляюсь тому, что Турция «выстрелила» на чемпионате мира-2002. Это не спонтанность. Например, наша база находится прямо на берегу Черного моря. Есть три поля. Тут у клубов даже третьей лиги мячи Nike и Adidas самой последней модификации. То есть все самое лучшее и качественное. Единственное, к чему еще не приспособился, - кухня. Завтрак какой-то непонятный. Плюс еще матчи проводятся в дневное время, как в Англии.

Про «пардон», умницу брата и еще раз про сборную

- Раз ты турок, значит, языкового барьера не существует?
- Как такового барьера нет, однако к диалекту еще не привык. Меня могут спутать то с азербайджанцем, то с туркменом. Но все же языковая база одна, все мы относимся к тюркоязычной группе. Трабзон близок к грузинскому городу Батуми, и тут порой звучат даже грузинские слова. Стамбул же более европейский город, и диалект какой-то у них немецко-французский. «Извини» у них - «пардон». Так что суди сам. Ничего, два-три месяца - и привыкну. Главное - понимаю тренера на установке.
- Известно, что твой младший брат Пиралы сейчас находится на печении в Германии. А после его окончания он присоединится в Турции к своему клубу, «Астане». Увидитесь?
- Непременно. Вообще, мечтаю о том, чтобы он тоже играл в Турции. Чтобы он почувствовал на себе, что такое футбол. Чтобы мы вместе играли за сборную Казахстана. Кстати, теперь мне даже становится жаль Арно Пайперса, ведь в Голландии тоже организация на самом высоком уровне, он, наверное, привык к этому, и мне даже страшно представить, с чем ему пришлось столкнуться в Казахстане. Нет у нас хороших полей, где сборная могла бы тренироваться, нет другого, третьего и так далее, и я теперь понимаю его, как ему приходится тяжело. А по поводу Пиралы я уже разговаривал со своим агентом, и он сказал, что постарается помочь брату с трудоустройством. Но все будет зависеть от него самого. Проявит себя - умница, нет - брат ничем не поможет.
- Между прочим, ему будет легче, чем тебе: ведь он кандидат в сборную.
- Теперь ты понимаешь, как мне было тяжело?! Плюс ко всему и рейтинг у нашей сборной не самый высокий. Турция здесь «отвозила» наших - 4:0, а в гостях - 6:0. И они все это прекрасно помнят.
- Кстати, о тех матчах в Турции отзывы слышал?
- Честно говоря, они все еще смеются над нами. Говорят что-то вроде: «Да после удара Фатиха Текке у вашего вратаря палец сломался». Приходится им объяснять, мол, турки, дорогие мои, вы сколько лет уже живете как самостоятельное государство? 80? А мы лишь 15. И мы не так давно в УЕФА, тогда они только начинают понимать глупость. своих сравнений.
- У меня есть друзья, которые работают в Турции, и они говорят, что там не самое лучшее отношение к туркам, приехавшим из других стран. Правда ли это?
- Они считают нас людьми иного мира, сорта, если хотите. Они говорят, что они турки-огiginаl, а остальные - алтайские турки, немецкие, казахстанские - не чистые турки, люди другого мира. У меня даже на этой почве возник конфликт с одним из футболистов команды. Я ему сказал: «Вы считаете, что вы, стамбулские турки – истинные представители нации, а мы, потомки Османской империи, оставшиеся в других странах, таких, как Грузия, мы - не турки? Зато мы более дружны, мы живем какой-то своей общиной, где каждый помогает друг другу. Если кому-то нужны деньги, мы всегда поможем, а вы же несколько обособлены».
- Когда теперь планируешь побывать у родителей в Алматы?
- Даже не знаю, надеюсь, что меня все-таки пригласят в сборную. Я этого очень сильно хочу. Знаешь, что обидно больше всего? Вахид Масудов привлекал меня в сборную однажды, когда мы играли с Эстонией, я тогда был совсем молод, но мне дали шанс. После этого сборную возглавил Леонид Пахомов, а после него Сергей Тимофеев - и никто из них не дал мне ни малейшего шанса проявить себя. Кого только не проносило через эту сборную! Елки-палки! Даже из Кызылорды футболистов вызывали, из «Кайсара», который только борется за выживание. Отовсюду приглашают, а меня ни на один сбор, ни на одну товарищескую игру не вызвали. Неужели я настолько слабый футболист?
- Не сказал бы. Вряд ли тогда играл бы в «Кайрате» так долго.
- Мне приятно, что ты понимаешь. Кто бы ни работал в «Кайрате», он не отказывался от меня. Не соответствовал бы я уровню клуба - давно бы убрали. Поверь, я не пытаюсь через вашу газету воздействовать на тренерский штаб сборной. У Арно Пайперса свой взгляд на футбол, и, возможно, я не вписываюсь в его концепцию. В конце концов ему отвечать за результат, так что решение принимать ему, и я уважаю его мнение. Это уже моя головная боль, которая мучает перед сном. Возможно, моя самооценка завышена, если это так, то скажи откровенно. Завышена?
- Во всяком случае, симптомов звездной болезни не наблюдается.
- Я всегда был честен, откровенен и к своему делу отношусь профессионально. Ни разу не отказал журналистам в интервью, болельщикам – в автографе. Никогда. Какая звездная болезнь? Как говорится, сколько пота ты пролил, столько от жизни и получишь. В «Кайрате» я не попадал в состав, но все равно усердно работал на тренировках, и вот результат - сейчас являюсь игроком клуба первого дивизиона Турции.
- Может быть, дело в том, что на твоей позиции в сборной выступают признанные лидеры команды - Руслан Балтиев и Нурбол Жумаскалиев?
- Так они же атакующие футболисты, а я могу и оборонительного хава играть, не думаю, что смотрелся бы хуже того же Андрюхи Карповича или Андрея Травина. Они сильные футболисты. Думаю, что я не слабее Никиты Хохлова. Во всяком случае, могу еще и на правом фланге сыграть.

Про попытку Булешева, нытиков и казахстанский характер

- Твой многолетний партнер по «Кайрату» Алибек Булешев тоже пытался закрепиться в турецких клубах...
- Всех тонкостей его дел не знаю, известно лишь, что ему не хватило времени проявить себя. Он играл за дублеров какого-то клуба против команды, которая «возила их в одну калитку». Что он мог там показать? Ито умудрился пенальти заработать. Но вопрос еще не решен окончательно, возможно, летом у него еще будет шанс. А так мне кажется, что будь он в оптимальной форме и дай ему шанс посерьезнее этого, то ему по силам будет обратить на себя внимание. Мы с ним встречались в аэропорту, когда он улетал обратно, а до этого я старался помочь ему в бытовых вопросах.
- Ну а если сравнивать сам уровень игры между клубами казахстанской суперлиги и первой лиги Турции, то разница существенная?
- Она есть. Сам еще до конца не вошел в этот ритм. Здесь все делается чуть-чуть быстрее. Сама динамика игры выше, немножко зазевался - и ноги тебе оторвут вместе с мячом. Тут еще и поля получше, причем намного. Стараюсь брать своей работоспособностью и правильным выбором позиции.
- То есть нашим футболистам по силам играть в Турции?
- Почему бы нет? У меня тут спрашивают, есть ли у нас в Казахстане футболисты, способные усилить команду. Я им говорю, возьмите билет да слетайте на какое-нибудь дерби. Ну что, у нас хороших, добротных матчей нет что ли? «Кайрат» - «Актобе» - чем не хороший матч? Вот сейчас контракт с грозненским «Тереком» подписали Степаненко и Кренделев из «Тараза». Значит, можем мы играть за рубежом. Я бы не сказал, что Кренделев был лучшим левым крайним хавом в Казахстане, а ведь подписал контракт. Просто ненужно бояться предлагать наших футболистов другим клубам. Вон, посмотри, как узбеки работают. В Россию отправляют не самых сильных игроков и не боятся этого. Тут вот «Бешикташ» организовал товарищеский матч с «Вердером», пригласил его, заплатил какие-то деньги, проиграл немцам 0:4, а после матча президенты двух клубов поговорили – и немцы улетели с тремя перспективными турками на борту. Вот и все! А разве к нам никто не приедет? Те же российские клубы. Предложите им наших молодых, перспективных - и всего-то делов.
- Вот ты много хвалебного рассказал про Турцию, а есть чем нам похвастаться? Чего нет в Турции, что есть у нас?
- (после паузы) Знаешь, наши футболисты самые терпеливые в мире. Посуди сам, некоторые команды добираются в другие города на поезде по двое суток, без нормальной пищи, без определенных гигиенических норм, без душа. Зарплату задерживают нашим месяцами, матчи проводятся в пятидесятиградусную жару где-нибудь в Кызылорде. И все наши терпят скрипя зубами. Это самые выносливые и терпеливые футболисты в мире, и я горд, что тоже из этой среды. Нас трудностями не сломить. Мы играем на отвратительных полях, живем в ужасных гостиницах, ждем зарплаты месяцами – и все равно терпим. В Турции же футболисты – нытики, в. такую жару, как в Кызылорде или в Шымкенте, не то что футболисты, тренер бы отказался выводить команду на поле. Потребовал бы перенести матч на более позднее время, когда жара спадет. Тут мы, клуб первого дивизиона, живем лишь в пятизвездочных отелях. А представляешь, что творится в «Галатасарае», «Бешикташе», «Фенербахче»? В Казахстане местных футболистов не ценят, зайдешь к президенту, а он на тебя смотрит равнодушным взглядом. Когда же приезжает легионер, так ему сразу все условия - живи и наслаждайся, будь так, добр. Только не подумайте, что я говорю про «Кайрат», там все было не так. Но в остальных клубах, во всяком случае во многих, все именно так и обстоит. В Турции же все равны.
- Кстати, у вас в семье теперь два чемпиона Казахстана. Если вспоминать навскидку, то только братья Азовские приходят на ум из тех, кто также завоевывал золотые медали, являясь членами одной семьи.
- Действительно. Успехам младшего рад, он умница, пашет, вкалывает на тренировках. Старается парень обойти старшего брата (смеется). Только братья Азовские все равно не так титулованы, как мы. Я ведь, помимо чемпионского титула, еще и дважды выигрывал Кубок Казахстана. Теперь отец может нами гордиться.
- Кстати, помнишь как в 2001 году «Кайрат» в финале кубка победил «Женис»?
- Да, тот матч был просто фантастическим. Мы выиграли 3:1. Нам Юра Аксенов со штрафного сумасшедший гол положил, но потом мы собрались и забили им трижды. Тогда наша победа считалась сенсационной, ведь тот «Кайрат» был скроен из футболистов, которые никому больше не были нужны. Громких приобретений не было, а у «Жениса» в составе выступали Ловчев, Аксенов, Тлехугов...
- После матча ты бросил майку болельщикам, что с ней потом случилось, видел?
- Нет, помню, что бросил, но потом побежал праздновать успех вместе с командой. Круг почета бежали. А что с ней произошло?
- Ее разорвали на лоскутки...
- Да? Даже не знал об этом. Тут, кстати, меня просили привезти им майку «Кайрата», у клуба есть свой музей, и там много разных маек: тут и «Коринтианс» и многие другие известные клубы. Теперь нужно и «Кайрат» к ним присоединить, а если даст Аллах, то и майку национальной сборной Казахстана.

Айдын Кожахмет
«PROСПОРТ Казахстан»
"Sports.KZ"

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь
    Больше новостей

    Статистика


    Опрос

    Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?

    Наверх